Издано в 2011 году


. Аронов Владимир Рувимович.
Концепции современного дизайна. 1990–2010.
М.: Артпроект, 2011. 224 с., ил.


Книга посвящена дизайну как виду творческой деятельности и тому, что с ним происходило на рубеже второго и третьего тысячелетий. В ней рассказывается о ведущих концепциях, основных событиях и этапах развития дизайна, вошедшего именно в это время в «компьютерную» эпоху, даны творческие портреты наиболее известных лидеров мирового дизайна, а также рассмотрены его взаимосвязи с искусством, научно-техническими открытиями, экономическими тенденциями и дискуссиями о качестве современной жизни.

Ванслов Виктор Владимирович. Искусств прекрасный мир. М.: Памятники исторической мысли, 2011. 558 с., ил.

Книга посвящена различным видам художественного творчества: архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, балету, сценографии, – освещению их специфики и конкретным явлениям, – а также общим теоретическим проблемам искусства. В очерках раскрываются природа искусства, понятия красоты, художественности, стиля, дают¬ся творческие портреты крупнейших деятелей искусства. Среди них скульпторы З.К. Церетели и А.Н. Бурганов, живописцы А.А. Мыльников и Д.Д. Жилинский, хореографы Ю.Н. Григорович и Джон Ноймайер, артисты балета Н.И. Бессмертнова и Н.М. Цискаридзе, композиторы Д.Д. Шостакович и Г.В. Свиридов, сценографы С.Б. Вирсаладзе и Б.А. Мессерер и многие другие.



Вруцелето, эмблемат, апофегмат... Цельногравированные кириллические книги и гравюры в русских рукописях XVI–XIX веков из собрания Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Научн. консультант: О. Хромов; авт. статей Н. Грязнова, Т. Гулина, И. Кулакова, А. Мороз, М. Орлова, О. Хромов. М.: Первая публикация, 2011. 408 с., ил.

Новая книга серии «Первая публикация» посвящена русским цельногравированным изданиям – книгам особого исторического типа, получившим свое название от спо¬соба изготовления при помощи различных граверных техник. Их основная особенность в том, что текст и иллюстрация гравируются и печатаются с одной печатной формы (доски). Во второй половине XVII века в России получило широкое развитие украшение гравюрами рукописей; эта традиция создала в XVII–XVIII веках особый тип рукописной книги с гравюрами. Оформленные гравюрами рукописи стали предтечами цельногравированных книг и послужили основой для создания ряда цельногравированных изданий. На протяжении веков в форме цельногравированных книг издавались различные атласы, нотные издания, этнографические альбомы, в которых иллюстрации составляли значительную часть. Существуя на равных правах с наборной и рукописной книгой, цельно-гравированные издания давали возмо¬ность тиражировать то, что не позволяла осуществить традиционная типографская печать, а по сравнению с рукописными книгами выпускались гораздо большими тиражами. Лишь со второй половины XIX века гравюру потеснила литография, а затем фотомеханические техники печати. В данном издании впервые публикуется полный научный каталог цельногравированных изданий и гравюр в рукописных книгах XVI–XIX веков из собрания Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. По своей исторической, культурной, научной значимости это собрание не имеет аналогов в русской провинции и является памятником национального и мирового уровня.

Иконы «романовских писем»: Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли; «Свод русской иконописи» / Авт.-сост. И.Л. Хохлова; науч. ред. И.Л. Бусева-Давыдова. М.: Рыбинск, 2011. 264 с.,  ил.

Первая полная публикация, посвященная одному из самобытнейших направлений русской иконописи конца XVIII – начала XX века – «романовским письмам», получившим свое начало и распространение в старинном городе Романове-Борисоглебске (Тутаеве). Проанализированы истоки возникновения, прослежены творческие пути ведущих местных иконописцев, систематизированы стилистические особенности их письма, приведены каталожные описания публикуемых икон из музейных и церковных собраний Ярославской земли, Москвы, Санкт-Петербурга, а также многочисленных частных отечественных и зарубежных коллекций. Книга предназначена для специалистов и широкого круга читателей.


Иностранные мастера в Академии художеств:
Сб. статей: Вып. II. / Отв. ред. Е.Д. Федотова.
М.: Гнозис, 2011. 320 с., ил.

