Российская академия художеств Структура Состав Президент Президиум Российской академии художеств Официальные документы Противодействие коррупции Награды Памятные даты Юбилейные даты 250-летие Академии Императорские мастерские Проекты

МЕССЕРЕР Борис Асафович


Художник театра, график, живописец, дизайнер, скульптор, архитектор. 

Родился 15 марта 1933 года в Москве. 
Живет и работает в Москве. 

Академик Российской академии художеств (Отделение театрально- и кинодекорационного искусства, 1997г.)
Член Президиума (с 2001г.)
Академик-секретарь Отделения театрально- и кинодекорационного искусства (с 2012г.)

Народный художник РФ (1993г.) 
Член Союза художников СССР, России (1960г.), Московского Союза художников (1992г.); член  ВТО, Союза театральных деятелей  России (1964г.), член Союза кинематографистов России (1995г.) 

Занимаемые должности в РФ: Председатель правления секции художников театра, кино и телевидения Московского союза художников (1992 – 2012гг.). Президент российского центра Международной организации сценографов, техников и театральных архитекторов – ОИСТАТ (с 2003г.)

Образование:
Окончил Московский архитектурный институт (1956г.). Учился у Б.С.Мезенцева, А.А.Дейнеки, А.В.Фонвизина.  
Главный художник МХАТ  им.А.П.Чехова  (1990-1997гг.)  

Основные проекты и произведения:  
Работы в области сценографии: 
«Третье желание» В.Блажека (1960г.), «Старшая сестра» (1962г.) и «Назначение» (1963г.) А.Володина,  «Сирано де Бержерак» Э.Ростана  (1964г.)  в Театре «Современник»;
«Подпоручик Киже» С.Прокофьева (1963г.), «Кармен-сюита» Ж.Бизе- Р.Щедрина (1967г.), «Конек-горбунок» Р.Щедрина (1999г.), «Светлый ручей» Д.Шостаковича (2003г.)  в  Большом театре; «Пиковая дама» П.Чайковского (1964г.) в Оперном театре, Лейпциг;
«Ромео и Джульетта» П.Чайковского (1968г.) в Театре оперы и балета им. З.П.Палиашвили, Тбилиси; «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А.Линдгрен (1968г.), «Самоубийца» Н.Эрдмана (1982г.),  в Театре Сатиры; 
«Дальше – тишина»  В.Дельмара  (1969г.), «Орнифль, или Сквозной ветерок» Ж.Ануя (1985г.)  в Театре им.Моссовета; «Сладкоголосая птица юности»  Т.Уильямса (1975г.),  «Принц и нищий» по М.Твену (1980г.), «Трагики и комедианты» В.Арро  (1991г.),  «Горе от ума»  А.Грибоедова  (1992г.), «Борис Годунов» А.Пушкина  (1994г.), «Преступление и наказание» по Ф.Достоевскому (1995г.),  «Привидения»  Г.Ибсена (1999г.)  в МХАТе; 
«Левша» Б.Александрова   в Театре оперы и балета им. С.М.Кирова, Ленинград  (1976г.);
«Спартак» А.Хачатуряна   в Театре оперы и балета им. А.А.Спендиарова, Ереван (1978г.); 
«Три возраста Казановы» М.Цветаевой   в Театре им.Евг.Вахтангова  (1985г.); 
«Фауст» по И.-В.Гете  в Театре на Таганке (2002г.), 
«Синяя птица» М.Метерлинка  в Центральном театре кукол им.С.В.Образцова (2013г.), 
«Школа жен» В.Мартынова  в Театре «Новая опера» (2014г.)

Художник-постановщик кинофильмов:
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1971г.), «Лев Гурыч Синичкин» (1974г.), «Двенадцать стульев» (1977г.), «Романовы – венценосная семья» (2000г.), телеспектаклей «Кармен-сюита», «Подпоручик Киже» и дугих. 

Работает в станковой живописи: 
Автор  живописных  серий «Самарканд – Бухара»,  «Сванетия», «Города Прибалтики», «Петербург. Белые ночи»,  «Балерины», «Интерьеры», «Беспредметные композиции», «Белые ночи»;   серий крупноформатных многоцветных офортов, в том числе «Натюрморты со старинными предметами»,  «Танцы в стиле ретро»; а также серий  акварелей - «Таруса», «Портреты Беллы Ахмадулиной», «Цветы» и других. 

Автор многочисленных инсталляций, среди которых  «Реквием по Венедикту Ерофееву» (2001г.), «Сказка о дожде» (1994-1995, 2002гг.), «Посвящение Метрополю » (1994-2013гг.), Реквием по Венедикту Ерофееву (1999 – 2013гг.), «Обыск» (2013г.). 

