ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886-1964)


График, живописец, художник декоративно-прикладного искусства, художник театра, искусствовед.

3(15).3.1886, Москва - 29.12.1964, Москва.
Жил  в Москве.

Действительный член АХ (1962).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), Народный художник РСФСР (1959), Народный художник СССР (1963), почётный член Академии дизайна, Флоренция (1963), член-корреспондент Немецкой академии искусств (1964).

Учился: Школа К.Ф. Юона и И.О. Дудина (1903-04), и у К.Э. Киша    
(1910), Московский Университет, историко-филологический факультет (1907-13), Студия Ш. Холлоши и Мюнхенский Университет, философский факультет (1906), у К. Фолля.

Работал как художник книги для издательств «Федерация», Academia, «Гослитиздат», «Советский писатель», «Детгиз» и др. (с 1911). Художник, Конаковский фаянсовый завод (1934). Консультант Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР (1936-41).

Преподавал: в Москве - Вторые свободные художественные мастерские (1918-19), ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН (1921-29; 1923-25 - ректор), Полиграфический институт (1930-34), Архитектурный институт (1933-38), Институт изобразительного искусства (1934-38), Институт прикладного и декоративного искусства (1943-48).

Член общества художников «Четыре искусства» (1924-30, один из членов-учредителей), член-корреспондент Союза немецких художников книги (1928).

Среди произведений: иллюстрации и оформление книг (ксилография) «Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, издана 1963), «Книга Руфь» (1925, переиздание 2002), «Рассказы о животных» Л.Н. Толстого (1932), «Vita Nuovа»Данте Алигьери (1934), «Сонеты» У. Шекспира (1948), «Слово о полку Игореве» (1952), «Борис Годунов» (1956) и «Маленькие трагедии» (1961) А.С. Пушкина; станковые рисунки и гравюры (карандаш, ксилография, линогравюра), «Ф.М. Достоевский» (1929), «Пушкин - лицеист» (1934), серии «Двойные портреты» (1938-61) и «Самарканд» (1942-44), пейзаж «Пролетающие птицы» (1959); сграффито и росписи в Доме охраны материнства и младенчества (1933) и в Доме моделей (1935) в г. Москве (не сохранились), оформление павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), мозаика «1905 год» (1958). Оформил спектакли «Двенадцатая ночь» Шекспира (МХАТ 2-й, г. Москва, 1933), «Собака на сене» Лопе де Вега (Театр революции, г. Москва, 1936) и др.

С 1925 теоретические и критические статьи в журналах «Гравюра и книга», «Искусство», «Декоративное искусство СССР», «Архитектура СССР», альманахе «Искусство книги» и др.; переводы (совм. с Н.Б. Розенфельд) -«Проблемы формы в изобразительном искусстве» А. Гильдебрандта (М., 1914), «Опыты сравнительного изучения картин» К. Фолля (М., 1916); книги - «Рассказы художника-гравёра» (М., 1965), «О художнике, о творчестве, о книге» (М., 1966), «О рисунке, о композиции» (Фрунзе, 1966), «Об искусстве, о книге, о гравюре» (М., 1986), «Литературно-теоретическое наследие» (М., 1988), письма и высказывания в сборнике «В.А. Фаворский. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений» (М., 1991).

Награды ведомственные и другие: Гран При Всемирной выставки декоративных искусств в Париже (1925), Гран При Всемирной выставки в Париже (1937), Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Ленинская премия (1962), Золотая (1959), Золотая коллективная и Серебряная (1965) медали на Международной выставке искусства книги в Лейпциге, дипломы Всесоюзных конкурсов на лучшее издание года (1960, 1961, 1962, 1965).



Возврат к списку

версия для печати