ИЗДАНО В 2012 ГОДУ

Академик Императорской Академии художеств Н.В. Глоба и Строгановское училище /
 Отв. ред. Т.Л. Астраханцева, ред. совет Т.Л. Астраханцева, Н.К. Соловьев, В.В. Ванслов, Н.Н. Ганцева, А.У. Греков и др.  /
НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX, МГХПА им. С.Г. Строганова.
 М.: Индрик, 2012. 432 с., ил.

Настоящее издание посвящено малоизученной теме – истории Строгановкого Императорского художественно-промышленного училища в период с 1896 по 1917 год и его последнему директору – академику Н.В. Глобе, эмигрировавшему из советской России в 1925 году. В сборник вошли статьи отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающие личность Н. Глобы в широком контексте художественной жизни предреволюционной и послереволюционной России, а также русской эмиграции. Большинство материалов, архивных документов и фактов представлено и проанализировано впервые.
Басин Евгений Яковлевич, Ступин Сергей Сергеевич.
Универсалии и специфика художественных форм. Антология. Статьи.
М.: БФРГТЗ «СЛОВО»,  2012. 336 с.

В теоретических статьях книги разрабатывается проблема «архетипов» художественных форм. Универсалии художественного языка анализируются с учетом специфики отдельных жанров, видов искусства и конкретных произведений. Особое внимание уделено «метафорическому» аспекту межхудожественных аналогий («живописности» литературы, «музыкальности» поэзии, «орнаментальности» архитектуры) и феномену открытого произведения. Антологию составили высказывания философов, искусствове¬дов и мастеров искусства.
Ванслов Виктор Владимирович.
 Живая память: Мемуары.
 М.: Памятники историче¬ской мысли, 2012. 271 с., ил.


В воспоминаниях известного эстетика и искусствоведа читатели найдут рассказ не только о его учебе, работе, взглядах и творческой жизни, но и о многих выдающихся деятелях отечественной культуры XX века. В книге повествуется о встречах автора с компози¬торами А.И. Хачатуряном и Г.В. Свиридовым, о близких творческих контактах с хореографом Ю.Н. Григоровичем и художником З.К. Церетели, о философах М.А. Лифшице, Э.В. Ильенкове, М.Ф. Овсянникове, о многих видных искусствоведах. Здесь рассказано также о Всероссийском театральном обществе, Российской академии художеств и ее Научно- исследовательском институте, о журнале «Балет» – учреждениях, где автору приходилось наиболее долго работать. Книга содержит немало интересных и важных положений и замечаний об отечественной культуре XX века. Издание рассчитано на художников и искусствоведов, на студентов художественных училищ и вузов, на широкие круги любителей искусства.
Завьялова Анна Евгеньевна.
Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг.
 М.: Театралис, 2012. 208 с., ил.


Книга посвящена новому для отечественного
 искусствознания вопросу чтения художников и влияния читательских интересов на их творчество. Он рассмотрен на примере двух петербургских мастеров, членов творческого объединения «Мир искусства» и близких друзей – Александра Бенуа и Константина Сомова. Выявление наиболее значимых авторов для их искусства: Т. Готье, Э.Т.А. Гофмана, Х.К. Андерсена, А. Фета, А. де Ренье, П. Верлена, а также определение путей воздействия произведений этих писателей на конкретные работы Бенуа и Сомова и их мировоззрение в целом, позволило увидеть еще один, неизвестный ранее путь становления художественной доктрины модерна в России.
Иконописцы и живописцы Оружейной палаты.
 1630–1690-е годы: дворовладения, события повседневной жизни, работа по частным заказам.
Сборник документов /
Составитель М.В. Николаева.
 М.: Древлехранилище, 2012. 464 с.

Основу сборника составили столбцовые материалы из делопроизводства Оружейной палаты, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов в фонде «Архив Оружейной палаты». Это – документальные комплексы, преимущественно целостные, в том числе, 45 сыскных и судных дел, а также отдельные докумен¬ты – всего 231 единица хранения – из фонда 396 за период с 1637 по 1701 г.; их дополняют 19 архивных дел из дру¬гих фондов РГАДА (Ф. 141 – Приказные дела старых лет, Ф. 210 – Разрядный приказ, Ф. 159 – Приказные дела новой разборки и др.). Большинство из 646 включенных в Сборник документов вводится в научный оборот впер¬вые.

