Издано в 2010 году


Азизян Ирина Атыковна.
Александр Архипенко.
М.: Прогресс-Традиция, 2010. 624 с., ил.


Монография – первое на русском языке исследование творчества выдающегося представителя искусства XX века. Воссоздан и детально проанализирован весь творческий путь скульптора Александра Архипенко – от первых киевских опытов в гипсе начала столетия до бронзовых скульптур 1960-х годов, выполненных в США. Искусство Архипенко исследуется в свя¬зи с кардинальными процессами в мировой пластике XX века, многие из кото¬рых были определены именно исканиями мастера. Его произведения рассматриваются в сопоставлении с работами крупнейших представи¬телей мирового авангарда – Жака Липшица, Осипа Цадкина, Генри Мура и других. Реконструируется и анализируется педагогическая система художника
БЕСПАЛОВ, ОЛЕГ ВАЛЕНТИНОВИЧ.
Символическое и дословное в искусстве XX века.
М.: Памятники исторической мысли, 2010. 238 с., ил.


Книга посвящена изучению природы художественного символа, размыш¬лениям о его возможностях в искусстве последнего столетия, отмеченном дробностью индивидуальных стилей и дефицитом общезначимых образов. Осознать полноту и глубинный бытийный смысл символа помогает авторское понятие дословного, специально анализируемое в монографии. В отличие от знаковой составляющей символа дословное мыслится как неотрефлектированная часть человеческого бытия, ассоциирующаяся с непроявленностью, неопределенностью, ауратичностью. Именно из дословного кристаллизуются языки культуры, и именно оно питает жизненные силы человеческого рода. Дословное органичнее всего является в символах искусства, составляя его внутреннее содержание. Вынесенная в заголовок проблема рассматривает¬ся на материале разных видов искусств: живописи, кино, литературы, теат¬ра, музыки, танца. Анализируется творчество В. Кандинского, П. Кузнецова, А. Сокурова, А. Тарковского, М. Пруста, Ф. Кафки, Е. Гротовского, А. Василь¬ева, И. Стравинского, А. Веберна и других художников.
ВИНОГРАДОВА, НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА.
Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве:
Сборник научных статей.
М: Прогресс-Традиция, 2010. 288 с., ил.


В настоящем сборнике представлены очерки и главы из книг, написанные автором в разные годы и освещающие с разных сторон художественную жизнь стран Дальнего Востока – Китая, Японии и Кореи. Рассматривая процессы становления видов и жанров изобразительного искусства Дальневосточного региона, автор стремился выявить своеобразие мировоззрения, складывавшегося в эпоху древности и Средневековья в этих странах, отразившегося как в космогонических, философских, так и в эстетических представлениях. Поскольку центральное место в искусстве стран Дальнего Востока на ранних этапах Средневековья заняла скульптура, а в пе¬риод зрелого Средневековья – живопись, этим видам искусства уделено зна¬чительное внимание.
ВИНОГРАДОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА.
Скульптура старого Китая. Духовные знаки времени.
М.: Театралис. 2010. 200 с., ил.


Монография посвящена истории развития китайской скульптуры с древнего периода (II тыс. до н. э.) до периода Цин (1644–1911). Это первая работа на русском языке, охватывающая столь большой хронологический диапазон становления и развития одного из самых значительных и, вместе с тем, до сих пор слабо изученных видов китайского искусства. В своей работе автор исходит из исторического принципа, освещая основные этапы зарождения философских взглядов и художественных идей, повлиявших на развитие пластического мышления, раскрывая перед читателями смысл и значение китайской скульптуры как особого вида изобразительного искусства. Совмещая в себе научность, легкость и увлекательность повествования, эта книга будет интересна для любого, кто хочет проникнуть в суть одного из ярких и своеобразных явлений духовной жизни Китая.
ГОР, ВЭЛ.
Классическое в неклассическую эпоху.
Эстетические аспекты модификации языка изобразительного искусства.
М.: Индрик, 2010. 248 с., ил.


