Российская академия художеств Структура Состав Президент Президиум Российской академии художеств Официальные документы Противодействие коррупции Награды Памятные даты Юбилейные даты 250-летие Академии Императорские мастерские Проекты

1800—1811. А.С. Строганов


Александр ВАРНЕК (1782-1843).  Портрет действительного тайного советника   президента Академии художеств графа А.С.Строганова. 1814. Граф Строганов - президент Академии художеств, «заводитель дел необыкновенных» Впервые судьба связала А.С. Строганова с Императорской Академией художеств в 1758 г., когда он был избран почетным членом (позднее, в 1768 г., стал ее почетным любителем). В январе 1800 г. указом Павла I Строганов назначается президентом Академии художеств и директором императорских библиотек. Высокое положение графа при дворе положительно сказалось на делах Академии, которой с 1802 г. поручено «заниматься проектами украшения столицы и городов»1. Все «памятники славы отечественной» с этого времени сооружались лишь с ее одобрения, причем академическим художникам стали оказывать предпочтение при распределении заказов на строительство «публичных зданий». Строганов, назначенный председателем Комитета по строительству Казанского собора (фигурирующего в архивных документах как церковь), сумел добиться того, чтобы оно осуществлялось по проекту А.Н. Воронихина. Ученики архитектурного класса имели возможность дважды в неделю, а иногда и ежедневно заниматься практическими дисциплинами прямо на месте строительства. Когда настало время его скульптурного оформления, Академия также взяла это на себя. Существовавшая при ней литейная мастерская была усовершенствована, и часто при отливке больших скульптур присутствовали зрители, располагавшиеся в креслах и наблюдавшие за эффектным процессом литья по восковому способу, когда статуя отливается целиком. Таким образом для учеников и педагогов архитектурного, скульптурного, живописного отделений, а также литейщиков Казанская церковь стала школой и местом приложения мастерства.
За период пребывания Строганова на посту президента (1800-1811 гг.) при непосредственном участии Академии и ее художников создавались красивейшие здания Санкт-Петербурга:
  • Адмиралтейство (по проекту А.Д. Захарова, скульптора Ф.Ф. Щедрина);
  • Совет Академии рассматривает и утверждает план Тома де Томона по возведению при столичном порте «Биржевого зала и новой пристани с набережной»;
  • в 1801 г. обсуждались рисунки барельефов и эскизы росписей стен и плафонов для трех учебных театров Медико-хирургической Академии;2
  • в 1800-1801 гг. М.И. Козловский выполнил памятник выдающемуся полководцу А. Суворову, отлитый в Академии;
  • работы по обновлению скульптур Большого каскада в Петергофе - ваятели Ф.Ф. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев и Д. Рашетт исполнили ряд декоративных статуй и групп, а Козловский для центра ансамбля - скульптуру «Самсон, раздирающий пасть льва» (Когда в 1802 г. последовала кончина талантливого ваятеля, Строганов учредил золотую медаль за лучший эскиз памятника Козловскому, которую получил его ученик В.И. Демут-Малиновский.);
  • обсуждались различные проекты оформления интерьеров общественных зданий Санкт-Петербурга.
  • Академии художеств были поручены также следующие работы по украшению столицы и пригородных царских резиденций:
  • ворота для Михайловского замка;
  • пьедестал для монумента Петру I перед ним;
  • для Петергофа - отливка свинцовых и бронзовых статуй для Монплезира;
  • отливка чаш для Большого каскада;
  • колоннада и фонтанные своды возведены под руководством Воронихина и по его проекту там же.
  • При деятельном участии президента в Академии были открыты два новых класса - медальерный, заведывание которым поручено немецкому мастеру К. Лебрехту, одновременно преподававшему геральдику, и класс реставрации живописи. Последний был учрежден в 1801 г. после указания Александра Сергеевича взять в Академию живописца И. Гофа (Гауфа) для обучения воспитанников «поправлению и починке картин»3.
  • Строганов добился высочайшего утверждения новых штатов (то есть увеличения ассигнований на Академию), а также введения «Дополнительных статей» к Уставу 1764 г.
  • Строганов заботился и о пополнении богатейшего в те времена художественного собрания Академии.
  • Сам граф подарил академической библиотеке 150 рисунков с плафонов Версальской галереи Ш. Лебрена, доставленных из Франции Воронихиным в 1800 г.
Во главе Академии художеств в 1800-1811 гг. стоял прекрасно образованный, истинно культурный человек, чье положение при дворе обеспечивало учебному заведению покровительство и заказы. Строганов понимал и любил искусство, поэтому отдавался решению академических проблем со знанием дела, находя понимание у членов Совета Академии. Сильный состав педагогов, часть из которых подобрал сам граф, обеспечил высокий уровень подготовки учеников. В этот период выпускниками были живописцы О.А. Кипренский, В.К. Шебуев, С.Ф. Щедрин, А.Г. Варник, П.И. Соколов, гравер Н.И. Уткин, скульптор В.И. Демут-Малиновский. Некоторые академисты смогли получить европейское признание: Уткин за эстамп, выставленный в Лувре, в 1810 г. получил золотую медаль, а архитекторы А.И. Мельников и Д.М. Калашников за свои проекты в том же году избраны академиками Римской Академии Св. Луки. Период пребывания Строганова на посту президента был поистине «золотым веком» для Российской Академии художеств. Простудившись в своем дворце во время великолепного торжества по случаю окончания строительства Казанского собора и будучи уже в летах, граф так и не смог оправиться от болезни. После отпевания в новом соборе, бывшем и его детищем, Строганов был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Вероника Богдан

Журнал "ДИ" 4, 2004

1. Дополнительные статьи к Уставу Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств //Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764-1914. Составил С.Н. Кондаков. СПб., 1914. С. 166. Ст. 23. 2. РГИА. Ф. 789. Оп. I. Ч. I. 1800. Ед. хр. 1518. Лл. 2, 7, 12, 15, 17. Эскизы живописного оформления выполнил художник Анжели. 3. РГИА. Ф. 789. Оп. I. Ч. I. 1801. Ед. хр. 1539
4. Там же -//-//-//- 1800. Ед. хр. 1460



версия для печати