Сборник посвящен различным аспектам творчества иностранных мастеров, удостоенных Российской Академией художеств званий «Академик», «Почетный вольный общник», «Почетный любитель», «По¬четный член» на протяжении всей истории ее существования. Данное издание (выпуск II) продолжает тематику выпуска I, опубликованного в 2007 году в связи с 250-летием основания Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. В статьях авторы рассказывают о творчестве некоторых ярких представителей западноевропейской художественной культуры XVIII–XIX веков, чье творчество так или иначе соприкасалось с Российской Академией художеств с момента ее основания: о Д. Дидро, Э.М. Фальконе, Б. Торвальдсене, П.Г. ди Гонзага, Э.Л. Виже-Лебрен, Дж. Доу, К.Д. Раухе, О. Верне, П. Тенерани и других. Ряд статей посвящен искусству крупных мастеров различных художественных школ ХХ столетия – Ж. Кишфалуди-Штробля, С. Русева, К. Танги, Р. Гира, Т. Гуэрра, В. Клемке, Ф. Ботеро, Сюй Бейхуна и других.
Искусство в современном мире:
Сб. статей: Вып. 4 / Отв. ред. М.А. Бусев, ред.-сост. М.П. Лазарев.
М.: Памятники исторической мысли, 2011. 440 с, ил.

Четвертый выпуск сборника «Искусство в современном мире» открывается обширным теоретическим разделом, где затрагивается широкий спектр острых проблем художественного творчества XX–XXI столетий: психология восприятия искусства, особое отношение представителей новейших течений к традициям, стратегии и пути актуального искусства, роль творчества мастеров-самоучек в художественной практике XX века. Значительную часть книги составляют творческие портреты художников, представляющих разные поколения и разные лики сегодняшнего искусства – от признанных академиков до молодых и дерзких «актуальщиков». Хотя большая часть статей посвящена отечественному искусству, авторы также обращаются к заметным тенденциям и мастерам зарубежья. Особое внимание уделено программным, значительным выставкам, проходившим в последние годы в разных художественных центрах – Венеции, Лондоне, Петербурге, Москве, Саранске. Завершается книга разделом «Ех libris», включающим подробные рецензии на ряд изданий по искусству XX столетия.
Итальянский сборник: Сб. статей:
Вып. 6: Посвящается году Италии в России /
Ред кол.: Дажина В.Д., Козлова С.И., Тучков И.И. (отв. ред.), Федотова Е.Д. (отв. ред.), Степина А.Г.
М.: Памятники исторической мысли, 2011. 408 с., ил.


Шестой выпуск «Итальянского сборника» посвящен году Италии в Рос¬сии. В статьях освещаются различные проблемы искусства Италии эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени. В издание включен также материал, посвященный памяти сотрудницы Отдела искусства старых масте¬ров ГМИИ им. А.С. Пушкина – Ольги Дмитриевны Никитюк, в круг научных интересов которой входило изучение живописи Венеции XVIII столетия.
Каптерева Татьяна Павловна. Вермеер  и дельфтская школа. М.: Белый город, 2011. 48 с., ил.

Среди стран, которые внесли неповторимый вклад в художественное наследие эпохи, особое место занимает Голландия. Книга посвящена  живописцам, которые открыли в мировой истории новый этап искусства, целиком отмеченный влечением к живой реальности. О мировосприятии  голландских художников свидетельствуют прекрасные слова одного из них: «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизведи нас. В Отечестве ты откроешь так много любезного сердцу, приятного и достаточного, что, раз отведав, найдешь жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого».
Козлова Светлана Израилевна.
Итальянский сад эпохи Ренессанса:Монография.
М.: МАКС Пресс, 2011. 204 с.
Козлова Светлана Израилевна. Искусство Раннего Ренессанса во Флоренции.  М.: Белый город, 2011. 48 с., ил.

Первые всходы культура Возрождения дала именно во Флоренции XV века. В тексте охарактеризованы социально-исторические и мировоззренческие предпосылки для формирования здесь нового искусства. Сложение стилистики Раннего Ренессанса в архитектуре показано на выдающихся образцах, выполненных Брунеллески, Альберти, Микелоццо и Джулиано да Сангалло. В культовых зданиях трансцендентализму Средневековья противопоставлена теперь ясная логика форм, пропорций и освещения. Для гражданских построек характерна рациональная структура и открытие пространства вовне, ориентированное в перспективе на создание идеального города по модели гармонии мироздания. Автор отмечает также широкое использование антикизирующих элементов вплоть до классических ордеров. Становление этого стиля all’antica представлено в сложной взаимосвязи ренессансных и средневековых черт.