Публикуемый комплекс представляют собой особую тематическую группу, посвященную повседневной жиз¬ни и внеслужебной деятельности иконописцев и живописцев Оружейной палаты, а именно, их московским дворовладениям (купля-продажа, получение в виде пожалования от властей – земли или двора; застройка дворовых участков), условиям проживания в московских слободах (взаимоотношения с центральными и слободскими властями, с соседями по слободе); профессиональной деятельности как дополнительного источника дохода – иконописные работы но частным заказам; взаимоотношениям с учениками, поступившими в обучение на урочные годы с жилой записью, и кредиторами по заемным кабалам, а также проявлениям девиантного поведения – кража личного имущества, бытовые ссоры, сопровождавшиеся драками («бой и увечье») и грабежом, словесные перепалки с оскорблениями («брань»). Оружейная палата, ведавшая «судом и расправой» в отношении состоявших на службе мастеров, разбирала разного рода тяжбы иконописцев и живописцев, в том числе, перипетии с заказчиками, соседями по слободе, с учениками и кредиторами и т.д. Сведения о событиях из частной и семейной жизни – женитьба, рожде¬ние и крещение детей, пожарное разорение, болезни, смерть, погребение – освещают челобитные изографов и их близких о разного рода пожалованиях.

Вошедшие в публикацию источники – коллективные и индивидуальные челобитные, материалы приказной делопроизводственной практики, в том числе, сыскной и судебной, межведомственная переписка, а также частноправовые акты – подрядные, купчие, жилые, поручные и др. – позволяют обратиться к малоизученной и фрагментарно раскрытой в научных публикациях и исследованиях теме частной жизни и быта мастеров Оружейной палаты в Москве в 1630–1690-е годы, расширить известные рамки их персонального состава и, как следствие, – создать новые возможности для исследования вопросов социально-экономической истории России и истории русского искусства XVII века.
История искусства: в 2-х томах / НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX; Ред. кол. М.А. Бусев, В.В. Ванслов, Т.Х. Стародуб, Е.Д. Федотова (отв. ред.). М.: Белый город, 2012. ил. Т. 1. Т. 2.

В обеих книгах излагается в краткой форме история мирового изобразительного искусства на основе накопленных за последнее столетие новых научных знаний о пластических искусствах. Разделы написаны крупными историками искусства. Максимально сохранена оригинальность авторских концепций. Подготовка издания осуществлена в рамках федеральной целевой программы поддержки полиграфии и книгоиздания в России Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям.
Издание имеет тщательно продуманную, цельную общую структуру. В первый том вошли разделы об искусстве доисторического общества, Античности, стран Дальнего и Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, буддийского и исламского мира. Во второй том вошли материалы об искусстве стран Западной Европы и США Средневековья, Ренессанса, Нового и Новейшего времени.
Концепцию всего издания в научном плане можно считать новаторской. С учетом накопленного современной наукой материала авторами проекта сделана попытка при строгом отборе информации продемонстрировать многообразие и сложность мирового художественного процесса. В отличие от прошлых многотомных «Историй искусства» (фактологический материал которых во многом устарел) в данном кратком издании читателям предоставляется возможность более наглядно, типологически осмыслить художественную культуру человечества в многовариантных связях и параллелях, сопоставить творческие достижения различных стран и народов в границах определенных эпох. Важно и то, что художественное наследие России при этом рассматривается в системе мировых цивилизаций и в контексте развития восточно-христианской культуры.

Оба тома снабжены библиографией, глоссарием, именным указателем. Они прекрасно иллюстрированы, что немаловажно для издания по изобразительному искусству. Литературный, живой характер изложения делает данные книги привлекательными для широкого круга читателей: историков искусства, преподавателей и студентов гуманитарных вузов, художников, архитекторов, любителей-непрофессионалов, которые смогут углубить свои знания по интересующим их вопросам.
Козлова Светлана Израилевна. Приют нимф и полубогов. Сады Италии эпохи Ренессанса М.: Галарт, 2012. 328 с., ил.

