Издано в 2008 году

БУСЕВА-ДАВЫДОВА ИРИНА ЛЕОНИДОВНА.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН: РОССИЯ СЕМНАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ.
М.: Индрик, 2008. 364 с., ил.

Семнадцатое столетие для Руси ознаменовалось началом перехода от средневековой культуры к культуре Нового времени. Основным содержанием эпохи стало появление и развитие новых черт в общественной жизни, культуре и искусстве. Поэтому в монографии в первую очередь исследуется оппозиция «старое – новое». Для осуществления перехода к новому использовался опыт Западной Европы, что сделало особо актуальной оппозицию «свое – чужое» (русское – иноземное). Исследование категорий «народное – элитарное» и «сакральное – профанное» позволяет проследить зарождение, распространение и развитие новшеств в культуре разных социальных слоев русского общества XVII  века. Автор изучает характер обновления духовной жизни России и многочисленные связи новой культуры со старыми традициями. Значительное внимание уделяется специфике эпохи, нетрадиционно рассматриваемой как замкнутое структурное звено.
ВАНСЛОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ.
ВОЛШЕБНИК ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЫ: ХУДОЖНИК ВИРСАЛАДЗЕ.
М.: Театралис, 2008. 240 с., ил.

Альбом - монография действительного члена Российской академии художеств В.В. Ванслова посвящена творческому пути крупнейшего художника отечественного театра Симона Багратовича Вирсаладзе (1908–1989) и приурочена к 100-летию со дня рождения. Автор был много лет знаком со своим героем, имел возможность наблюдать за его работой. Книга раскрывает в подробностях особенности стиля и творческого метода  мастера, глубокое содержание его искусства и огромное значение наследия Вирсаладзе для всего отечественного и мирового театра. Восприятию образного мира художника помогает большой иллюстративный материал, во многом публикуемый впервые.
ВИНОГРАДОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА.
СУДЗУКИ ХАРУНОБУ.
М.: Белый город, 2008. 48 с., ил.

Судзуки Харунобу (1725–1770) – художник, творчество которого определило наступление эпохи расцвета цветной японской ксилографии. С его именем связаны многие новшества, такие как введение в гравюру многоцветной печати, существенно расширившей ее выразительные возможности, сближение гравюры с поэзией и выдвижение на первый план эмоционального мира человека, для раскрытия которого мастер использовал все доступное ему богатство красок и линий. Подобно своим современникам Харунобу утверждал эстетическую ценность повседневной жизни человека, но в отличие от них он всегда стремился к возвышенной поэтизации будней. Он был первым поэтом в японской гравюре, и главными его мотивами стали лирические сцены, повествующие о грации и изяществе юных женщин, тонкой красоте их чувств.  
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕН РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВАНСЛОВ: К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ:
Библиографические материалы / Отв. ред. А.Г. Колесников.
М.: Театралис, 2008. 64 с., ил.

Библиографические материалы действительного члена Российской академии художеств В.В. Ванслова к 85-летию со дня его рождения представляют библиографический указатель трудов крупнейшего отечественного эстетика, музыковеда, искусствоведа и балетоведа ХХ века. О личности ученого, его вкладе в науку высказываются видные деятели современной культуры: балетмейстер Юрий Григорович, художник Зураб Церетели, искусствовед Дмитрий Швидковский, художественные критики Валерий Модестов и Андрей Золотов, деятели искусства. Издание иллюстрировано и снабжено именным указателем.
ДРЕВНЕРУССКАЯ СКУЛЬПТУРА: НАУЧНЫЙ СБОРНИК.
Выпуск V: Запад – Россия – Восток: Диалог культур.
Сост. А.В. Рындина, М.А. Бурганова.
Научн. ред. А.В. Рындина.
М.: МГМ «Дом Бурганова», 2008, 224 с., ил.

Предлагаемый сборник характеризуется широким региональным и хронологическим  охватом памятников пластики – от Древней Армении до Украины на западе и Прикамья на востоке Российской империи. Произведения, исполненные в дереве, камне, кости, металле, представляют памятники пластики от VII до XIX века. Подобное разнообразие объектов исследования помогает выстроить некую «картину мира» в образах скульптуры. Значительное место занимает публикация вновь выявленных или мало известных произведений, существенно приумножающих вещевой фонд, создавая почву для дальнейших атрибуций, датировок, возникновения новых гипотез и научных открытий. В статьях затронуты и сложные проблемы технологии различных видов скульптуры (резьбы по дереву, литья и т.д.). Особую ценность сборнику придают работы концептуального характера, касающиеся диалога культур (Россия – Византия, Россия – Западная Европа, Россия – Украина и т.д.), что в настоящее время чрезвычайно актуально.
ИЗ ИСТОРИИ СТИЛЕЙ:
ЭПОХИ, РЕГИОНЫ, ВИДЫ ИСКУССТВА:
Сборник статей / Отв. ред. Е.Д.Федотова.
М.: Памятники исторической мысли, 2008. 384 с., ил.