В скульптуре, в анализе которой также не упускается из вида роль средневековых компонентов, основную проблематику составляет создание т. н. живописного рельефа (Гиберти); свободно стоящей статуи, воплощающей идею доблести (Донателло); влияние античности в передаче человеческой фигуры в драпировках или обнаженной (Донателло, семья делла Роббиа), в портрете (Антонио Росселлино, Мино да Фьезоле), надгробии (Бернардо Росселлино). Кроме того, уделено внимание более рафинированному направлению в пластике, возникшему в окружении Медичи (Антонио Паллайоло, Верроккьо).

Центральный момент истории флорентийской живописи Раннего Ренессанса – выработка Мазаччо нового языка, в котором в монументальный синтез соединяются перспективный строй, человеческая фигура и действие. Прослеживается, как ту или иную сторону его пластически-пространственного метода развертывают последующие мастера: Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Поллайоло, Боттичелли, Гирландайо. Подчеркнуто, что на общую для Раннего Ренессанса стилистику накладывается персональное решение художественных задач.
Козлова Светлана Израилевна. Раннее Возрождение в Венеции. М.: Белый город, 2011. 48 с., ил.

Искусство Раннего Ренессанса в Венеции представлено в синтезе разного рода стилистических влияний и тенденций. Во многом он зависел от особого географического положения Венеции и ее широких контактов со странами Запада и Востока. Автором проанализированы специфика официальных построек города, его дворцов, вилл, типология культовых зданий. При этом выделен момент стилистической эволюции в архитектуре в направлении классицизации языка.

Скульптура Венеции XV века, тесно связанная с архитектурой, иногда даже единым авторством, также подчинена принципу регионального своеобразия. Показано постепенное освобождение венецианской пластики от следов тречентистского наследия, пробуждение интереса к ренессансному рационализму и утверждение в ней антикизирующих мотивов и форм. В плане классицизации воздействия важное место занимает здесь тема надгробия, она рассмотрена на примере работ Паоло и Антонио Бреньо, Риццо, гробниц круга Пьетро и Туллио Ломбардо. Творчество этого последнего мастера позволило продемонстрировать явную устремленность к классическому идеалу, проявившуюся в скульптуре Венеции к концу кватроченто.

Автор текста отмечает замедленный темп усвоения нового языка в живописи Венеции, так что лишь к последним десятилетиям XV века складывается собственный венецианский вариант ренессансного художественного мышления. Наибольшее внимание уделено в тексте искусству художников из семей Виварини и Беллини, а также Карпаччо и Чимы да Конельяно. Рассмотрены их картины на религиозные сюжеты, в том числе композиции под названием «Сакра  Конверсационе», а также «исторические» полотна для скуол, портреты и кроме того — произведения классической тематики. Отмечены богатый колоризм, склонность к созерцательности, пантеистическое чувство природы, свойственные венецианской живописи Раннего Возрождения. Подчеркнут исключительный вклад Джованни Беллини в разработку тонального колорита, с использованием которого будут связаны не только блестящие достижения чинквечентистских мастеров Венеции, но и последующий ход живописи.

Кириченко Евгения Ивановна. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 352 с., ил.

Книга представляет сборник статей, написанных в основном на основе докладов, прочитанных автором в юбилейном для замечательного русского зодчего второй половины XIX – первой четверти XX столетия году (в 2009 году исполнилось 150 лет со дня его рождения). Этим определяется содержание и проблематика текстов, помещенных в книге и их проблематика. Они посвящены вопросам или совсем не затрагивавшимся раньше, или затрагивавшимся вскользь, попутно. Вместе с тем, статьи размещены таким образом, чтобы, несмотря на их относительную самостоятельность, создавалось впечатление о ходе творческого пути зодчего, об изменениях в предметах его занятий и проблематике его творчества, связанных, с одной стороны, с осознанием своего предназначения, а с другой – с из¬менявшимися социально-политическими условиями, в которых ему пришлось жить и работать в связи с происшедшими в нашей стране катаклизмами. Поэтому в первых главах рассказывается о малоизвестных фактах раннего творчества зодчего – о работах Шехтеля-театрального художника, автора декораций, костюмов для постановок мага и волшебника русской сцены М.В. Лентовского, о его работах по созданию архитектурной среды городских парков в Москве и Петербурге, о первом крупном успехе молодого Шехтеля – об аллегорическом шествии «Весна-Красна», приуроченном к коронации Александра III, о проектах храмов, спроектированных и построенных зодчим, о семантике и структуре особняков и усадеб. В книге также сделана попытка уточнить историческое место стиля модерн и его связь с модернизмом, оценить вклад зодчего в архитектуру первого советского десятилетия.

Крючкова Валентина Александровна. Тулуз-Лотрек. М.: Белый город,  2011. 48 с., ил.

