ИЗДАНО В 2009 ГОДУ


БЛАГОВЕЩЕНИЕ. ХРОНИКИ СПАСЕННОГО ИКОНОСТАСА:
альбом-каталог / Авт.-сост. О.М. Зданович, Г.В. Гусаков.
Научн. консультант, авт. вст. статьи,
экспертиза произведений иконописи И.Л. Бусева-Давыдова.
Донецк: Донбасс, 2009. 156 с.: ил.


В книге опубликованы четыре иконы (Благовещение, Вознесение, Успение и Троица), изначально находившиеся, по некоторым сведениям, в храме села Большая Шалга Каргопольского района Архангельской области. На момент приобретения икон донецкими коллекционерами их сохранность была крайне плохой. Большая часть книги посвящена подробному описанию методики реставрации, с фотофиксацией промежуточных этапов. Редкие особенности иконографии и стилистики позволили датировать эти памятники концом XVI в. и отнести к московско-строгановскому кругу


ВАНСЛОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ
ХОРЕОГРАФ ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ.
М.: Театралис, 2009. 232 с.: ил.


Книга посвящена выдающемуся хореографу Юрию Николаевичу Григоровичу, творчество которого составило эпоху в развитии балетного театра в России и получило широкое международное признание. Автор книги прошел рядом с Григоровичем его творческий путь, был свидетелем рождения и воплощения замыслов, бывал на репетициях спектаклей, писал о них. В книге дан анализ всех спектаклей Григоровича. Раскрывая их драматургию, образное содержание и хореографию в единстве с музыкой, автор показывает глубокое философское содержание балетов Григоровича, их новаторство, своеобразие хореографического языка. Высокая художественность его произведений остается непревзойденной. Книга рассчитана на деятелей балетного театра всех специальностей, балетоведов и критиков, студентов художественных вузов и хореографических училищ, а также на широкие круги любителей балета.
ВИНОГРАДОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА.
«ЦВЕТЫ – ПТИЦЫ» В ЖИВОПИСИ КИТАЯ.
М.: Белый город, 2009. 48 с., ил.

Среди многообразия стилей, манер и жанров живописи, характеризующих художественную жизнь современного Китая, одним из самых устойчивых и неизменно востребованных продолжает оставаться скромный жанр, именуемый «цветы-птицы», выполненный в национальной технике живописи «гохуа» тушью и минеральными красками. Постоянное обращение к природе для объяснения законов человеческой жизни способствовало сложению мифопоэтического языка искусства, символического метода передачи жизни человеческой личности, которые ярко проявились в творчестве как средневековых, так и современных пейзажистов и мастеров жанра «цветы-птицы».
ГОРОДА МИРА – МИР ГОРОДА:
коллективная монография /Гл. ред В.П. Толстой.
М., 2009. 304 с., ил.


В этом коллективном труде исследуется город как закономерное порождение всех цивилизаций в истории человечества. Жизнь городов различных эпох и стран рассматривается в социо-культурном и художественном аспектах. При всем своеобразии, обусловленном временем и регионально-этническими особенностями, жизнь и культура городов мира обладают некими сходными типологическими чертами. Характеристика сходства и различия и определение самого феномена урбанистической культуры имеют не только историческое значение, но и актуальны для современной художественной практики. Эту задачу и стремились решить авторы труда. 25 статей, написанных авторитетными специалистами, сгруппированы в трех разделах. Первый раздел посвящен различным проблемам современной урбанистики, второй – особенностям жизни и художественного облика двух российских столиц – Москвы и Петербурга, в третьем разделе рассмотрены различные города мира в их становлении и современном состоянии. В качестве дополнения к оригинальным текстам в приложение книги включено аннотированное содержание основополагающих трудов по проблемам урбанистики иностранных авторов.
ГРИГОРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ:
сб. ст. Вып. 4. / Отв. Ред.: Антипова Р.Н., Коваленко Г.Ф.
М.: Памятники исторической мысли, 2009. 336 с.

В сборник включены статьи отечественных и зарубежных искусствоведов, посвященные ранее не изученным аспектам живописи и графики выдающегося русского художника Бориса Григорьева. Творчество мастера рассмотрено в широком контексте не только русского и европейского изобразительного искусства ХХ века, но и литературы. Подавляющее большинство произведений, фактов и событий анализируется впервые. Впервые публикуется и многое из эпистолярного наследия художника.
ДРЕВНЕРУССКАЯ СКУЛЬПТУРА:
научный сборник. Выпуск VI: проблемы иконографии: выпуск первый.
/ Рос. Академия художеств, Московский гос. музей «Дом Бурганова»;
Сост. А.В. Рындина, М.А. Бурганова; Отв. ред. А.В. Рындина.
М.: 2009. 188 с., ил.

