Российская академия художеств Структура Состав Президент Президиум Российской академии художеств Официальные документы Противодействие коррупции Награды Памятные даты Юбилейные даты 250-летие Академии Императорские мастерские Проекты

МАКСИМОВ Евгений Николаевич



Живописец.

Родился 09.08.1948 г. в городе Кашира Московской области, живет и работает в г.Москве.

Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2001), член Президиума. Академик-секретарь Отделения живописи РАХ (2001), руководитель  творческой мастерской монументальной живописи РАХ (с 2001 года), Вице-президент РАХ (2017г.)
Народный художник Российской  ( 2005), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), профессор(1999),  проректор  МГАХИ им В.И.Сурикова  по творческой и выставочной работе.
Орден Дружбы.

Окончил МГАХИ им. В.И.Сурикова в 1973 году (мастерская монументального искусства по специальности художник-живописец), в 1982 году - очную ассистентуру-стажировку у руководителя К.А.Тутеволь. С 1975 по 1977 год  работал художником-исполнителем в монументальном цехе Комбината художественных работ Московского областного художественного фонда РСФСР.
С 1982 года  ведет педагогическую деятельность в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И.Сурикова – в должности  старшего преподавателя кафедры рисунка, заведующего кафедрой рисунка, доцента, профессора  кафедры живописи и композиции,
заведующего кафедрой живописи и композиции (с 2000г.),  руководителя монументальной мастерской (с 1990 г.), проректора института по творческой и выставочной работе.  С 1997 года  возглавляет кафедру монументальной живописи факультета церковных художеств в Православной Свято-Тихоновской  гуманитарной академии.

Основные произведения:
В Храме Христа Спасителя в Москве: роспись свода главного купола и роспись малых куполов, роспись Преображенской Церкви (Нижний храм), роспись Зала церковных соборов комплекса  и сводов Кувуклии. В Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская область): руководитель росписи ( фреска)  Казанского собора (1996-1998гг.) и Владимирского храма (1998г.). Роспись Свято-Николаевского Патриаршего собора в г.Нью-Йорке (США). Роспись храма во имя св.Георгия Победоносца (Никозия, Кипр). Роспись храма св.Модеста Иерусалимского (св.гора Афон, Греция). Роспись плафона нового корпуса Большого театра (совместно с З.К.Церетели). Роспись залов приемов Галереи искусств Зураба Церетели. «Московская помещица» портрет Екатерины II  (музей Царицыно).
Иконопись : «Святая Марина» и «Обретение и воздвижение Святого Креста» (в церкви Панагии Элеусы, Модулас, Кипр, 1991г.), «Христос Пантократор» (мозаичная икона, Лондон, 1993г.), «Спас Нерукотворный» (мозаичная икона, церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, Московская область, 1994г.), «Тайная вечеря» (частное собрание, Кипр, 1995г.).

Награды (ведомственные и др.):
Премия Москвы в области искусств (2002), Премия Правительства РФ в области культуры и искусства (2012). Кавалер Ордена св.Анны III степени Российского Императорского Дома (2014). Золотая медаль РАХ (2002). 
 
Награды Русской Православной церкви:
Кавалер Ордена св.Сергия Радонежского III степени (2000), Ордена св. Андрея Рублева III степени (2004), Ордена св. Иннокентия Московского III степени (2008), а так же медали и почетные грамоты РПЦ.





    
    М
аксимов - наследник древнерусской школы Возрождение православных храмов России, воссоздание их живописного убранства - сложный процесс, в котором участвуют сегодня многие знаменитые художники. Евгений Николаевич Максимов - один из ведущих мастеров современной монументальной живописи. Эта сфера изобразительного искусства стала стихией его творчества, позволила воплотиться таланту мастера во многих направлениях. Основным творческим интересом художника стали храмовые росписи. Для него главное - понять и прочувствовать на начальном этапе работы своеобразие архитектурного пространства, оно и должно подсказать, как действовать дальше. В самой росписи он придерживается традиций византийского искусства, художественных особенностей древнерусских школ (особенно любимый период - ХVI век). Они стали источником и вдохновения, и совершенствования мастерства. Фреска - любимая техника Максимова, она рождается в результате импровизации, в ходе непосредственного переживания и осмысления образа, который необходимо написать в короткий срок, без возможности остановиться или исправить. Тут особая трудность и особое мастерство. Фреска, мозаика, иконопись - в каждой технике художник находит свою философию материала и поэтику жанра, жаждет овладеть их законами, выразительными возможностями и тонкостями ремесла. Мастеру довелось работать не только в храмах, но и в пространствах светской архитектуры. Среди этих росписей одни - выдержаны в стилистике классицизма, другие - связаны с образом Возрождения или авторски переработанной иконографией древнерусской живописи. Другая грань творчества Максимова - его лиричные, камерные пейзажи. Многие из них - виды родной Каширы. Их мягкий нежный колорит передает трогательное, бережное отношение художника к картинам природы, чуткость к состояниям времен года, своеобразию их сменяющихся настроений. Храмовые росписи, небольшие живописные этюды и нежные акварели для художника - возможность любоваться творениями Бога, ощущать единство материи и духа.

Журнал "ДИ"№9-10,2003

версия для печати