В тексте рассказывается о жизни и творчестве выдающегося мастера постимпрессионизма. Особое внимание уделяется специфическим особенностям художественной системы Тулуз-Лотрека – приемам его гротеска в живописи и графике, смелым гиперболам в характеристиках персонажей, способам обрисовки силуэта, динамичным композициям и острым цветовым решениям. 
Маркин Юрий Петрович.
Немецкая скульптура. 1900–1950.
М.: Галарт, 2011. 480 с., ил.

Монография посвящена одному из наиболее насыщенных в творческом плане периоду в истории немецкой скульптуры ХХ века. В книге представлены работы самых выдающихся немецких скульпторов: Германа Обриста, Макса Клингера, Вильгельма Лембрука, Эрнста Барлаха, Георга Кольбе и многих других. Автор прослеживает творческий путь мастеров немецкой скульптуры от югендстиля 1900-х годов до искусства Третьего рейха (1933–1945). В книге более 400 иллюстраций, многие из которых публикуются впервые, а есть и такие, которые воспроизводят памятники, разобранные или уничтоженные в Германии во времена фашизма. Книга как бы состоит из трех частей: сама монография, проиллюстрированная большим количеством фотографий, альбом произведений выдающихся немецких скульпторов и краткие биографии 42 самых известных немецких скульпторов с указанием их монументальных и станковых работ. Этот информационный материал никогда ранее не публиковался и отсутствует в каких-либо исследованиях или в Интернете.
ПАМЯТЬ И ВРЕМЯ. Из художественного архива Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сборник материалов и документов / Авт.-сост. Т.Г. Малинина; авторы: Т.Г.Малинина, Е.В. Огаркова; авт.-комментариев Н.Н. Асимов, Н.А. Виноградова, Е.И. Кириченко, И.Е. Путятин; подготовка текстов М.Б. Михайлова, Н.М. Никулина, И.И. Шептунова; ред. кол.: М.А. Бусев, В.В. Ванслов, В.П. Толстой, Д.О. Швидковский, Т.Г. Малинина (отв. ред.). М.: Галарт, 2011. 456 с., ил.

В издании собраны и проанализированы документальные, изобразительные и проектные источники периода Великой Отечественной войны (большинство из них публикуется впервые), объединенные темой памяти. Исследование базируется на произведениях живописи и графики художественных собраний Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва», Волгоградского музея изобразительных искусств, проектных материалах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева. Привлекаются также документы и материалы других государственных и частных собраний. Публикуемые тексты сопровождаются научными комментариями специалистов по отдельным вопросам. Книга состоит из трёх разделов, в разных аспектах раскрывающих культурный феномен памяти.

Предмет архитектуры: Искусство без границ / Отв. ред. и сост. И.Н. Слюнькова. М: Прогресс-Традиция, 2011. 528 с., ил.

Книга подготовлена в честь исследователя архитектуры и изобрази¬тельного искусства Евгении Ивановны Кириченко. В сборник вошли новейшие научные работы по широкому спектру тем, ставших отличительными чертами творчества ученого. Это проблемы методологии и стиля в архитектуре, творчество мастеров, церковное искусство и искусство графики, градостроительное искусство России. Из мозаичного поля локальных исследований складывается картина современных представлений о безграничном мире архитектуры и искусства, об эстетических и художественных ценностях окружающего нас пространства. Авторами сборника выступают ведущие ученые НИИ PAX и других научных центров, известные и молодые исследователи, представители вузовской науки.
Савельев Юрий Ростиславович.
 Власть и монумент. Памятники державным правителям России и Европы. 1881–1914.
СПб.: Лики России, 2011. 296 с., ил.


Монография представляет собой первое в отечественной науке исследование о создании императорского монумента в России при сопоставлении с аналогичным процессом в Западной Европе, прежде всего в Германии и Италии. В российской монументальной скульптуре времени ее расцвета 1880–1900-х годов, был создан уникальный образ православного императора, вдохновленный заново открытой византийской традицией. Все рассматриваемые в книге российские монументы (за исключением лишь нескольких сохранившихся) были утрачены в первой половине XX века, и задачей публикации является восполнение важнейшего пробела в истории русского искусства. Период 1881–1914 годов неполно исследован не только в отечественном, но и европейском искусствознании, а область истории императорского и королевского монумента изучена менее других, особенно в нашей стране. Книга дополнена сопоставительной таблицей возведения памятников в России, Германии и Италии и биографиями скульпторов и зодчих. Многие из более чем 500 фотографий публикуются впервые.
Соколов Михаил Николаевич. Принцип рая… М.: Прогресс-Традиция, 2011. 704 с., ил.