Сборник имеет целью предъявить читателям и истолковать некоторые редкие явления русской сакральной скульптуры Средневековья и Нового времени. Отдельные исследования освещают уникальные иконографические изводы произведений пластики с их стилистической и содержательной особостью, расширяющей традиционные представления о предмете. Эта поистине необъятная тема будет продолжена в следующем выпуске настоящего издания.
ДУБОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА
СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
М.: Памятники исторической мысли, 2009. 276 с.


Книга посвящена появлению и развитию академического движения в Европе. Возникновение первых академий художеств в Италии, Испании, Франции, Нидерландах, Германии, Дании и Англии прослежено в первой части книги. Развитие эстетических принципов академической школы и становление академического художественного образования исследуется во второй части. 

ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
СБОРНИК СТАТЕЙ. ВЫП. 3. /
Отв. Ред. М.А. Бусев, сост. М.П. Лазарев.
М.: Памятники исторической мысли, 2009. – 411 с., ил.


Третий выпуск сборника «Искусство в современном мире» начинается с теоретических статей, затрагивающих философские и психологические проблемы искусства – парадоксы идентификации в акте творчества, роль импровизационного начала в художественной практике ХХ века. Роль Академии художеств в современной художественной жизни раскрывается в статьях и заметках о творчестве и выставках академических живописцев, скульпторов, графиков, а также в сообщениях об экспозициях в залах Академии и Московского музея современного искусства. Диапазон затронутых в книге тем очень широк – от современных церковных росписей до кассельской выставки «Documenta 12», от народных промыслов России до опыта творческих конкурсов на установку монумента на Трафальгарской площади в Лондоне. Особенно наглядно это выражено в разделах «История и современность» и «Выставки», в статьях о представительных экспозициях современного зарубежного искусства в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина, и особенно – в подробном обзоре Венецианской биеннале 2007 года. Специальное внимание уделено искусству фотографии. В книге значительно расширен раздел «Ex libris», включающий подробные рецензии и небольшие отклики на ряд наиболее содержательных публикаций об искусстве ХХ столетия.
ИСКУССТВО ЭПОХИ МОДЕРНИЗМА: СТИЛЬ АР ДЕКО. 1910–1940-Е ГОДЫ
/ Отв. ред. Т.Г. Малинина.
М.: Пинакотека, 2009. 320 с., ил.


Сборник статей является первым в отечественной науке коллективным трудом, посвященным стилевому феномену мирового художественного развития 1910–1940-х годов. Стиль Ар-Деко рассматривается здесь как результат сложных интеграционных процессов в искусстве эпохи модернизма. Авторами предпринята попытка всестороннего исследования этого явления, включая толкование и интерпретацию самого термина «Ар Деко», анализ стилевых черт в различных видах и жанрах искусства, характеристику этапов стилевой эволюции, определение региональных особенностей стиля – его европейского, американского и отечественного вариантов. Особый раздел составили статьи, касающиеся проблем методологии изучения стилевой специфики искусства модернизма. В заключительной части книги прослеживается влияние «декоративного стиля» на современное художественное творчество.
ИТАЛЬЯНСКИЙ СБОРНИК ВЫП.5.
Сб. ст. / Ред. кол. Дажина В.Д., Козлова С.И., Тучков И.И. (отв. ред.), Федотова Е.Д. (отв.ред.)
М.: Памятники исторической мысли, 2009. 280 с.


Пятый выпуск «Итальянского сборника» посвящен памяти двух видных ученых-итальянистов в области изобразительного искусства – И.А. Смирновой и В.П. Головина. Проблематика статей об искусстве эпохи Возрождения и Нового времени, о русско-итальянских художественных связях, которые включены в данное издание, входила в круг научных интересов этих двух специалистов.
КАЗАКОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
ЖЕНСКИЕ И ФЛОРАЛЬНЫЕ МОТИВЫ
В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ МОДЕРНА
М.: Памятники исторической мысли, 2009. 104 с. ил.


Настоящая книга возникла из желания обратиться к предметному миру стиля модерн. Мебель, стекло, фарфор и керамика, ювелирные украшения несут в себе аромат той эпохи. При этом женские и флоральные мотивы стали декоративным и смысловым наполнением стиля вещей и предметов среды, сделали их символом, характерной приметой времени. В книге рассматриваются произведения ведущих мастеров, определивших художественный феномен стиля модерн.
КАПТЕРЕВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА
ПРОГУЛКИ ПО МАДРИДУ
М.: Прогресс-Традиция, 2009. 264 с., ил.


