ИЗДАНО В 2013 ГОДУ

Аронов Владимир Рувимович. Дизайн в культуре XX века. 1945–1990. М.: Издатель Д. Аронов, 2013. 406 с., ил.

Книга посвящена дизайну как виду творческой деятельности и тому, что с ним происходило во второй половине XX века. В ней рассказывается об основных событиях и этапах развития дизайна, даны творческие портреты наиболее известных лидеров мирового дизайна, а также рассмотрены взаимосвязи дизайна с искусством, научно-техническими открытиями, экономическими тенденциями и дискуссиями о качестве современной жизни.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами художественной культуры XX века, и тем, кто занимается тео¬рией и практикой современного дизайна.
Дали вблизи и вдали: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Бусев. М.: Прогресс-Традиция, 2013. 416 с., ил.

В сборнике искусство Сальвадора Дали, его роль в художественной культуре ХХ века рассматриваются в широком художественно-историческом контексте. Анализируются различные аспекты многообразного творчества испанского сюрреалиста – не только живописца и графика, но и дизайнера, сценографа, мастера прикладного искусства, ювелира, поэта. Показаны связи Дали с различными пластами мирового художественного наследия, а также с архитектурой, театром, фотографией. Раскрывается тема влияния испанского мастера на творческие поиски некоторых российских живописцев. Книга предназначена для специалистов и широкого круга гуманитарных читателей.
История искусства: в 2-х томах / НИИ теории и истории изобразит., искусств PAX; Ред. кол. М.А. Бусев, В.В. Ванслов, Т.Х. Стародуб, Е.Д. Федотова (отв. ред.). М.: Белый город, 2012. ил. Т. 1. Т. 2.

В обеих книгах излагается в краткой форме история мирового изобразительного искусства на основе накопленных за последнее столетие новых научных знаний о пластических искусствах. Разделы написаны крупными историками искусства. Максимально сохранена оригинальность авторских концепций.

Подготовка издания осуществлена в рамках федеральной целевой программы поддержки полиграфии и книгоиздания в России Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям.

Издание имеет тщательно продуманную, цельную общую структуру. В первый том вошли разделы об искусстве доисторического общества, Античности, стран Дальнего и Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, буддийского и исламского мира.

Во второй том вошли материалы об искусстве стран Западной Европы и США Средневековья, Ренессанса, Нового и Новейшего времени.

Концепцию всего издания в научном плане можно считать новаторской. С учетом накопленного современной наукой материала авторами проекта сделана попытка при строгом отборе информации продемонстрировать многообразие и сложность мирового художественного процесса. В отличие от прошлых многотомных «Историй искусства» (фактологический материал которых во многом устарел) в данном кратком издании читателям предоставляется возможность более наглядно, типологически осмыслить художественную культуру человечества в многовариантных связях и параллелях, сопоставить творческие достижения различных стран и народов в границах определенных эпох. Важно и то, что художественное наследие России при этом рассматривается в системе мировых цивилизаций и в контексте развития восточно-христианской культуры.Оба тома снабжены библиографией, глоссарием, именным указателем. Они прекрасно иллюстрированы, что немаловажно для издания по изобразительному искусству. Литературный, живой характер изложения делает данные книги привлекательными для широкого круга читателей: историков искусства, преподавателей и студентов гуманитарных вузов, художников, архитекторов, любителей-непрофессионалов, которые смогут углубить свои знания по интересующим их вопросам.
Казакова Людмила Васильевна. Декоративное искусство России в контексте мирового студийного творчества.  М.: Гнозис, 2013. 160 с., ил.

Автор воссоздает картину развития декоративного отечественного и зарубежного искусства в контексте студийного творчества, явившегося худо¬жественным феноменом мирового творческого процесса XX–XXI веков. В книге представлено творчество ведущих мастеров художественного стекла, керамики, ювелирного, кинетического искусств, определивших основные критерии художественной ценности авторских уникальных произведений, соотнесенные с современным осмыслением пространства и времени.
Калугина Ольга Вениаминовна. Русская скульптура Серебряного века. Путешествие из Петербурга в Москву. М.: БуксМАрт, 2013.

