АВЕРЬЯНОВ Александр Юрьевич


АВЕРЬЯНОВ Александр Юрьевич

Живописец
Родился 29 ноября 1950 года в с.Лопасня Московской области. Живет и работает в г.Чехове Московской области.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2020)

Член Творческого союза художников России и Международной федерации художников (2006)

Образование: Московское художественно-промышленное училище имени М.И.Калинина (1970), руководитель диплома Т.Н.Тихонова.

Основные произведения: «Оборона Смоленска 5 (17) августа 1812 г.» (1994, холст, масло 151х250 см, собрание Музея-панорамы «Бородинская Битва»); «Под Городней. 13 (25) октября 1812 г.» (1999, холст, масло, 100,5х80 см, собрание Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года); «Ветеран» (1999, холст, масло 60х80 см, собрание Музея-панорамы «Бородинская Битва»); «Бой за Шевардинский редут 24 августа (5 сентября) 1812 г.» (2003 г. холст, масло 130,5х80 см, собрание Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника); «Конногвардейцы при Бородине» (2003 г. холст, масло 34х50 см, собрание Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника); «Князь Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака» (2005, холст, масло, 127х202 см, собрание Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника); «На западной границе. Июнь 1812 г.» (2008, холст, масло 111,5х130 см, собрание Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника); «Париж. 1814 год» (2016, холст, масло, 110х85 см, собрание Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника); «Парадный портрет Васильчикова Николая Ивановича» (2016, холст, масло, 80х60 см, собрание Музея-усадьбы «Лопасня-Зачатьевское»); «Генерал от инфантерии М.Б. Барклай де Толли в сражении при Бородино» (2018, холст, масло, 110х170 см, собрание Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника), а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

В 1995 году принимал участие в работе над диорамой «Курская битва» для музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе под руководством народного художника РФ Н.С.Присекина. Выполнил иллюстрации и реконструкции обмундирования русской армии для ряда военно-исторических изданий.

Произведения находятся в собраниях Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника (д.Бородино, Московская область), Музея-панорамы «Бородинская битва» (Москва), Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года, Музея-усадьбы «Лопасня-Зачатьевское» (Чехов, Московская область), Калининградского областного историко-художественного музея.

Персональные выставки прошли в Музее-усадьбе «Лопасня-Зачатьевское» (Чехов, Московская область, 2008); Музее-панораме «Бородинская битва» (Москва, 2010, 2021).

Государственные и общественные награды: Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).


«Реставратор Памяти»
В постсоветское время батальный жанр захлестнула эклектика. Несгибаемые «комиссары в пыльных шлемах» уступили место благородным и утончённым «поручикам Голицыным» и «корнетам Оболенским», лихим чубатым «хорунжим», увешанным Георгиевскими крестами, широкоплечим витязям в сияющих кольчугах и шеломах и так далее. Тут уже не до суровой прозы войны. В моду вошли эпические картины, на которых русские воины всегда красивы, горды, храбры, добродетельны и освещены солнцем, а враг зол, ущербен, порочен и покрыт мраком. В манерных композициях солдаты и офицеры, витязи и воеводы смотрят друг на друга обожающими взорами, грозно хмурятся на неприятеля и даже погибают в изящных позах. Из-за сентиментальной неправдоподобности и приторной шаблонности многие замечательные по живописи произведения так и не получили признания.
Скромно работая и формируясь как художник в Чехове, Аверьянов избежал всех этих модных столичных тенденций. На его картинах война остаётся войной с жертвами, потерями, разрушениями, тяжёлым трудом. В этом он продолжает традиции Василия Верещагина, по собственному опыту знавшего, «что на каждый час славы приходится 20, 30, 40 и, пожалуй, гораздо больше часов страдания и мучений всякого рода». В произведениях Аверьянова нет романтизации войны, зато есть впечатление реальности изображённого подвига. Но не показного, не «картинного», а прямо по Льву Толстому: «Храбрый тот, который ведёт себя как следует».
При всей точности деталей форменной одежды, амуниции, оружия на картинах Аверьянова отсутствуют «марширующие рейтузы». Вы не увидите разодетых с иголочки щёголей, как это представляется многим под влиянием ярких фильмов о гусарах. С огромным уважением художник пишет русскую пехоту, всегда выносившую на себе основную тяжесть всех войн. Фигуры солдат изображены настолько аутентично, что чувствуется скованность их движений от толстого суконного мундира, тяжести ружья, ранца, кивера, тесака. Вы можете заметить обгорелые полы шинели, оторванную пуговицу, грубую заплатку, перепачканные сапоги, побитый чайник и массу мелочей, благодаря которым все вещи кажутся объёмными, а персонажи реальными. Да и сами они отнюдь не всегда писаные красавцы.
Творчество Александра Аверьянова хорошо известно за рубежом. При этом его живописная летопись наглядно представляет современной иностранной аудитории достоверный взгляд на войну 1812 года и показывает, что грандиозной Великой армии, собранной Бонапартом почти со всех стран Европы, храбро и успешно противостояла русская регулярная армия. Картины Аверьянова производят сильное впечатление на зарубежных зрителей, воспитанных в традиции считать поражение Наполеона в 1812 году только следствием морозов и представляющих русские войска того времени лишь как дикую орду казаков.
Александр Кибовский, кандидат исторических наук, академик РАХ

Иллюстрация в тексте: А.Ю. Аверьянов. Фото: А.Высоколов.



Возврат к списку

версия для печати