 Книга, обращенная к широкому кругу читателей, является комплексным исследованием художественной жизни Испании, развернутой в веках панорамой национальной культуры. Стержень изложения – образ Мадрида, центра интеллектуальной и художественной истории страны.  В динамическую картину жизни столицы вплетаются основополагающие события, судьбы государственных и общественных деятелей, выдающихся мыслителей, писателей, художников.
НЕВЬЯНСКОГО ПИСЬМА БЛАГАЯ ВЕСТЬ:
НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА В ЦЕРКОВНЫХ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЯХ
/ Научн. ред., автор вст. ст. и иконографии в разделе «Частные собрания» И.Л. Бусева-Давыдова.
Екатеринбург: ООО «Издательство ОМТА», 2009, 312 с., ил.


Богато иллюстрированное издание, исполненное на высоком полиграфическом уровне, рассказывает о старообрядческом иконописании горнозаводского Урала. Сторонники «старой веры» пришли на заводы Демидовых из разных регионов России, но им удалось создать своеобразное и цельное искусство. Его расцвет пришелся на последнюю четверть XVIII – первую треть XIX в. Поскольку многие иконописцы жили при Невьянском заводе, это направление получило название «невьянской школы». В альбоме опубликовано около 180 икон из частных, церковных и музейных собраний. Во вступительной статье определено место Невьянска среди других центров традиционной иконописи – Выга, Ветки, Палеха, Мстеры, Романова. Материал группируется по иконографическому принципу. Каждому разделу предшествует очерк иконографии, где выделены специфически «невьянские» варианты. Последний раздел посвящен продолжению традиций невьянской иконы в современной иконописи (екатеринбургская мастерская «Канон»). Книга будет интересна как художникам, иконописцам, искусствоведам, так и всем ценителям искусства.
NEFEDOVA O.
A JOURNEY INTO THE WORLD OF THE OTTOMANS.
THE ART OF JEAN-BAPTISTE VANMOUR (1671–1737).
Milan: Skira «Sleira», 2009. 206 c., ил.


Книга О.В. Нефёдовой «Путешествие в мир Оттоманской Империи» написана на английском языке по материалам кандидатской диссертации, защищённой в НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Издание посвящено проблеме ориентализма в западноевропейской живописи – от истоков этого направления в эпоху Возрождения до XX столетия. Автор касается оценки научной интерпретации этого феномена, который образно можно охарактеризовать как видение Востока, прослеживает его историю от живописи Дж. Беллини, В. Карпаччо, К. де Мойсис до работ Матисса, Пикассо, Клее, Кандинского. Особое внимание автором уделено истории Османской Империи рубежа XVII – XVIII веков и творчеству фламандца Ж.Б. Ванмура, основоположника ориентализма в искусстве века Просвещения. Работавший при Османском дворе Ванмур явился фактически создателем «стиля туркери» в искусстве XVIII века. В книге анализируются и произведения Ж.Э. Лиотара, Ф. Смита, А. де Фавре, Ж.Б. Илэра и других мастеров западноевропейских стран, запечатлевавших быт Османского султаната в XVIII веке.
ОРЛОВ СЕРГЕЙ ИГОРЕВИЧ
РАКУРСЫ
М.: Памятники исторической мысли, 2009. 175 с., ил.

Книга написана очень оригинально. Три поколения спорят о русской живописи: самый старший спорщик, искусствовед, отстаивающий взгляды ХХ века, художник, выросший во второй его половине, и подросток, взрослеющий в самом начале века нынешнего. Вместе со спорщиками читателю предстоит вглядеться в полотна художников XIX и XX веков. Перелистнув последнюю страницу, читатель поймет, что теперь гораздо тоньше разбирается в художественных смыслах и живописных нюансах.  Книга предназначена для старшего и среднего школьного возраста. Впрочем, прочесть ее будет полезно любому человеку, начавшему интересоваться живописью.
ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА-5:
Сборник статей / НИИ теории и истории изобразительных искусств
Российской академии художеств; сост. и отв. ред. В.Р. Аронов;
подготовка издания П.А. Власенко.
М.: Артпроект, 2009. 320 с., ил.