Дизайнер выставок: «Москва – Берлин, 1900-1950» (1996г.), «Русский придворный костюм» (2000г.), « Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005г.), «Феллини!» (2005г.), «Маски. От мифа до карнавала» (2006г.), «Уильям Тернер»  (2008г.), «Пикассо» (2010г.), «Сальвадор Дали» (2011г.), «Уильям Блейк и британские визионеры» (2011г.),  «Воображаемый музей» (2012г.), «Прерафаэлиты: викторианский авангард» (2013г.), «Шедевры Тициана из музеев Италии» (2013г.)  в ГМИИ им. А.С.Пушкина;
«Художники Большого театра за 225 лет» (2001г.) в ЦВЗ (Манеж);
«Сто и двенадцать стульев» (2000г.),  «Пиковая дама. Карты в жизни. Жизнь в картах» (2002)  в Государственном историческом музее, «Ситцевая Россия» (2010г.)  в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. 

Автор памятника Б.Ахмадулиной в Тарусе (2013г.)

Монографии:
Автор книги воспоминаний «Промельк Беллы» (журнал «Знамя», 2011г., № 9-12; журнал «Октябрь», 2011г., № 10, 2013г., № 1, 2, 4, 5, 8, 9, 2014г. № 5,7), автор и составитель книги «Театр Бориса Мессерера» (2014г.), соавтор совместно с Б.Ахмадулиной книг-альбомов «Таруса» (2009г.), «Белые ночи» (2012г.)

Произведения находятся в собраниях  Государственной Третьяковской галереи,  ГМИИ им. А.С.Пушкина,  Государственного Русского музея,  ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Музея Большого театра, Музея  С.С.Прокофьева, Государственного литературного музея  А.С.Пушкина, Московского музея современного искусства, а также в частых собраниях в России и за рубежом. 

Персональные выставки: Выставочный зал Московской организации  Союза художников РСФСР  (ул. Вавилова,65, 1981г.), Союз художников Грузии, Тбилиси (1984г.), Союз театральных деятелей, Ленинград (1986г.),  Московский Дом художника (1990, 1993гг.), Российская академия художеств (1994, 2005гг.),  ГМИИ им. А.С.Пушкина (2000, 2005гг.), ЦВЗ – Манеж (2003г.),  Государственная Третьяковская галерея (2008, 2013гг.), Музей им. Н.Рериха (2009г.), Музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки (2009г.). Выставки акварелей  экспонировались в залах Москвы (2009, 2010, 2011гг.), Санкт-Петербурга  (2011, 2012гг.), Тарусы (2011г.), Перми, Кирова, Калуги, Тулы  (2012г.)

Государственные и общественные награды и премии: 
Государственные премии РФ (1995, 2002гг.), Серебряная медаль Международной выставки  Квадриеннале сценографии  в Праге  (2003г.),Орден Почета (2003г.), театральная премия «Хрустальная Турандот»  (2008г.), Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008г.), Премия имени Н.В.Гоголя (Италия, 2011), Премия им. О.Янковского (2013г.), Премия им. Н.Рериха (2013г.), Орден Дружбы (2013г.)

Награды РАХ:
Серебряная медаль РАХ (1987г.); Золотая медаль РАХ (2002г.), Орден «За служение искусству» (2013г.)





Мессерер: своевольные фантазии удостоверяют реальность Театр и архитектура, живопись и графика, дизайн, инсталляции - многие виды искусства тесно взаимодействуют в творчестве Бориса Асафовича Мессерера. Он объединяет или противопоставляет их, раскрывает их новые возможности, создает новый язык искусства. Поисковый характер творчества мастера выдвигает его в ряд академиков, соединяющих вековые традиции Академии художеств с современным миром искусства, его парадоксальным языком. Смелая театральная «архитектура» Мессерера формирует завершенные и ясные пластические решения. Соединяя и сталкивая в своих композициях предметы разного масштаба, контрасты цвета и многообразие фактур, он наделяет их иными смыслами. Силуэт и линия имеют предпочтения у мастера, они диктуют характер графического языка, создают линейно-ритмические напряжения. Театральное начало сообщает произведениям свойства волнующего зрелища, когда художник создает не столько декорации, но, скорее, пространство, которое обретает природу знака и адресовано игре нашего воображения. Творчество мастера поднимает из глубин нашей памяти пласты искусства разных эпох, стилей, давно освоенных и хорошо обжитых им самим и представленных нам уже в личностной трактовке художника. В образах, живущих во времени как в едином потоке, прошлое звучит в ритмах настоящего, в которых предчувствуется будущее. Такое отношение к миру предполагает одинаковую значимость всех предметов и явлений, возможную трансформацию их смыслов и значений - потому интерес художника вызывает все, на что обращается его взгляд. В его живописные фантазии, эстетические привязанности, ностальгические переживания иронических инсталляций могут попасть любой предмет, образ, мысль - и получить неожиданную пластическую интерпретацию, обрести новый смысл. Творческий «театр» Мессерера распространяется и на его графику - серии цветных автолитографий-ретроспекций с их комичными персонажами-шаржами или серии абстрактных композиций удивляют гармонической связью абсолютно противоположных персонажей-предметов. Художественная чуткость, раскрепощенность воображения, открытость всем проявлениям искусства дают возможность мастеру находить новые пути творчества в жизни и жизни в творчестве.

Журнал "ДИ" 9-10, 2003












версия для печати