В книге ренессансные сады Италии рассмотрены в комплексе широкой проблематики. Они показаны в своих исто¬рических истоках, структурной организации и смысловых значениях, в региональных типах и связи с пространственным окружением, а также в том, как сад осознавал¬ся созерцателем. К анализу привлечены архитектура, изобразительное искусство, литература XV–XVI веков, и сад той эпохи выступает в системе современных ему искусств на равных началах с другими его видами. Это особое место на земле формирует идеальную среду для культурного досуга, созерцания, размышления и твор¬чества, способствуя кристаллизации культуры Ренессан¬са. Монография предназначена как для специалистов, так и для всех, интересующихся искусством и культу¬рой итальянского Возрождения.
Магия  литературного сюжета.
Проблемы интерпретации в изобразительном   искусстве: сборник статей /
 Отв. ред. Е.Д. Федотова.
М.: Памятники исторической мысли, 2012, 572 с.

Данный сборник статей создан на основе материалов  конференции, проведенной в НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств в 2011 году. Авторы статей рассматривают проблему связи изобразительного искусства и литературы многоаспектно, в широкой исторической перспективе – от древности до современности. Привлекая для исследования произведения различных видов и жанров изобразительного искусства, они пытаются уяснить магическую притягательность литературного сюжета для мастеров многих эпох и народов.
Николаева М.В.
Словарь иконописцев и живописцев Оружейной палаты.
1630–1690-е годы: дворовладения, события повседневной жизни, работа по частным заказам.
 М.: Древлехранилище, 2012. 432 с.


В словаре представлены «бытовые портреты» более 300 иконописцев, живописцев и учеников Оружейной палаты XVII века. Особое внимание уделено дворовладениям жалованных и кормовых мастеров в Москве: вопросам купли-продажи земельных участков, «аренды» жилья, обустройства дворовых владений, а также условиям обитания в московских слободах, включающих несение налогового бремени и выполнение служебных повинностей. Картину повседневной жизни состоявшего на службе государя ремесленника XVII века рисуют исковые и судные дела, которые возникали между мастерами и учениками, определившимися к ним с жилой записью, а также тяжбы с заказчиками иконописных работ в связи с невыполненными подрядными, приоткрываю¬щие сферу творческой внеслужебной деятельности изографов. Значительную роль в обыденной жизни иконописцев, живописцев и учеников Оружейной палаты играла широко распространенная практика займа денег, нередко порождавшая при нарушении условий заемной кабалы самые разнообразные коллизии. Кража личного имущества, бытовые ссоры, выливавшиеся нередко в драки («бой и увечье»), грабеж, словесные перепалки с оскорблениями («брань») тоже становились причиной исковых челобитных, инициировавших сыскные и судные гражданские дела с участием иконописцев, живописцев и учеников, которые разбирали судьи Оружейной палаты. Существенным до¬полнением к биографиям мастеров служат челобитные о пожалованиях по таким случаям жизни, как свадьбы, рождение детей, болезни, пожарное разорение и т.д.
Преображенский А.С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI века.
 М.: Северный паломник, 2010. 542 с., ил.

Портреты ктиторов и донаторов – заказчиков храмов, фресок, икон, рукописей и прочих произведений искусства – важный феномен культуры стран византийского мира. Изображения ктиторов раскрывают представления о взаимоотношениях человека с Богом и пути к достижению спасения, ярко характеризуют религиозное сознание Средневековья, особенности восприятия власти и общественной иерархии, наконец, позволяют реконструировать обстоятельства создания конкретных памятников. Предлагаемая работа представляет собой первое в отечественной литературе систематическое исследование русских ктиторских портретов XI – начала XVI в. Автор уделяет особое внимание выявлению этих произведений, их интерпретации в контексте общих закономерностей развития русского средневекового искусства, а также вопросу о своеобразии русской портретной традиции в сравнении с аналогичными традициями других стран византийского мира. Книга рассчитана на специалистов в области русской средневековой культуры и на интересующихся подобными проблемами читателей.
Проблемы дизайна-6: сборник статей
/ Отв. ред. и сост.: В.Р. Аронов, М.Т. Майстровская;
подготовка изд. П.А. Власенко.
 М., 2012. 318 с., ил.


