Российская академия художеств Структура Состав Президент Президиум Российской академии художеств Официальные документы Противодействие коррупции Награды Памятные даты Юбилейные даты 250-летие Академии Императорские мастерские Проекты

1876—1909. Великий князь Владимир Александрович


Великий князь Владимир Александрович (1847-1909) – третий сын Александра III и Марии Александровны, принцессы Гессен-Дармштадской. Генерал от инфантерии, генерал-адъютант, член Государственного Совета, сенатор. Почетный член Академии наук и Михайловской артиллерийской академии. Командующий войсками гвардии и Петербургского военного округа. Участвовал в военных действиях русско-турецкой кампании 1877-1878 гг. С 1869 г. – товарищ президента великой княгини Марии Николаевны, в 1876-1909 гг. – президент Академии художеств.

При нем Академия не только широко участвовала в международных и всемирных выставках, но и сама организовывала на них русские отделы, посылая произведения своих членов, работы из коллекции академического музея, частных галерей П. М. Третьякова и К. Т. Солдатенкова.

Наиболее важным событием стало принятие нового Устава 1893 года и коренная реформа системы преподавания. В образованном Высшем художественном училище при Академии художеств мастерские возглавили известные передвижники- И. Е. Репин, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, В. Е. Маковский и другие. В 1895 г. Академия художеств приняла участие в учреждении Русского музея императора Александра III, передав ценнейшие произведения отечественной школы (картины, рисунки, скульптуры) из своей постоянной коллекции. Продолжалась и поддержка провинциальных художественных учебных заведений и музеев – Академия отсылала не только учебные этюды, эскизы, программы из своего музея, но и специально закупала работы на периодических выставках. При не- посредственном участии президента в 1879 г. при Академии были открыты Педагогические курсы и Нормальная школа, готовившие преподавателей рисунка в средних учебных. Велась издательская деятельность – с 1882 по 1890 г. публиковался журнал «Вестник изящных искусств» с приложением (газетой «Художественные новости») под редакцией А. И. Сомова. Вышли в свет «Памятники древнего русского зодчества», начатые под руководством В. В. Суслова, материалами для которого служили богатые архитектурные коллекции Академии.

В 1883 г. по ходатайству президента в распоряжение Академии была передана земля и постройки недалеко от р. Мсты, где был построен Владимиро-Мариинский приют – дача для малообеспеченных учеников, где летом за казенный счет жили и писали на пленере.
Как и предыдущие президенты, великий князь выделял суммы на выдачу ежегодных премий за лучшие произведения на академических выставках. Владимир Александрович заботился о пополнении академической коллекции, прежде всего библиотеки, куда передал несколько ценных и редких изданий. При подготовке текстов раздела использованы материалы сайта Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. www.nimrah.ru

версия для печати