На примере анализа творческого пути выдающихся скульпторов Серебряного века – А.С. Голубкиной, П.П. Трубецкого, Н.А. Андреева, С.М. Волнухина, А.Т. Матвеева, С.Т. Конёнкова, В.Н. Домогацкого, С.Д. Эрьзи и других мастеров – автор рассматривает сложный процесс становления московской скульптурной школы и ее взаимоотношений с академическим направлением развития отечественного ваяния, ведущими представителями которого в то время были М.М. Антокольский, В.А. Беклемишев, П.А. Велионский, И.Я. Гинцбург, М.Л. Диллон, Ф.Ф. Каменский, М.О. Микешин, А.М. Опекушин и другие скульпторы. Формирование альтернативной по отношению к петербургской системы подготовки мастеров пластики прослеживается автором с момента организации скульптурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества в середине XIX века. Через полстолетия его выпускники продемонстрировали поразительные достижения в развитии станковой скульптуры, явили в своих работах образцы совершенно нового творческого подхода к решению монументальных и монументально-декоративных задач. Мастера московской школы добились выдающихся результатов в освоении разнообразных материалов, обновлении приемов образного построения, разработке новых композиционных решений и стилистических приемов. Многие из скульпторов Серебряного века успешно продолжали свою творческую и педагогическую деятельность в послеоктябрьский период, заложив основы будущих достижений в отечественном ваянии середины – второй половины ХХ века.
Козлова Светлана Израилевна. Беллини и Раннее Возрождение в Венеции. М.: Белый город, 2013. 196 с., ил.

Книга посвящена творчеству художников семьи Беллини, с которым неразрывно связано становление венецианской живописи Ренессанса. Якопо Беллини заложил в нее ренессансные основы, его сын Джентиле сделал особо важный вклад в развитие ее исторического жанра, как он мыслился в Венеции, а произведения на религиозные и мифологические темы, а также портреты другого его сына, Джованни, знаменуют кульминационный момент этой живописи на этапе Раннего Возрождения. Издание богато иллюстрировано, что помогает лучше представить эту одну из замечательных страниц итальянского Ренессанса.

Имена трех художников из семьи Беллини неразрывно связаны со становлением венеци¬анского Возрождения. Изучая творчество Якопо Беллини и его сыновей Джентиле и Джованни, можно последовательно проследить зарождение собственно ренессансных принци¬пов в искусстве Венеции, их развитие, вопло¬щение в ведущих жанрах живописи и, нако¬нец, кульминационный момент этой живописи на этапе Раннего Ренессанса. Если Флоренция стала колыбелью живописи Возрождения в ее классическом варианте – имеем в виду иллюзионистический язык, акцентирующий рельеф и трехмерное пространство с математической перспективой, – то в Венеции этот процесс проходил с сильным отставанием и неровно. Отчасти он сдерживался давлением устоявших¬ся традиций, охватывавших как политические и религиозные институты, так и сферу культу¬ры. Это было государство со стабильной, хоро¬шо продуманной системой управления, богатое, постоянно стремившееся к территориальной экспансии и гордое сознанием своей исключи¬тельности, которую оно ревниво оберегало. В силу островного положения Венеции и, с дру¬гой стороны, ее широких экономических и куль¬турных контактов с западным и восточным ми¬ром, здесь складывалась весьма своеобразная художественная жизнь, пронизанная множес-твом влияний.
Крючкова Валентина Александровна. Импрессионизм. М.: Белый город. 2013. 48 с., ил.