В монографии предпринята попытка уточнить круг художественных явлений, охватываемых идеей классики, и определения формальнотипологической общности того, что называется классическим искусством. Предлагая собственные интерпре¬тации ряда базовых эстетических понятий и категорий, автор ищет инвариантные основания для оценки и распознавания классики, помимо формы, у которой – изменчивые границы. Какие из художественных предметов и деяний прошло¬го остаются в истории искусства и по каким критериям? Чем вызваны изменения и смена этих критериев? Каково отношение исторического контекста произведения искусства к его формальным признакам? Почему эти признаки подвержены столь быстрым и предельно ускоряющимся переменам? Как далеко простираются границы искусства? Вообще, что считать искусством, а что нет – вчера, сегодня, завтра? На страницах книги эти вопросы задаются применительно к разным эпохам западноевропейской цивилизации.
ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ. ДОКУМЕНТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ. К 250-летию со дня основания /
Сост. И.В. Рязанцев, О.В. Калугина, А.В. Самохин.
М.: Памятники исторической мысли, 2010. 612 с.


Книга является сборником исторических документов и научных статей. Выход настоящего издания в свет приурочен к 250-летию со дня основания Императорской Академии художеств. В книге рассматривается проблема возникновения Академии, эволюция ее структуры на протяжении XVIII–XIX веков, особенности ее педагогической системы и творческие достижения отдельных мастеров, связанных с этим выдающимся культурным учреждением. Большое внимание составители уделили международным связям Императорской Академии художеств, ее участию в проектах общенационального значения, а также академической реформе 1893–1894 годов. Значительную ценность сборнику придает соседство публикуемых подлинных документов эпохи и позднейших исследовательских статей, позволяющих проследить эволюцию суждений об искусстве и показать сущность современных научных взглядов. Многие из помещенных в книгу текстов были обнаружены в труднодоступных изданиях и поныне практически неизвестны читателю. Ряд аналитических статей публикуется впервые. Книга может быть рекомендована как специалистам, так и широкому кругу любителей отечественного искусства.
ИНЬШАКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ.
Михаил Ларионов: русские годы.
М.: Гнозис, 2010. 326 с., ил.

Книга посвящена творчеству выдающегося художника русского авангарда Михаила Федоровича Ларионова (1881–1964). Автор рассматривает эволюцию его живописного творчества от начала XX века до отъезда из России в 1915 году в качестве сотрудника «Русских балетов» С.П. Дягилева. Особенно подробно проанализирован лучистский период в творчестве мастера в широком контексте искусства первых десятилетий XX столетия.
ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ В ХХ ВЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, МАСТЕРА:
Очерки: Материалы международной научной конференции
/ Ред. кол. Бусев М.А. (ред.-сост.), Калугина О.В. (отв. ред.), Конечна Г.П., Савостина Е.А., Сарабьянов Д.В.
М.: Галарт, 2010. 488 с., ил.


Книга является первым отечественным коллективным
исследованием, посвященным развитию искусства скульптуры в XX веке. Анализируется широкий круг вопросов истории европейской пластики прошедшего столетия: истоки, тенденции и этапы развития скульптуры Новейшего времени; русская скульптура XX века в контексте европейских пластических поисков; творчество ряда ведущих скульпторов XX столетия; новые принципы пластического мышле¬ния, новые материалы и технологии; взаимодействие скульптуры с другими видами искусств; формы бытования произведений современной пластики, их взаимоотношения с городской средой и зрителем; проблемы экспонирования скульптуры Новейшего времени, методологические проблемы ее изучения.
КАПТЕРЕВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА.
Западное Средиземноморье: Судьбы искусства.
М.: Прогресс-Традиция, 2010. 464 с., ил.


Книга доктора искусствоведения, действительного члена PAX Татьяны Павловны Каптеревой представляет собой сборник избранных трудов, созданных автором за годы работы в НИИ теории и истории изобразительных искусств. Помимо впервые опубликованных на русском языке материалов об искусстве стран Северной Африки и Пиренейского полуострова книга содержит главы, посвященные уникальным художественным явлениям этого региона, возникшим в результате взаимодействия местных и привнесенных извне традиций. Научное исследование имеет познавательный интерес для широкого круга читателей.
КОНДРАТЬЕВ, ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ.
Художественная деталь и целое: структурные и исторические вариации.
М.: Индрик, 2010. 320 с., ил.


