БАСАЕВ Олег Темирболатович


Член-корреспондент Российской академии художетв О.Т.БасаевЖивописец.
Родился 17 апреля 1960 г. в г.Беслан.  Живет и работает в г.Владикавказе, Республика  Северная  Осетия – Алания.

Член – корреспондент  Российской академии художеств (Южное региональное отделение 2009).  Заслуженный художник  РФ (2011), Заслуженный  деятель искусств  РСО – Алания (2001).
Член  Союза художников  России  (с 1995).

Окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова  (1988), мастерскую монументальной живописи профессора  К.А.Тутеволь  (педагоги - Забелин В.Н. и Максимов Е.Н.).

Основные работы:  «Две скалы» (1996);  «Мистическая ночь» (1997); «Осетия. Притяжение небес» (2007);  «Арка» (2008);  «Средиземноморский натюрморт» (2006);  «Безумный  пастух» (1999);  «Дзауджикау.  Полёты во сне и наяву» (2004);  «Аллегория Кипра» (2006); «Натюрморт с бутылками  и лимоном» (2008);  «Равновесие» (2008) .  
Профессор  Северо–Осетинского  государственного университета  им. К.Л.Хетагурова  (2013); Член  Общественной  палаты  Республики  Северная  Осетия – Алания (2011 -2013);    член  совета  по культуре  при  главе  РСО – Алания  (с 2014);

Награды: Серебряная  медаль  РАХ  (2006) ;  Серебряная  медаль  СХ  России (2012) ; Золотая  медаль  Творческого  Союза  художников  России  (2010) ; Медаль  и  диплом  «Серебряная муза» ТСХ  Южного Федерального округа (2009). Участник многих республиканских, региональных, всероссийских и международных выставок.

Участник республиканских, региональных и всероссийских выставок (с 1982).
Персональные выставки: Нью-Йорк (1996), Кипр (2002,2004,2006).
Международные выставки: Барселона (1999, 2000), Гент (2000), Кипр (2003, 2005, 2007), Сан-Франциско (2006), Сакраменто (2008), Париж (2010, 2014), Будапешт (2012), Стамбул (2012), Рим, (2014).

Работы  находятся в Республиканском  государственном  художественном  музее им. М.Туганова (г.Владикавказ),  Музее  современного  Русского искусства  Р.Табакмана (Нью-Йорк, США), в музее  современного  искусства  РАХ,  в Фонде Михаила Шемякина (г.Санкт-Петербург), а  также  в  частных  собраниях  в  России  и за  рубежом.







Олег Басаев - выпускник Института им. В.И.Сурикова. Учился у К.Тутеволь и Е.Максимова. Художник предлагает свою версию метафизической живописи, у истоков которой в нашей стране стоят Д.Краснопевцев, М.Шварцман, Э.Штейнберг. Разумеется, это - различные индивидуальности, более или менее общим вектором развития, которых являлась сосредоточенность на трудноуловимых движениях духовной атмосферы. Басаев, пожалуй, в своей обращенности к предметностям и «овнешненным» (выражение М.Бахтина) пространственным цезурам ближе к Краснопевцеву.

Его предметы существуют в умышленном пространстве, то сгущенном, то предельно разреженном, безвоздушном (тогда перо лука парит как бы в безвесии - «Натюрморт с луком»). Их фактура написана с почти рельефной тактильностью. Однако постепенно открывается, что форсированная, навязчивая предметность вовсе не является главным содержанием образа. Напротив, содержанием как раз становится опровержение объективности живописной репрезентации. Оказывается, реальность у Басаева обманчива, непознаваема, ее бытие не исчерпывается внешним, предметным. Картина предстает не более или менее объективным отражением эмпирической реальности, а, как сказал бы русский философ П.Флоренский, «магической машиной». Каким образом включаются механизмы метафизического? Как действует оптика ирреального? Одним из приёмов переключения сознания в пространство сюрреалистического - распространенный в классическом сюрреализме ход: уже упоминавшаяся артикуляция состояния парения, «безвесия». Листья, плоды, луковицы, выпавшие из своих пространственных ниш, уже не подвластны силам гравитации: им не дано приземлиться. Другой прием - «прорастание» материала «сквозь» фактуру. В «Каменной вазе», «Осенних иллюзиях» фактура предметного мира разработана настолько активно, что, кажется, сама их материальная масса, их «телесность» готова течь вовне, как тесто из опары. В этом приеме дереализации так же видится знак перехода от одного состояния сознания к другому: от обыденного, житейского - к сновидческому, а то и к сакральному.

Александр Боровский 
ав. отделом новейших течений Русского музея,
заслуженный  деятель искусств России,
чл.-корр. Академии художеств.



Возврат к списку

версия для печати