Выставка «Врубель. Лермонтов. Тарханы» в Абрамцево.

 

Место проведения: флигель «Поленовская дача» Музея-заповедника «Абрамцево»
Сроки проведения: 27 октября — 15 ноября 2018 года

Музей-заповедник «Абрамцево» совместно с Государственным Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы» представляет выставку «Врубель. Лермонтов. Тарханы». Торжественное открытие которой состоится 27 октября 2018 года в 16.00.

Трудно перечислить все дарования М. Ю. Лермонтова, который помимо своих литературных трудов, занимался живописью, делал переводы с произведений иностранной литературы, увлекался шахматами, играл на скрипке. Ранняя смерть поэта оставила неосуществлёнными многие его проекты, такие, как мечта о собственном журнале или о жизни, полностью посвящённой литературным трудам. Но прекрасен и бесценен тот мир, что запечатлён в его стихах, поэме или прозе; мир, порой по-юношески романтичный или трагичный, порой, наполненный зрелыми переживаниями и впечатлениями.

Лермонтов-художник всегда шёл рядом с Лермонтовым-поэтом. Конечно, невозможно сравнить по значимости литературные труды и живописные опыты, но последние представляют интерес, как зримое отражение мира, созданного в стихах. Не являясь в прямом смысле иллюстрациями к произведениям поэта, многие графические и живописные работы тесно перекликаются с ними сюжетами.

Раннее детство Лермонтова, пора самых ярких и плодотворных впечатлений, прошло в имении Тарханы, принадлежавшем его бабушке, Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Именно в честь её супруга, Михаила Васильевича Арсеньева, будущий поэт и получил своё имя. Мир старой усадьбы навсегда сохранился в памяти мальчика, и узнаваемые образы природы края своего детства, он неоднократно повторит в стихах.

Лермонтов был одним из любимейших поэтов М. А. Врубеля, академика Императорской академии художеств.  Многие его стихотворения, и поэму «Демон», художник знал наизусть и любил их декламировать в дружеском обществе.

В 1891 году М.А. Врубель в числе других художников принимает участие в оформлении юбилейного собрания сочинений Лермонтова, для которого создаёт целый цикл иллюстраций, представленных на выставке в факсимильных воспроизведениях 1964 года.

Первое обращение художника к теме иллюстрирования произведений Лермонтова, произошло в 1880-х годах; на выставке представлена относящаяся к этому периоду акварель из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» - «Кирибеевич».

Отдельной темой в творчестве Врубеля стал «Демон», неоднократно воспроизведённый и как иллюстрация к поэме, к опере, и в качестве самостоятельного произведения. «Врубелевский демон»– это нередко самостоятельный персонаж, воплощение стихии творчества уже художника, а не поэта; но при этом по-прежнему родственный мятежному «царю познанья и свободы».

В творческой судьбе Врубеля особую роль сыграла семья Мамонтовых. Атмосфера Абрамцевского художественного кружка оказалась необычайно привлекательной и плодотворной для М. А. Врубеля. Он был очарован поэзией национального духа, «интимной национальной ноткой», которая всюду, по его словам, чудилась ему в Абрамцеве.

Врубель становится активным участником Мамонтовских художественных проектов: он пишет декорации для домашних спектаклей, а позже и для Русской Частной оперы (на выставке представлен его эскиз к занавесу «Италия. Неаполитанская ночь»); выполняет панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» для Художественного павильона Нижегородской ярмарки, активно работает в Абрамцевской гончарной мастерской.

Тонко чувствуя и понимая музыку, в блеске и переливах глазурей Врубель старался поймать отзвуки мелодий. По мотивам опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка» выполнены каминные скульптуры Волхова и Весна. Поэзией Лермонтова навеяна Морская царевна; игра безудержной стихии, не то природной, не то музыкальной, не то художественной, воплощена в вазе «Смерч».

Литературные или музыкальные произведения часто становились источником вдохновения для Врубеля. Так, эскизы к монументальному панно «Фауст. Триптих», которое было заказано для украшения московского дома А. В. Морозова, были навеяны не только известным литературным сюжетом, но и музыкой Ш. Гуно. Восхищение поэзией У. Шекспира отразилось созданием эскизов «Ромео и Джульетта», выполненных к витражу готического окна для того же особняка.

Выставка рассчитана на самую широкую зрительскую аудиторию, особенный интерес представляет для групп учащихся среднеобразовательных школ.


По материалам пресс-релиза

 



Возврат к списку

версия для печати