Художники-импрессионисты хотели показать природу такой, каковой она является человеческому зрению, устранив все промежуточные, препятствующие непосредственному восприятию звенья. Эстетика импрессионизма складывалась на протяжении 1860-х годов в творчестве Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Эдгара Дега. Книга продолжает серию «Мастера живописи. Эпохи. Стили. Направления».
Маркин Юрий Петрович. Теперь Бог танцует во мне. GEORG КОLBЕ. 1877–1947. Скульптура. Графика. М.: Галарт, 2012. 368 с., ил.

Немецкий скульптор Георг Кольбе (1877–1947) вошел в историю искусства 1-й по¬ловины XX столетия как один из самых талантливых учеников и продолжателей поисков великого Огюста Родена в европейской фигуративной пластике. Сферой твор¬ческого внимания Г. Кольбе оставались с начала 1910-х гг. преимущественно обна¬женная человеческая фигура, а также танец в исполнении знаменитых моделей – рус¬ских балетных танцовщиков В. Нижинского и Т. Карсавиной, мастеров эстрадного танца «стиля модерн» из разных стран (Ж. Бейкер, М. Вигман, Т. Шоуна, Г. Палукки, Ш. Бара и многих других). В книге представлено также графическое наследие Коль¬бе – рисунки с обнаженной натуры, иллюстрации к «Фаусту» В. Гёте и «Гимнам к Ночи» Ф. Новалиса, станковая печатная графика и живопись 1890–1900-х гг.
Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII –XXI вв. Традиции и современность / Автор-составитель, научн. ред. М.А. Некрасова. М.: Союз Дизайн, 2013. 620 с., ил.

В книге впервые в мировой науке русское народное искусство рассматривается в контексте православия. Впервые – как культура духовная, традиционная и современная. В настоящем – живая в России в соборном творчестве, что есть особенность. Такое понятие вводится в науку о народном искусстве вместо коллек¬тивного, после долгих богоборческих лет советского времени, времени воинствующих атеизма и материа¬лизма, когда вопросы веры, религии и собственно народного искусства в понятиях духовной культуры не допускались в науку.

В книге исследуется религиозная природа народного творчества в свете традиционной культуры на мате¬риале ее разных сфер. Впервые изобразительно-пластическое, орнаментальное искусство соединено в одной книге с музыкально-поэтическим, песенным, обрядовым творчеством как целостное православное мировоз¬зрение.

Крестьянская архитектура, резьба и роспись по дереву, керамика, народный костюм, лубок, искусство народных промыслов XVIII–XXI веков рассматриваются в единстве православной веры. Храм – в центре. Сакральность духовно-эстетического содержания – постоянный источник идей, образов, символов, запечат¬левших отношения человека с Богом, космосом, социумом, создавшим нравственное поле народного твор¬чества. В нем вместе с осевым религиозным направлением под воздействием древнерусской культуры формировался дух веры, памяти, любви к высшему, что протянулось из прошлого в современность. Радость созидания жизни в духовно-нравственном начале противостоит глобальному ее разрушению, «расчело¬вечиванию» человека, культуры. Народное искусство обращается к современнику вечными ценностями своих образов.
Путятин Илья Евгеньевич. Образ храма русского ампира. М.: Памятники исторической мыс¬ли, 2013. 204 с., ил.

Книга содержит новое исследование важного этапа развития русской церковной архитектуры, который в хронологическом отношении охватывает последние два десятилетия XVIII века и почти всю первую половину века XIX. В это время художественные формы русских храмов выражали идеи духовной и культурной преемственности Российской империи. Исследуя смысловую основу этой заверша¬ющей стадии развития церковной архитектуры русского классицизма, мы обнару-живаем обращения и к археологии раннехристианской античности, и к вселенским христианским памятникам Рима и Святой земли. Существенными для создателей наших храмов эпохи ампира по-прежнему были греко-византийские аллюзии.Для удобства пользования обширным иллюстративным материалом и для до¬ступности его распространения все иллюстрации (более трехсот) собраны на при¬ложенном к книге компакт-диске.
Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сборник статей. Вып. 15. По итогам Всероссийской научной конференции «Бытие искусств в России XVIII – начала XX века: проблемы, мастера, произведения» / Сост. И.В. Рязанцев. М.: Памятники исторической мысли, 2013. 302 с., ил.