Книга посвящена проблеме фрагментации композиционного целого в искусстве. На примерах из современного и классического искусства рассматривается роль детали в изображении. Исследование типов выявления и автономизации отдельного выразительного элемента предваряется обзором концепций, оказавших существенное влияние на построение моделей соотношения художественной части и целого. Выявляется семантика приемов выделения и изоляции детали, перечисляются фигуративные объекты, выполняющие функцию детали. Показывается, как акцентированный элемент оказывает обратное воздействие на художественное целое, что проявляется, в частности, в изменении восприятия всей композиции, обращении к замещающей целое цитате в актуальном искусстве, увеличении комбинаторности и многоголосия изобразительной системы.
МАРКИН ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ.
Искусство Третьего Рейха: Архитектура. Скульптура. Живопись.
М.: Гермар, 2010. 384 с., ил.

Первая в нашей отечественной литературе книга об официальной архитектуре и изобразительном искусстве Германии 1933–1945 годов, написанная с позиций искусствоведческого толкования интересной и актуальной темы. Автор представляет этот материал как конкретную немецкую школу европейского тоталитарного искусства ХХ века с ее специфическими оккультными корнями, расовой идеологией и пропагандистской нацеленностью на реализацию абсолютно во всех видах искусства. Для рассмотрения сознательно привлечен самый качественный (со стороны профессионального мастерства), а также наиболее интересный в иконографическом плане изобразительный ряд (произведения А. Шпеера, А. Брекера, В. Пайнера, В. Петерсена и др.). Текст книги включает шесть глав, а также информативно насыщенное «Приложение» (персоналии крупнейших художников, подробную хронику событий в области нацистской культуры и т.д.). В книгу включено свыше 400 цветных и черно-белых репродукций.
ПЕТРОВ, МАКСИМ АНАТОЛЬЕВИЧ.
Симультанность в искусстве: культурные смыслы и парадоксы.
М.: Индрик, 2010. 176 с., ил.


Монография посвящена аспектам симультанного видения в истории европейского искусства и анализу причин популярности симультанных форм творчества в ХХ в. Автор исследует особенности восприятия произведений современного искусства, на конкретных примерах показывает, какой потенциал заключает в себе синтетическое художественное продуцирование. В тексте книги симультанность представлена как многозначное, неоднородное явление: от локального художественного приема, фиксируемого в произведениях мастеров различных эпох, до одного из основополагающих средств языка искусства.
РУССКОЕ ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ. ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ.
Сборник статей. Вып. 13.
По итогам Всероссийской научной конференции «Художества, художники и художественная жизнь России в XVIII – начале XX века» /
Ред.-сост. И.В. Рязанцев. 340 с., ил.


Тринадцатый выпуск серии «Русское искусство Нового времени» подготовлен по итогам Всероссийской научной конференции «Художества, художники, художественная жизнь России в XVIII – начале XX века», проводившейся PAX и НИИ PAX 25–26 марта 2010 года. Большинство статей, написанных ведущими специалистами Москвы, Петербурга и других городов, затрагивают проблематику, связанную с развитием Императорской Академии художеств. Авторы сборника предлагают необычный ракурс в исследовании известных явлений искусства и творчества крупных мастеров, обращаются к малоизученным вопросам, вводя в научный оборот новые произведения и имена, привлекают редкие графические и письменные материалы, переосмысливают уже знакомые источники.
CАД: СИМВОЛЫ, МЕТАФОРЫ, АЛЛЕГОРИИ.
Сб. статей / Ред. кол.: Е.Д. Федотова (отв. ред.), М.А. Бусев, В.В. Ванслов, О.А. Ярцева.
М.: Памятники исторической мысли, 2010. 488 с., ил.


Сборник посвящен проблематике топоса «сад», его тесной связи с эстетикой, литературой, ландшафтной архитектурой, живописью, скульптурой в различные эпохи от древнего Египта до нашего времени. Авторы касаются широкого спектра вопросов: иконологического аспекта темы, роли национальной традиции и синтеза искусств в садово-парковой планировке, специфики садового быта, использования образа сада в живописи.
СЛЮНЬКОВА, ИНЕССА НИКОЛАЕВНА.
Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи:
Пересоздание наследия.
М.: Прогресс-Традиция, 2010. 616 с., ил.