Сборник продолжает серию изданий, в которых рассматривается развитие дизайна в России и за рубежом. В первом разделе, посвященном теории дизайна, дан очерк основных направлений теории дизайна в начале XXI века, проанализированы понятия «тождество», «различие» и «завершение» в эстетике проектного творчества, внестилевые аспекты в развитии предметной среды XX века, соотношение абстрактного и конкретного в методике дизайнерского проектирования, художественные поиски в компьютерном формообразовании. Во втором разделе «Творческие портреты» опубликованы статья о Рудольфе Кликсе, создателе экспозиций многих российских выставок второй половины XX века, воспоминания Олега Фролова о том, как он проектировал знаменитые суда на подводных крыльях, монографическое исследование творчества крупнейшего современного американского архитектора Фрэнка Гери, а также размышления дизайнера Карима Рашида о новейших тенденциях в предметном проектном творчестве. В третьем разделе собраны статьи по актуальным проблемам истории, методологии и практики дизайна.
ПУТЯТИН ИЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВИЧ.
ОБРАЗ РУССКОГО ХРАМА И ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: К 250-ЛЕТИЮ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ.
 М.: Гнозис, 2009. 416 с., ил.


Настоящая монография содержит новое исследование русской церковной архитектуры эпохи Просвещения. Оно произведено на сопоставлении архитектурной теории и памятников церковного зодчества того времени. В научный обиход вводится большое количество текстов архитектурных трактатов, некоторые из которых впервые переведены на русский язык. В качестве рассматриваемых примеров архитектурной практики приводятся как широко известные памятники (Троицкий собор Александро-Невской Лавры), так и недавно выявленные (Петропавловская церковь в Переслегине под Торжком), а также полностью утраченные (Иосифовский собор в Могилёве). Впервые русское храмовое зодчество значительного периода Нового времени рассматривается в обширном мировом и историческом контексте, что предоставляет новые возможности его символического и формалистического истолкования. Читатель откроет многие забытые ныне содержательные аспекты применения классических ордеров, а также – таких издревле символических архитектурных форм как обелиски, пирамиды, шпили, вазы и др. В книге подробно рассматриваются вопросы влияния на архитектурную практику образов христианских древностей и вселенских святынь. Все это помогает по-новому взглянуть и на современное храмовое строительство в России.
РУССКОЕ ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ:
ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ:
сборник статей: Вып. 12:
По итогам Всероссийской научной конференции
«Императорская Академия художеств и художественная жизнь России»
/ НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ;
Ред.-сост. И.В. Рязанцев.
М.: Памятники исторической мысли, 2009. 344 с.


В сборнике представлены материалы всероссийской научной конференции Императорская Академия художеств и художественная жизнь России», проводившейся РАХ и НИИ РАХ 19–20 февраля 2009 года. Статьи отличает необычный ракурс исследования и значительное количество вводимых в искусствоведческий обиход новых фактов и данных. Авторы обращаются к изучению иносказательного способа мышления, столь характерного для художественной культуры XVIII – начала XIX века, особенно в панегирической сфере, вопросов иконографии в искусстве портрета и проблемы материала в скульптуре. Ряд работ касается истории музейного дела и коллекционирования в России. Особое внимание уделяется конкретным творческим личностям – как хорошо известным, так и малоизученным ныне мастерам. Книга дополнена перечнем трудов, опубликованных, соответственно, в 1–11-м выпусках, и сведениями об авторах, принимавших участие в этом издании.
САВЕЛЬЕВ ЮРИЙ РОСТИСЛАВОВИЧ
НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СУЛТАНОВ
ПОРТРЕТ АРХИТЕКТОРА ЭПОХИ ИСТОРИЗМА
СПб.: Фонд «Спас», Лики России. 2009. 352 с.: ил.


Монография посвящена творчеству одного из крупнейших зодчих конца XIX – начала XX века Н.В. Султанова (1850–1908). Его расцвет приходился на царствование Александра III, выразителем идей которого и был зодчий. Лучшие произведения выполнялись им по заказу императора, графа С.Д.Шереметьева, великого князя Сергея Александровича, министра императорского двора И.И. Воронцова-Дашкова и других государственных деятелей той эпохи. Энциклопедически образованный историк, авторитетный реставратор, великолепный педагог, известный общественный деятель и талантливый администратор, он олицетворял собой идеал зодчего эпохи историзма – многогранную творческую личность. В его деятельности превалировала история, опираясь на которую он создавал свои замечательные произведения.
В альбоме более 500 иллюстраций, многие из которых публикуются впервые. Книгу дополняют сравнительная хронология развития искусства историзма и творчества Н.В. Султанова с перечнем его архитектурных произведений, реставрационных работ и научных трудов, а также указатели и резюме на английском языке.