Сборник статей «Проблемы дизайна» продолжает серию изданий НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX, посвященных развитию дизайна в Рос¬сии и за рубежом. В разделе «Теория дизайна» рассмотрены взгляды крупнейшего из ныне живущих методологов дизайна Томаса Мальдонадо на роль художника в меняющемся современном мире, проанализированы основ¬ные положения различных теорий проектной культуры, а также границы т.н. стилевых подходов в контексте проектного мышления и по¬вседневной реальности второй половины XX века. В раз¬деле «Творческие портреты» собраны аналитические статьи и воспоминания о видном российском архитекторе, мастере экспозиционного дизайна, теоретике культуры и педагоге ЕА. Розенблюме, создавшем знаменитую Сенежскую школу художественного проектирования. В конце раздела даны два наиболее характер¬ных текста Е.А. Розенблюма, в которых он размышляет об особенностях и зада¬чах художественного проектирования, и перечень его основных творческих и научных работ. В разделе «Исследования и публикации» разбираются особенности искусства современной экспозиции на примере проектных работ известных российских архитекторов Юрия Аввакумова и Евгения Асса; также рассказывается о новейших тенденциях шведского экологического дизайна; написано об особенностях ландшафтного дизайна в Японии; один из авторов делится личными впечатлениями о выставках Марселя Брейера в США. История мирового дизайна представлена статьями о феномене древнеегипетского стиля оформления интерьеров, о цельнолитой пластмассовой мебели датчанина Вернера Пантона и об интернациональном стиле в типографике.
Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы.
Сборник статей. Вып. 14.
По итогам Всероссийской научной конференции с участием иностранных специалистов «Отечественное искусство XVIII – начала XX века: стилевые предпочтения, персоналии, обучение, взаимоотношения с государством и обществом» /
Сост. И.В. Рязанцев.
М.: Памятники исторической мысли, 2012. 360 с., ил.


Четырнадцатый выпуск серии «Русское искусство Нового времени» подводит итоги научной конференции «Отечественное искусство XVIII – начала XX века: стилевые предпочтения, персоналии, обучение, взаимоотношения с государством и обществом», проводившейся PAX и НИИ PAX 17–18 марта 2011 года. Помимо российских исследователей в конференции принимали участие специалисты из других стран – Канады, Эстонии и Украины. Статьи отличаются разнообразием затрагиваемых авторами проблем и основаны преимущественно на новых мате-риалах.
Ступин Сергей Сергеевич.
 Феномен открытой формы в искусстве XX века.
М.: Индрик, 2012. 312 с., ил.

Любое произведение искусства, оставшееся в истории, обнаруживает в себе неиссякаемый источник смыслов, открытость к толкованиям, бесконечность содержания. Смысловая разомкнутость произведения претворяется художником и структурно, через особенности строения художественной формы. Все эти аспекты образуют проблемное поле книги: автор обнаруживает в явлении открытой формы универсальную модель, позволяющую представить произведение как пространство возмож¬ного, как организм, непрестанно пребывающий в становлении и развитии. Классическое искусство и нонклассика, таким об¬разом, оказываются родственны. Усиление тяги к поэтике нонфинито, особенно заметное в искусстве с конца XIX века, ныне приобретает роль едва ли не самодовлеющего принципа творчества: приемы бриколажа, креативная роль импровизации и случайности, интертекстуальность, акцент на зрительское со¬творчество становятся лейтмотивом разнообразных поисков новейшего искусства. Эти проблемы исследуются в книге на материале живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, театра, поэзии, прозы.

Техники и технологии в сакральном искусстве. Христианский мир. От древности к современности.
Сост. и отв. ред. А.В. Рындина.
М.: Индрик, 2012. 392 с., ил.


Состояние сохранности древних памятников религиозного искусства, к настоя¬щему времени отнюдь не удовлетворительное, настоятельно требует привлече¬ния для их реставрации современных методов материально-технического исследования по всем уровням, начиная от основы и кончая красочным слоем. Актуальными являются и проблемы, назревшие в церковном искусстве наших дней, где, наряду с успешной реконструкцией древнейших техник живописи (мозаика, энкаустика), порой бесконтрольно применяются новейшие материалы и технологии, сомнительные с точки зрения дальнейшей жизни памятников. Поискам ответов на эти вопросы посвящен настоящий сборник, авторы ко¬торого, не претендуя на исчерпанность темы, предлагают свои решения.нологии изобразительных искусств. Живопись, графика.



Технологии изобразительных искусств. Живопись, графика.
Сборник статей. Вып. 2 / Отв. ред. В.В. Ванслов.
М.: Памятники исторической мысли. 2012, 174 с.


