ОРЛОВ Юрий Александрович


ОРЛОВ Юрий Александрович

Живописец
Родился 14 ноября 1957 года в Ставрополе. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2019г.)

Народный художник Российской Федерации (2017г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2004г.)
Член Московского Союза художников (с 1988г.)
Член Союза художников России (с 1997г.)
Член Международной академии культуры и искусства (с 2020г.)

Образование: Ставропольское краевое художественное училище (1978г.); Творческая мастерская Академии художеств СССР под руководством А.П. и С.П. Ткачевых (1989-1991гг.). 

Профессиональная деятельность: художник Студии художников им. В.В.Верещагина МВД России (1992-2020гг.); художник Студии военных художников им. М.Б.Грекова (с 2020г.).

Основные произведения: «Уехали» (1979г.); «Девушка с чёрным бантом» (1987г.); «Пока над нами золотые купола» (1987г.); «Тупик» (1993г.); Проигранная партия (1996г.); «Крещение» (1997г.); «Домашний праздник» (1998–2000гг.); «Торжок зимой» (2008г.); «Горицкий монастырь» (2010г.); «Март в Суздале» (2012г.); «Оркестр» (2020г.); «В усадьбе Петровское» (2020г.); «За Родину!» (2021г.); «Александр Невский» (2021г.); «Чеканя шаг» (2021г.).

Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), , Российской академии художеств (Москва), Курской областной картинной галереи имени А.Дейнеки, Новгородского музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское», Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Липецкого областного художественного музея, Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Мемориального музея-усадьбы художника Н.А.Ярошенко, Историко-краеведческого музея им. В.Р.Ясинова, Ярославского художественного-музея, Ульяновского областного художественного музея, Туапсинского историко-краеведческого музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, Пятигорского музея изобразительных искусств, Тамбовской картинной галереи, Министерства культуры России, Министерства внутренних дел России, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых, а так же в частных коллекциях России и за рубежом.

Участник выставок с 1978 года. Персональные выставки: Выставочный зал дома художника г. Ставрополь (1988г.); Швеция, г. Мальмё (1995г.); Российская академия художеств (Москва, 2007г.); ЦДХ Москва, 2007г.); Московская Патриархия (2008г.); Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова (2011г.); Союз художников России (2012, 2017гг.); Студия художников им. В.В.Верещагина МВД России (2013г.); Ставропольский краевой музей изобразительных искусств (2015г.); Пятигорский краеведческий музей (2016г.); Ставропольский краевой музей изобразительных искусств (2017г.); Московский Союз художников на Тверской (2019г.); Центральный дом Российской Армии (2022г.).

Общественная деятельность: заместитель председателя живописной комиссии СХР (...г.); член правления товарищества живописцев (...г.), член жилищной комиссии МСХ (...г.).

Государственные и общественные награды и премии: юбилейный знак Ставропольского крайкома ВЛКСМ «60-лет комсомолу Ставрополья» (1981г.); Почётная грамота Ставропольский крайком ВЛКСМ «За создание высокохудожественных произведений о молодёжи, участие в творческих выставках» (1983г.); почётная грамота Ставропольская организация РСФСР «За активную творческую работу в связи с 70-летием Советской Власти» (1987г.);  Лауреат премии комсомола Ставрополья им. А. Скокова в области литературы, культуры и искусства (1988г.); Лауреат премии МВД России за лучшие произведения в области литературы, культуры и искусства за живописное произведение «Проигранная партия» (1997г.); диплом Московского Союза художников за произведение «Домашний праздник» (2002г.); диплом СХР за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России (2004г.); диплом СХР за произведение «Торжок зимой» (2006г.); диплом МСХ «За лучшее произведение, экспонированное на выставках 2007г.» (2007г.); медаль МСХ за заслуги в развитии изобразительного искусства (2012г.); золотая медаль СХР (2012г.); медаль и диплом Н.П. Крымова МСХ (2013г.); Благодарность Академии управления МВД России «За активное участие в патриотическом и духовно – нравственном воспитании личного состава Академии Управления МВД России (2014г.); премия Гран – При за картину «Крещение» Всероссийский конкурс художественных работ « Семья – душа России» (2017г.); почётная грамота МВД «За добросовестное исполнение служебных обязанностей и достигнутые успехи в работе» (2017г.); благодарственное письмо г. Ставрополя за проведение выставочного проекта и участие в юбилейной программе посвященной 240-летию со дня образования Ставрополя (2017г.); Благодарность Министерства Внутренних дел В. Колокольцева «За образцовое исполнение служебных обязанностей и достигнутые успехи в работе» (2018г.); золотая медаль СХР В.Суриков «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России» (2022г.). 

Награды РАХ: Медаль «Достойному» РАХ (1998г.); Золотая медаль РАХ (2017г.); Дипломы РАХ (1996, 1998, 2016гг.).


«Метафизика света и тени. Юрий Орлов»
Драматическое столкновение света и тени, их усмиренная волей художника конфликтность – основа живописной стилистики картин Юрия Орлова. Его творчество отблеск великой караваджистской традиции в нашу московскую современность. Орлов увлечен достижением метафизической реалистической сверхматериальности, весьма далекой от охлакратического натурализма. Своим, только ему присущим «языком формы», утверждает «последнюю правду» отображаемой им предметности. В личной трактовке формы учитывает типологию вещей и материальностей, точно зная и тактильно ощущая, что должно моделировать анализирующей линией, что растворять в тайне пятна с по месту расставленными бликами, говорящими о вещи порой больше, чем скрупулезная детализация… Доведенная до знаковой узнаваемости изолированно освоенная предметность связывается в выверенную композиционность сложным арабеском переплетенных друг с другом собственных и падающих теней, тем самым непрерывным бегом «большой тени», что составляет ясную профессионалам структурирующую пластическую идею в караваджизме. Доминантно теневая материализация охраняет форму от импрессионистических случайностей.
Вторая особость творческого метода Юрия Орлова (именно метода, ибо наш художник последователен во всем, что касается профессии – от безукоризненного окружающего рабочего порядка до тщательного соблюдения технологических законов ремесла) — точный, не терпящий недопроявленностей, рисунок. Повествующая линия, тень, погружающая в тайну, и свет, вроде как свободный в своих перемещениях, но оказывающийся на точно отведенных местах, соединяясь в триединство, создают очищенную от случайностей, не обескровленную метафизическую вещность, вернее, еще раз повторимся, соединяясь, утверждают «последнюю правду» о материальностях, отобранных именно и только Орловым из окружающего хаоса.

С.А. Гавриляченко



Возврат к списку

версия для печати