Выставка, посвященная 250-летию Российской академии художеств в Санкт-Петербурге

 

Другие выставочные залы


Место проведения: ЦВЗ «Манеж» (г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 1)
Сроки проведения: 10.07.2007 - 29.07.2007

В Центральном выставочном зале «Манеж» в торжественной обстановке открылась художественная выставка, посвященная 250-летию Российской академии художеств. С экспозицией выставки ознакомилась мэр города Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко. В церемонии открытия приняли участие Вице-губернатор г. Санкт-Петербурга С.Б.Тарасов, Президент Российской академии художеств З.К.Церетели, ректор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина А.С.Чаркин. Открытию предшествовала представительная пресс-конференция, на которой Президент Академии З.К.Церетели ответил на многочисленные вопросы журналистов.
Выставка, с исчерпывающей полнотой дает представление о сегодняшнем творческом лице Российской академии художеств, показывая как новые, только что созданные работы, так и произведения, которые уже вошли в золотой фонд отечественного искусства, стали его классикой. В состав Российской академии художеств в настоящее время входит около 300 действительных членов и членов-корреспондентов. Юбилейная выставка стала их своеобразным творческим отчетом. Её экспозицию составили  более 600 произведений живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов, театральных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, труды искусствоведов и художественных критиков, представляющих разные российские регионы – Москву и Санкт-Петербург, Урал, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток.
Хотя мастера Академии в своем творчестве придерживаются традиций классической школы, они свободны в выборе направлений и методов работы. Единственным критерием оценки их творчества является художественное качество произведений. В последнее время Российская академия художеств заметно расширила свои ряды, пополнилась молодыми талантливыми мастерами, связанными с современным искусством, не боящимся экспериментов. Их работы, как и произведения признанных мэтров, созданные в последние годы, демонстрируются на юбилейной выставке.

Выставка стала частью обширной юбилейной программы, включающей разнообразные по характеру и тематике масштабные выставки, проходящие в разных российских регионах. С большим успехом прошла впечатляющая выставка в Москве.
 
Экспозиция отразила множество путей, которыми развивается современное изобразительное искусство. Тот факт, что каждый из участников выставки предстал как творческая личность со своим индивидуальным почерком - одна из главных удач выставки в целом. Столь разные произведения роднит прежде всего то, что они действуют силой и напряжением художественной формы, говорят языком изобразительного искусства ХХ века, и в то же время тесно связаны с традициями классической школы, без которой все новое, какие бы дерзкие претензии оно не предъявляло, не может существовать.
Выставка открывалась разделом, в котором была представлена фотолетопись истории Академии, начиная с середины XIX века, - уникальные фотографии, выполненные такими известными мастерами, как К.Булла и С.Левицкий, а также фотографами Академии.

В живописном разделе можно было увидеть произведения З. Церетели и А. Мыльникова, Т. Салахова и Д. Жилинского, Е.Зверькова и В.Сидорова, Г. Коржева и В. Иванова, братьев Ткачевых и Ю. Кугача, П. Никонова и И. Обросова, П.Оссовского и Е. Максимова, А. Левитина и О. Еремеева, Т. Назаренко и Н. Нестеровой, О.Савостюка, А.Быстрова, В. Мыльниковой, А. Салаховой, С.Оссовского, а также недавно ушедшего из жизни замечательного художника И.Голицына, многих других мастеров. Станковая графика, книжная иллюстрация отмечены высокой культурой исполнения, разнообразием техник и пластических приемов. Это работы М. Митурича и А. Шмаринова, Б.Калинина, И.Богдеско и Л.Шепелёва, А.Пахомова и В.Вильнера. В разделе скульптуры были представлены модели памятников, скульптура малых форм В. Цигаля и Г.Ястребенецкого, А.Чаркина и В.Горевого, А. Бичукова и А. Рукавишникова, Ю.Чернова и В.Соскиева, Н.Никогосяна и М. Переяславца, А.Пологовой и Ю.Ишханова, В.Свешникова и Т.Соколовой.
С произведениями декоративно-прикладного искусства можно было познакомиться на примере творчества известных российских мастеров Л.Шушкановой и Л.И.Савельевой, В.Гориславцева и Р.Цузмер, В.Малолеткова и О.Победовой. Творчество художников театра и кино было представлено эскизами театральных декораций, костюмов, живописными полотнами, макетами декораций к спектаклям, выполненными крупнейшими мастерами музыкальных, драматических театров, кино- и мультипликационных фильмов. В этом разделе – работы Б.Мессерера и В.Левенталя, М.Курилко-Рюмина и Э.Кочергина.
Раздел выставки, посвященный архитектуре и монументальному искусству, знакомил зрителей как с уже осуществленными сооружениями, так и находящимися в процессе реализации. Среди заметных архитектурных сооружений последних лет особого внимания заслуживает воссозданный храм Христа Спасителя в Москве, над которым трудились коллектив архитекторов во главе с М.Посохиным и художников под руководством З.К.Церетели. 
В состав экспозиции вошли монографии, альбомы, сборники по отечественному и зарубежному искусству – труды искусствоведов М.Пиотровского и М.Чегодаевой, В.Леняшина и В.Турчина, Д.Швидковского и А.Якимовича, являющиеся значительным вкладом в историю искусств. Выставка наглядно демонстрировала жизнеспособность академической художественной школы. По словам президента Российской академии художеств З.К.Церетели, впереди большая работа по совершенствованию системы художественного образования, созданию новых музейно - выставочных комплексов, института исполнительского искусства. Важнейшей стороной деятельности Академии было и остается воспитание молодых художников. Отечественная академическая художественная школа основана на сохранении и творческом развитии классических традиций, на подготовке профессиональной творческой смены. Преемственность этих традиций сохраняется и сегодня.









версия для печати