Храмовое строительство белорусско-литовских земель в составе Российской империи рассматривается как институциональное явление, выходящее за рамки художественной культуры и тесно связанное с миром постклассического искусства, политики, локализации национальных культур. Церковно-строительные реформы Северо-Западного края, в эпицентре которых оказалась Беларусь, проводились в целях социальной поддержки православного населения. Работа с наследием культурного зодчества оказалась инструментом реформ. Впервые представлена картина упразднения и реконструкции сотен католических, униатских и православных монастырей и храмов, новое церковное строительство. Говорится о распространении особого рода проектной практики, близкой методу артдеятельности. Это архитектура «приспособления», направленная на использование и модернизацию памятников в русле общегосударственных интересов и ценностей. Понятия «реставрация» и «приспособление» разводятся. Показано, как в результате тотального «исправления» наследия изменялась сакральная топография, пересоздавался архитектурный ландшафт края. Складывалось визуальное единство территорий, менялась эстетика окружающего материального мира, повествующего о себе языком эклектики. Крушение церковных, духовных традиций оказалось неразрывно связано с консолидацией национальной художественной, светской культуры.
Раскрывается влияние Петербурга, участие в составлении пpoектов академиков А. Резанова, Ф. Солнцева, И. Штрома, Э. Жибера, Н. Чагина. Публикуются ранее неизвестные материалы по изучению древней архитектуры края, отчеты экспедиций И. Горностаева, Д. Струкова и др. Книга иллюстрирована редкими графическими документами XIX в. Впервые приводится указатель монастырей, существовавших на территории Беларуси и окружающих земель, называвшихся Северо-Западным краем.
СТАРОДУБ ТАТЬЯНА ХАМЗЯНОВНА.
Исламский мир. Художественная культура VII–XVII веков:
Архитектура. Изображение. Орнамент. Каллиграфия.
М.: Восточная литература, 2010. 255 с., ил.


Книга посвящена тысячелетнему развитию средневекового искусства исламского мира – особой территориально-идеологической общности, объединившей под эгидой одной религии глубоко различные по географии и климату, этносам и культурам регионы. Благодаря толерантному отношению к достижениям предшествующих культур – Древнего Египта и Передней Азии, античного мира и раннесредневековой Византии – исламская цивилизация не только не уничтожила, но, напротив, восприняла и усвоила необычайно богатое интеллектуальное и художественное наследие, которое послужило питательной средой для развития в исламе собственной системы эстетических взглядов и представлений. Читатель, изучающий культуру Востока, сможет увидеть и понять своеобразие эстетических представлений и достижений исламского мира, осознать их гуманистический характер, познакомиться с историей возникновения и развития искусства, определяемого в целом как исламское в его различных проявлениях.



ТАРУАШВИЛИ, ЛЕОНИД ИОСИФОВИЧ.
Рим в 313 году: художественно-исторический путеводитель
По столице древней империи.
М.: Статут, 2010. 280 с., ил.


Настоящий текст является своего рода путеводителем по не существующему больше городу – Риму, каким он был в 313 г. н.э. Именно этот год, отмеченный изданием судьбоносного Миланского эдикта, знаменует конец языческого времени в истории как самой римской державы, так и ее столицы, которая с этой даты начинает менять свое античное лицо, постепенно превращаясь в единый центр западно-христианского мира со всеми внешними атрибутами данного статуса. Таким образом, описание Рима, каким он был в этом итоговом году, позволяет охватить всю градостроительную и архитектурно-художественную историю Вечного города, начиная с периода его возникновения в VIII столетии до н.э. и кончая собственно античным временем. Основную часть путеводителя составляет рассказ о памятниках архитектуры и искусства, которые в указанном году и раньше находились (а многие и по сей день в виде оберегаемых руин сохраняются) в городе Риме. В структурном отношении это упорядоченный по топографическому признаку ряд очерков, посвященных отдельным памятникам, их истории и предыстории. Очерки объединены в большие разделы согласно регионам Города, в которых описываемые памятники находились. К путеводителю прилагается краткий словарь терминов и персоналий, а также краткая библиография.
ТЕХНОЛОГИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ:
Сборник статей / Отв. ред. В.В. Ванслов.
М.: Памятники исторической мысли. 160 с.