Выпуск составлен по материалам Всероссийской научной конференции, проходившей в НИИ РАХ 7–8 июня 2012 года. Включенные в сборник  работы раскрывают разнообразные аспекты в развитии отечественной художественной культуры этого периода. Общим становится открытие неизвестных фактов, имен и материалов. Большинство исследований показывает значение личности в истории искусства. В ряде статей встречаются одни и те же или близкие, связанные друг с другом события и люди, что помогает воссоздать «ткань» эпохи.   
Свободомыслия очаг... Всесоюзный семинар искусствоведов в Паланге 1970 – 1991 / Отв. ред. Толстой В.П. М.: Галарт, 2013. 256 с., ил.

В книге речь идет о Всесоюзном искусствоведческом семинаре, действовавшем ежегодно в период с 1970 по 1991 год в Доме творчества СХ СССР в маленьком литовском городке Паланга. Публикуются воспоминания участников семинаров, приезжавших из разных концов страны. Эти Палангские семинары (как и другие очаги свободной мысли в стране) формировали новую демократическую, современную культуру нашей страны.
Сидорина Елена Викторовна. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. М.: Прогресс - Традиция, 2012. 656 с.

В данной книге, примыкающей к монографиям автора: «Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда» (1994) и «Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика» (1995), исследуются многообразные лики конструктивизма, его диаметрально противоположные концептуальные и пласти¬ческие версии, трактовки «беспредметного искусства» и искусства «как таково¬го», отношения «предметное  – беспредметное», ракурсы супрематизма, толкова¬ние «изобразительного искусства» и «все-искусства»... Взгляд автора обращен не только к творческим концепциям художников, но и к философской мысли о твор¬честве, искусстве, Красоте. Исследование сочетает углубление в сущность проблем и в подробности творческих позиций, контактов, судеб. Книга адресована всем, кто интересуется проблемами искусства и искусствознания.
Слюнькова Инесса Николаевна. Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. М.: БуксМАрт. 2013. 440 с., ил.

Издание посвящено искусству оформления ритуалов и церемоний, символически означавших тайнодействие коронования российских государей и утверждение божественной природы власти. Основное внимание уделено художественному убранству коронации в России XIX века, последнего века российской монархии. В издании представлены основные составляющие праздника: церемония вступления царя в древнюю столицу, обряд венчания на царство, трехдневная иллюминация, народное гулянье. Рисунки, чертежи, архитектурная графика в комплексе с письменными источниками по проектам оформления торжеств занимают центральное место в книге. Здесь представлены новые материалы, обнаруженные в фондах музеев и архивов: более ста тридцати листов изобразительных материалов публикуются впервые. Оформление коронационных торжеств рассматривается в семиотическом аспекте как средство смысловой коммуникации в рамках развития искусства – от классицизма к историзму, а также в плане отображения эволюции саморепрезентации монарха – от императорской коронации по аналогии с коронациями западных держав к русской национальной коронации.
Таруашвили Леонид Иосифович. Гомер в зеркале новоевропейских переводов: Пластико-тектонический аспект. М.: Памятники исторической мысли. 2013. 176 с., ил.

Данное исследование носит междисциплинарный характер. К эпическим образам, научное описание которых является литературоведческим, применены искусствоведческие (а когда речь идет об образах построек – архитектуроведческие) методы, призванные выявлять тектонический строй. Сопоставляя пластические образы олимпийских богов и архитектурных сооружений, как они даны у Гомера, с их интерпретацией новоевропейскими переводчиками (Лоренцо Валлой, Гессусом, Салелем, Дюбуа де Рошфором, Битобе, Штольбергом, Фоссом, Гоббсом, Поупом, Пиндемонте, Костровым, Гнедичем , Жуковским и др.) автор показывает тенденцию к дематериализации этих образов, характеризующую в той или иной мере все (по крайней мере с XV до сер. XIX в.) новоевропейские переводы Гомеровых поэм и осуществляемую через устранение эффекта механической устойчивости, а часто и через его вытеснение мотивом полета и даже свободного парения. В этом автор усматривает дополнительное подтверждение гипотезы о глубинной спиритуалистической и антиклассической предрасположенности послеантичной культуры. По ходу изложения приводятся примеры из области иллюстрирования переводов, призванные служить подтверждением данного вывода.
Федотова Елена Дмитриевна. Искусство Италии. Век двадцатый. Сборник статей. М.: Памятники исторической мысли, 2013. 288 с., ил.