Автор продолжает многолетние исследования метаисторического «диалога культур» (опубликованные в его монографиях «Мистерия соседства» (1999) и «Время и место» (2002). «Принцип рая» – это образы блаженного края, находящие свое наиболее конкретное воплощение в мотивах сада и открывающихся оттуда прекрасных видов. Образы эти крайне неоднородны, и их многовековая история в высшей степени увлекательна и живописна. Поэтому книга будет интересна и философам, и историкам, и искусствоведам (в том числе специалистам по ландшафтному дизайну), а также и всем тем, кто «выращивает свой сад» – во всех смыслах этой фразы.


Федотова Елена Дмитриевна.
Париж Наполеона III.
М.: Белый город, 2011. 48 с., ил.


В книге рассказывается о художественных тенденциях эпохи правления Наполеона III (1852–1870), которые определяли «стиль Второй империи». В этот период решалась судьба будущего Парижа, и поэтому значительное место автор уделил градостроительной стратегии этого времени: строительству общественных зданий – вокзалов, пассажей, прокладыванию новых площадей, авеню, улиц, бульваров, парков, реставрации культовых построек, возведению дешевого социального жилья и отелей новой буржуазии. Творчество художников-реалистов и мастеров официального салонного искусства рассматривается в оценке художественной критики. Значительным явлением эпохи явилось рождение фотографии, донесшей до нашего времени облик многих деятелей культуры того времени. Ярким событием стало и возникновение направления «импрессионизм», об истоках которого в 1860-е годы пишет автор. Книга является первым отечественным изданием о «стиле Второй империи», имевшем яркий имперский характер, оказавшем влияние на культуру других стран.
Федотова Елена Дмитриевна.
Шарль Ле Брен.
М.: Белый город, 2011. 48 с., ил.

Книга посвящена творчеству выдающегося французского мастера XVII столетия – Шарля Ле Брена (1619–1690). Яркий представитель классицизма, он являлся олицетворением «большого стиля» эпохи Людовика XIV, «короля-солнца». Человек большой энергии Ле Брен был «первым живописцем короля», Президентом Королевской Академии живописи и скульптуры, главой Королевской мануфактуры гобеленов, автором теоретических работ, которые легли в основу принципов академического обучения. В книге рассказывается о всех аспектах творчества художника: исторической живописи, портретах, росписях дворцов Франции и работах по украшению их интерьеров, в том числе и Версаля, картонах для гобеленов, эскизов для изготовления мебели. Художнику удалось создать свой собственный стиль – «стиль Ле Брена», ассоциирующийся с высоким художественным стилем французской нации.
Художественная аура: истоки, восприятие, мифология
 / Отв. ред. О.А. Кривцун.
М.: Индрик, 2011. 560 с.


Коллективная монография посвящена изучению феномена художественной ауры, которая являет себя как эманация произведения искусства, как переживание невербализуемого пространства смыслов. Анализируя природу aуры искусства и размышляя над угрозой ее утраты в современной культуре, авторы книги показывают, что вся история искусства являет собой равновеликую потребность человека как в структуре, в опорных точках бытия, так и в бесструктурном, трансцендентном, вечно ускользающем, то есть ауратическом. Выдвигаются концепции эволюции эстетических свойств ауры на протяжении истории искусства в процессе модификации художественных форм. Рассматриваются такие формы ауратичности как излучение, отзвук, тон, теплота, настроение, атмосфера, дыхание, певучесть произведений искусства. Исследуются нетрадиционные профили ауратического в современном художественном творчестве. На материале зарубежного и отечественного изобразительного искусства, архитектуры, литературы, музыки, кино, фотоискусства.
Шукурова Анна Николаевна.
Архитектурные модели: Очерки истории и мастерства.
М.: Индрик, 2011. 312 с., ил.


Архитектурные модели составляют значительную часть мирового культурного и художественного наследия. В кни¬ге темы очерков последовательно раскрывают основные моменты в их истории. На материалах археологических находок и письменных источников представлены архитектурные модели Древнего мира. Обсуждаются вопросы так называемых ктиторских моделей и архитектурных миниатюр средневеко¬вого церковного искусства. Традиция создания проектных моделей прослежена от эпохи Возрождения до XVIII – на¬чала XIX веков. Отдельный очерк посвящен моделям античных памятников, увлечение которыми было связано с форми¬рованием эстетики неоклассицизма. В последнем разделе предпринята попытка показать значение моделей в новой и новейшей архитектуре.

версия для печати