КРАСНОВ Сергей Борисович (1948-2020)


КРАСНОВ Сергей Борисович (1948-2020)

Живописец. 
31.08.1948, Уфа, Башкирская АССР - 16.06.2020, Уфа, Башкортостан.

Академик Российской академии художеств (Отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток, с 2007г.) 

Народный художник Республики Башкортостан (2008г.)
Член Союза художников СССР, Российской Федерации (с 1972г.)
Член Творческого профессионального союза художников России (2000г.)
Член Союза художников Республики Башкортостан (...г.)

Образование: Уфимское художественное училище №2 (1965-1968гг.); Творческие мастерские Академии художеств СССР (1978-1981гг.), руководители: академики АХ СССР Е.А.Кибрик и О.Г.Верейский.

Основные живописные произведения: «Ода взлетевшему городу» (1984г.), «Сфинкс» (1986г.), «Атомный город» (1986г.), «День воды» (1987г.), «Азбука геноцида» (1987г., триптих), «Стратегия Бунта» (1988г.), «Жемчужина» (1994г.), «Волшебник» (1995г.), «Реликт» (1995г.), «Остров Собора» (1996г.); работы религиозно-философской направленности: «Святой Иероним», «Свечение головы Иоанна Крестителя», «Иоанн. Год 91-й», «Вознесение церкви», «Преображение Святого Андрея», «Кора с острова Амфоры», «Парк Суфорца», «Черная птица императора Нерона» и др (1990-е).

Произведения представлены в собраниях государственных музеев России, в Музее русского искусства в Париже и Джерси Сити, в частных собраниях многих известных деятелей культуры и искусства, зарубежных коллекционеров.

Участник многочисленных групповых и персональных выставок в России и за рубежом с 1972 по 2014 год. Персональные выставки: «Сергей Краснов и его друзья» в Российской академии художеств (2008г.)

Государственные и общественные награды и премии: Премия ЦК ВЛКСМ (1976г.); Серебряная медаль ВДНХ СССР (выставка, посвященная 20-летию советской космонавтики, 1981г.); Премия им. Галимова Саляма (Башкирская АССР, 1988г.).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль РАХ (2002г.).


У Сергея Краснова – своя тема в искусстве. Формирование его эстетических взглядов приходится на начало 70-х годов прошлого столетия, когда особенно остро ощущался интерес ко всему, что выходило за рамки официального искусства. Начиная с ранних работ, он проявляет большой интерес к жизни города, увлекается поэзией городского пейзажа, ритмами конструкций промышленных зданий, различных индустриальных мотивов, стремится к панорамному охвату действительности, к использованию крупномасштабных планов, когда пространство природы становится «главным героем» картин.
В 70-е годы, работая в Москве в творческих мастерских крупнейших отечественных художников, действительных членов Академии художеств СССР Е. А. Кибрика и О. Г. Верейского, Краснов сблизился с художниками-гиперреалистами, и вплотную подошел к выявлению «ирреального в реальном». В работах 80-х годов пластические поиски пошли еще глубже: появились «монтажные» работы, в которых присутствует сочетание элементов «гипера» с академичностью, тяготением к «музейной» законченности живописной формы. В дальнейшем в трактовке темы города происходит своеобразная трансформация: возникает образ города-призрака, когда городская цивилизация существует как бы сама по себе, природа предстает как некий мираж, и зритель оказывается в положении стороннего наблюдателя. Все отчетливее в работах Краснова выявляются глубинные связи общечеловеческого опыта и личных переживаний о судьбе цивилизации. Коллизии и перипетии истории и современности становятся главными в творчестве Краснова, приобретая философско-обобщенный характер. Его волнует проблемы возмездия за попрание священных заповедей, взаимосвязь духовного и материального, земного и космического. Именно этим обусловлено довольно частое обращение к образам пророков, астрологов, волшебников, способных прозревать и предсказывать будущее, предостерегать грядущие поколения. Своеобразие художественного языка Краснова обусловлено логикой его аналитического мышления: точно построенная композиция, графическая четкость рисунка, сложная образная структура работ, основанная на продуманном сочетании фантастики и реальности.
Краснова заслуженно считают ярким представителем «фантастического реализма», мастером аэроландшафтов, приверженцем интеллектуальной живописи, в работах которого чувствуется большая информированность художника, начиная от мифологии и фольклора до современных научных гипотез, объясняющих происхождение и строение вселенной.

Светлана Железовская, искусствовед, г. Уфа



Возврат к списку

версия для печати