Сборник посвящен искусству Италии XX столетия – эпохи Новеченто. В него включены статьи о творчестве мастеров разных поколений и различных художественных направлений: живописцев – Дж. Фаттори, А. Модильяни, Дж. де Кирико, Дж. Моранди, К. Леви, Э. Треккани, Дж. Миньеко, С. Фьюме, Я. Кунелиса, А. Бурри, Л. Фонтана, Т. Гуэрра; скульпторов – Э. Греко, Дж. Мадзулло, Ф. Мессина, Дж. Помодоро и др. Их искусство ярко отразило важнейшие этапы в развитии итальянской художественной школы XX века и прочно вошло в анналы мирового художественного наследия.
Федотова Елена Дмитриевна. Век Просвещения. Диалог философии искусства. М.: Белый город, 2013. 384 с., ил.

Вопросом о том, что такое Просвещение, задавались философы XIX–XX столетий. Эта проблема про¬должает интересовать исследователей гуманитарных и естественных наук и в наше время. Термин этот проч¬но вошел в историю мировой цивилизации, но утвер¬дился после статьи Иммануила Канта Что такое Просве¬щение (1784), в которой немецкий философ попытался подвести итоги XVIII столетия – века Просвещения. Кант выделил главный девиз Просвещения – «Умей пользоваться собственным умом!» (лат. – Sapere aude!). Он подчеркнул, что Просвещение было важным шагом к осознанию раскрепощения личности, к утверждению ее интеллектуальной свободы в желании пользоваться своим разумом, к распространению образования, к про¬паганде знания, к выработке средств улучшения совре¬менного общества. Это движение к свободе творческого выражения было столь сильным, что существует мнение, что в основе культуры Просвещения лежит некий «прин¬цип игры». Это мнение является изобретением уже тео¬ретиков Новейшего времени, в частности XX столетия, почти не склонных к рефлексии, но пытающихся обос¬новать свои еще достаточно зыбкие умозаключения, порой все же иногда сопоставляя прошлое и настоящее.
Холмогорова Ольга Владимировна. Культура Древней Греции для детей 10–13 лет. М.: Теревинф, 2013.  272 с.

Книга является второй ступенью авторской программы по истории культуры для детей и подростков (первая часть «Азбука истории культуры для детей 6–9 лет») и может использоваться как методическое пособие преподавателями истории культуры в рамках гуманитарных программ, включающих в себя изучение античности. Издание предлагает тестовые и игровые задания, позволяющие в доступной и увлекательной форме закреплять не¬простой историко-художественный материал, а также сценарии и пьесы по античной мифологии и литературе для театральных постановок с детьми.
Художественный мир глазами иностранцев: впечатления, взаимовлияния, новые тенденции. Сб. статей / Отв. ред. Е.Д. Федотова. М.: Памятники исторической мысли, 2013. 534 с., ил.

Сборник статей посвящен восприятию одной художественной культурой традиций и нововведений чужой. В статьях историков искусства прослеживаются эти явления от древности до новейшего време¬ни. Авторы касаются широкого круга вопросов данной проблематики: способности художественных школ к «диалогу», творческому усвое¬нию нового, воспринятого извне, а порой просто взгляда на все новое «со стороны» заинтересованного и впечатлительного зрителя.
версия для печати