СТИЛЬ МАСТЕРА:
Сб. ст. / Отв. ред. Е.Д. Федотова.
М.: Памятники исторической мысли, 2009. 600 с., ил.


Сборник серии «Эпохи, стили, направления» посвящен актуальному вопросу в теории стилей – индивидуальному стилю мастера. На материале различных видов искусства в статьях рассматриваются многие аспекты этой проблемы: формирование поэтики индивидуального стиля, роль метода, художественного приема, школы в творчестве художника, связь с эстетикой эпохи, психофизическая реконструкция категории «индивидуальный стиль».
ФЛОРКОВСКАЯ АННА КОНСТАНТИНОВНА
МАЛАЯ ГРУЗИНСКАЯ, 28.
ЖИВОПИСНАЯ СЕКЦИЯ МОСКОВСКОГО ОБЪЕДИНЕННОГО КОМИТЕТА ХУДОЖНИКОВ-ГРАФИКОВ. 1976–1988.
М.: Памятники исторической мысли, 2009. 254 с., ил.


Книга  является первым исследованием, посвященным «Малой Грузинской» – выставочному залу и сообществу художников так называемого «неофициального искусства», действовавшему в рамках живописной секции Московского объединенного комитета художников-графиков Профсоюза работников культуры. С деятельностью секции связана творческая биография большинства представителей отечественного нонконформизма. В книге рассматриваются состав секции, проходившие в подвальном выставочном зале выставки: общие секционные, групповые и персональные, выявляются направления и тенденции, характерные для художников Горкома и неофициальной культуры. Воссоздается история нескольких поколений художников «другого искусства». Одна из основных задач книги – показать остроту индивидуальности отдельного художника на фоне культурного своеобразия позднесоветского времени.
ЧАЙКОВСКАЯ ВЕРА ИСААКОВНА
ТРОПИНКА В КАРТИНКУ: НОВЕЛЛЫ О РУССКОМ ИСКУССТВЕ
М.: ОАО «Московские учебники», 2009. 128 с., ил.

Книга написана очень оригинально. Три поколения спорят о русской живописи: самый старший спорщик, искусствовед, отстаивающий взгляды ХХ века, художник, выросший во второй его половине, и подросток, взрослеющий в самом начале века нынешнего. Вместе со спорщиками читателю предстоит вглядеться в полотна художников XIX и XX веков. Перелистнув последнюю страницу, читатель поймет, что теперь гораздо тоньше разбирается в художественных смыслах и живописных нюансах.  Книга предназначена для старшего и среднего школьного возраста. Впрочем, прочесть ее будет полезно любому человеку, начавшему интересоваться живописью.
ЯКИМОВИЧ АЛЕКСАНДР КЛАВДИАНОВИЧ
ПОЛЕТЫ НАД БЕЗДНОЙ. ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА, КАРТИНА МИРА 1930–1990
М.: Искусство–ХХI век, 2009. 464 с.: ил.


В книге, написанной в живой полемической манере, воссоздается панорама искусства, культуры и жизни двух «исторических континентов» – Запада и Советского Союза; параллели и расхождения путей развития в различных ареалах культуры впервые рассматриваются в их связи и сопоставлении, на фоне общих исторических событий и процессов. Автор предлагает свою личную трактовку ключевых произведений живописи, зодчества, литературы и кино середины и второй половины ХХ столетия, рассказывает о судьбе Художника перед лицом власти и общества, идеологий и систем, «высших истин» и требований времени в «эпоху великих парадоксов».
ЯКИМОВИЧ, АЛЕКСАНДР КЛАВДИАНОВИЧ.
ЭПОХА СОКРУШИТЕЛЬНЫХ ТВОРЕНИЙ.
ИЗ ИСТОРИИ ИСКУССТВА И МЫСЛИ ХХ ВЕКА.
М.: Галарт, 2009. 288 с., ил.

Среди художников XX века прежде всего выделяются люди дерзкие и беспокойные. Они с азартом и вызовом прокладывали новые пути в искусстве или предлагали вообще «переделать жизнь» с помощью искус¬ства. Нам нравится думать, что в этом столетии возникло совершенно новое искусство, не похожее на то «классическое» искусство, которое существовало до того. В XX веке люди искусства и литературы отваживались подры¬вать заветы разума и здравого смысла, покушаться на устои общества, вла¬сти и морали. Не все были такие отчаянные, но их было много. Книга посвящена возникновению нового эксперимен¬тального искусства в начале XX века. Рассматриваются процессы развития авангардной архитектуры и живописи. Новые философские идеи об искусстве завершают кар¬тину сложения современной художественной культуры.
версия для печати