Сборник посвящен технологическим вопросам изобразительного искусства – живописи, акварели и пастели (частично затронуты также витраж и мозаика). Владение технологиями искусства – обязательное профессиональное условие мастерства художника, воплощения его твор¬ческого замысла. Их изучение входит в систему художественного образо¬вания. Поэтому данный сборник может использоваться в качестве учеб¬ного пособия в художественных училищах и вузах, студиях, кружках и при самообразовании в сфере изобразительных искусств.
ФЕДОТОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА.
Грёз.
М.: Белый город, 2010. 48 с., ил.


Монография в серии «Мастера живописи» о Жане Батисте Грёзе (1725–1805) – первое отечественное издание о творчестве крупного французского живописца и рисовальщика XVIII столетия. Его наследие является мировой классикой, а работы – украшением европейских музеев. Грёз был подлинным мастером века Просвещения и его произведения олицетворяют лучшие национальные традиции французской культуры этого времени. Художник талантливо воплотил в своем искусстве важнейшие положения эстетики французских просветителей. Его кредо заключалось в раскрытии «истины, красоты и добродетели». В книге всесторонне рассматривается эволюция творчества Грёза, приводятся интересные факты из его биографии, анализируются его произведения в жанре бытовой живописи и портрета. Издание представит интерес для самой широкой аудитории: историков искусства, преподавателей и студентов художественных вузов, художников-практиков, любителей изобразительного искусства.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОЙ РОССИИ. 1917–1932. События, факты, комментарии.
Сборник материалов и документов / Отв. ред. В.П. Толстой.
М.: Галарт, 2010. 420 с., ил.


Сборник архивных документов и материалов посвящен художественной жизни нашей страны, от революционных событий 1917 года и до начала 1930-х годов, знаменующих новый этап истории советского времени. Это уже шестая книга в серии документальных сборников, подготовленных НИИ Академии художеств совместно с сотрудниками госархивов. Предыдущие выпуски этой серии характеризуют советское декоративное искусство, традиционные художественные промыслы и ремесла, агитмассовое искусство первых советских лет, выставки ВСХВ 1923 и 1939 годов и советские павильоны всемирных выставок 1937 и 1939 годов. Итоговый сборник дает представление о той общественной атмосфере, в которой развивались художественные процессы в области изобразительных искусств и архитектуры, и мероприятиях советской власти в этой области. В этих документальных сборниках, охватывающих первое 15-летие советского периода нашей истории, отразилась коренная перестройка общественного сознания: от чрезмерной эйфории и романтических мечтаний начала ХХ века и упований на очистительную роль революционных перемен в жизни народа – к утрате этих иллюзий, краху надежд и осознанию того, что наступает пора жесткой государственной политической диктатуры.
ЧАЙКОВСКАЯ ВЕРА ИСААКОВНА.
Тышлер: Непослушный взрослый.
М.: Молодая гвардия, 2010. 330 с.: ил.
(Жизнь замечательных лю¬дей: Малая серия: сер. биогр.; вып. 9).


Александр Тышлер (1898–1980) – художник удивитель¬ного таланта и человек уникальной самобытности, до сих пор не занявший подобающего места в отечественной и мировой культуре. Вместе со своим бурным столетием он пережил минуты высокого воодушевления и трагического разочарования, но всегда сторонился властей предержащих. Он был в числе немногих художников эпохи, кто искал в искусстве но¬вые пути. Долгие годы он был известен только как театральный художник и почти не показывал своих работ публично. Его немногочисленные выставки 1960–1970-х годов потрясли зрителей неожиданностью композиций, необыкновенной музыкальностью и фантастичностью живописных полотен, графики и скульптуры. Автор – искусствовед и прозаик В.Чайковская – по крупицам создает яркое жизнеописание и представляет нам красивого, легкого, веселого выдумщика и сосредоточенного, до фанатизма трудолюбивого мастера, который от юности до преклонных лет пронес в своем творчестве энергию, любовь, порыв...

версия для печати