Сборник посвящен некоторым технологическим вопросам  – живописи и графики. Владение технологиями искусства – обя¬зательное профессиональное условие мастерства художника, воплощения его творческого замысла. Их изучение входит в систему художественного образования. Поэтому данный сборник может использоваться в качестве учебного пособия в художественных училищах и вузах, студиях, кружках и при самообразовании в сфере изобразительных искусств
Федотова Елена Дмитриевна.
Искусство Италии. Век двадцатый.
Сборник статей.
М.: Памятники исторической мысли, 2013. 288 с., ил.


Сборник статей посвящен искусству Италии XX столетия – эпохи Новеченто. В него включены статьи о творчестве мастеров разных поколений и различных художественных направлений: живописцев – Дж. Фаттори, А. Модильяни, Дж. Де Кирико, Дж. Моранди, К. Леви, Э. Треккани, Дж. Миньеко, С. Фьюме, Я. Кунелиса, А. Бурри, Л. Фонтана, Т. Гуэрра; скульпторов – Э. Греко, Дж. Мадзулло, Ф. Мессина, Дж. Помодоро и др. Их искусство ярко отразило важнейшие этапы в развитии итальянской художественной школы XX века и прочно вошло в анналы мирового художественного наследия.
Червонная Светлана Михайловна.
Из эмигрантской дали спасти Отчизну.
Литовское искусство и литовские художники в эмиграции (1940–1990).
М.: Прогресс-Традиция, 2012. 566 с., ил.


Монография является первым в российском искусствознании систематическим исследованием феномена литов¬ской художественной эмиграции, основной поток которой составляют беженцы 1944 года. Сам факт их массово¬го исхода был политическим протестом против установления в Литве советской власти. Книга, включающая словарное приложение, содержит биографические данные и анализ творчества художников литовского происхождения, работавших во второй половине XX века в различных странах Европы, Америки, в Австралии и на других континентах. Литовское искусство в изгнании рассматривается в контексте и сравнении с творчеством латышских, эстонских, украинских, русских художников, оказавшихся в эмиграции после Второй мировой войны. Книга содержит также мало известные сведения о белорусских, еврейских, польских художниках, уходивших в свою дальнюю эмиграцию – в Америку, Европу, Азию – из Литвы или через Литву. Созданная при опоре на достижения современного литовского искусствознания, чрезвычайно внимательного к судьбам своих эмигрантов, монография является оригинальным исследованием, которое содержит авторскую теоретическую концепцию искусства в изгнании и определенный пласт фактических данных и материалов, публикуемых впервые, почерпнутых автором в архивах и в ходе полевых исследований (прежде всего в Германии). Стремление художников, оказавшихся за границами Литвы, служить своей оставленной родине, развивать традиции национальной культуры, сохраняя свою граждан¬скую, этническую, конфессиональную (католическую) идентичность, и их способность к освоению общечеловеческих ценностей глобальной цивилизации, к активному участию в развитии современного искусства (art modern and art post-modern) составляют сложное диалектическое единство, вербально обозначенное автором метафорой «Они унесли с собою Литву» и «Они принесли в Литву художественный прогресс зарубежного мира». Значительное внимание уделяет автор связям литовских художников-эмигрантов с родиной и процессу возвращения как самих мастеров, так и их художественного наследия в Литву – процессу уникальному по своей последовательности и масштабу, заслуживающему внимательного изучения данного опыта в других странах Восточной Европы.

Якимович Александр  Клавдианович. Искусство непослушания. Вольные беседы о свободе творчества.  СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. 288 с., ил.

Книга представляет собой собрание коротких очерков («бесед»), написанных в живой и доступной форме и посвященных творчеству крупнейших художников и писателей Запада и России. Все очерки объединены общей проблематикой, точкой зрения и методикой анализа. Крупнейшие мастера разных искусств, от Леонардо до Чехова, рассматриваются сквозь призму проблемы «свободы творчества», то есть независимости художника от господс¬твующих императивов и аксиом общества и власти. Автор ставит эту проблему, исходя из своей концепции ценностной эволюции Запада и России и своих методов анализа изобразительного и вербального «текста».


Якимович Александр Клавдианович.
Портреты Диего Веласкеса. Искусство отважного знания.
М.: Галарт, 2012. 464 с., ил.

Исследование посвящено произведениям одного из величайших живописцев Нового времени – Диего Веласкеса. Его портреты рассматриваются в контексте исторических событий XVII века, в связи с литературой, театром, философией Испании и всей Западной Европы. Многие материалы впервые включаются в обиход искусствознания.


версия для печати