Сборник посвящен актуальным проблемам искусствознания, связанным с изучением генезиса и развития стилей в истории изобразительного искусства. В статьях рассматриваются различные аспекты этой проблематики: возникновение стилей в определенных регионах, в период правления исторических личностей, специфика проявления стилей в различных видах искусства.
КАПТЕРЕВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА.
РИМСКАЯ МОЗАИКА: АФРИКА.
М.: Белый город, 2008. 48 с., ил.

Получившая мировую известность напольная мозаика Северной Африки-  ¬одно из ярчайших художественных явлений античной эпохи.
В книге рассказывается о ведущей школе искусства мозаики Северной Африки, которая отличается многообразием регионов и традиций, колоссальным количеством находок и огромным изобразительным репертуаром. Страны Северной Африки - Алжир, Тунис, Ливия (древняя Триполитания) и Марокко - объединяла общность исторических судеб. В художественном наследии этих стран тесно переплетены черты цивилизаций Запада и  Востока, традиции средиземноморской культуры и местной африканской среды.
КАПТЕРЕВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА.
ЭЛЬ ГРЕКО. ДОМЕНИКОС ТЕОТОКОПУЛОС. 1541-1614.
М.: Галарт, 2008. 216 с., ил.

Жизнь и творчество Эль Греко – уникальное явление в истории мировой художественной культуры. Грек по происхождению, впитавший опыт византийского и итальянского искусства, он принадлежит к величайшим мастерам испанской живописи. Его искусство знаменует собой финал великой эпохи европейского Возрождения. Автор прослеживает жизненный и творческий путь художника, раскрывает историческое значение и художественную атмосферу Толедо – города, в котором талант Эль Греко достиг наивысшего расцвета. В приложении содержится ряд сведений биографического характера, а также различные суждения о художнике выдающихся деятелей культуры и исследователей его творчества. Многие из них публикуются на русском языке впервые.
КИРИЧЕНКО ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА.
ПРЕЗИДЕНТЫ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ.
К 250-ЛЕТИЮ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ.
М.: Индрик, 2008. 432 с., ил.

Книга подготовлена к 250-летию основания Академии художеств. Впервые история Академии художеств показана сквозь призму деятельности ее президентов, каждому из которых посвящена отдельная глава. Характеристика каждого из президентов представлена в тесной связи с проводимой Академией как государственным учреждением официальной политикой в области искусства и протекавшими в стране художественными процессами. Показано, как менялись с течением времени политика и отстаиваемые Академией художественные идеалы, какие изменения вносило время в ее функции и как неизменно, на протяжении середины XVIII – начала XX столетия, Академия сохраняла за собой роль первостепенного по значимости учебного и научно-просветительного учреждения, какое отражение они находили в работе президентов и руководимого ими учреждения вне зависимости от того, возглавляли ли Академию представители просвещенного дворянства (1757–1843) или члены августейшей фамилии (1843–1917).
КОЛЬЦОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА: М.С. БАШИЛОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ.
М.: Галарт, 2008. 320 с., ил.

Монография посвящена отечественной художественной иллюстрации середины XIX века. Этот род искусства невозможно представить без яркой творческой деятельности Михаила Башилова – первого иллюстратора Грибоедова, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и других писателей. Уникальным историческим фактом является сотрудничество Башилова с Толстым, их переписка и отзывы великого писателя на рисунки художника к «Войне и миру». Восстановление фактов истории русской художественной культуры, связанных с деятельностью Башилова и близкого ему круга живописцев, графиков и литераторов, способствует более полному представлению о процессах развития русского искусства. 
КРАШЕНИННИКОВ АРКАДИЙ ФЕДОРОВИЧ.
АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР КОКОРИНОВ.
К 250-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ.
М.: Прогресс-Традиция, 2008. 192 с., ил.

Книга посвящена А.Ф. Кокоринову (1726–1772), выдающемуся русскому архитектору, положившему начало формирования в России принципов нового стилистического направления – классицизма. Первый преподаватель архитектурного класса Академии художеств, Кокоринов воспитал таких мастеров, как В.И. Баженов, И.П. Старов и других зодчих русской школы классицизма. Он же был основным автором и строителем всемирно известного здания Академии художеств в Петербурге, заслуженно считающегося вершиной раннеклассической архитектуры в России. Основанная на тщательном изучении архивных и литературных источников, монография впервые дает последовательное изложение жизненного и творческого пути крупного зодчего, чье творчество до недавнего времени оценивалось весьма противоречиво.
КРИВЦУН ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
ТВОРЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ХУДОЖНИКА.
М.: Памятники исторической мысли, 2008. 376 с., ил.

В монографии исследуются малоизученные проблемы философии и психологии творчества, сложные превращения, которые претерпевает сознание художника в момент рождения произведения искусства. Анализируются разные формы диалога художника и натуры, феномен художественной рефлексии, возможность подвижной идентификации творца, его способность к претворению своей «инаковости», скрытых ипостасей. Художественная среда рассматривается как особая субкультура с присущими ей «маргинальными» чертами, порождающая нетрадиционные формы социальной интеграции и сплочения, собственные образцы элит и способы приобщения к ним. Книга построена на материале западноевропейского и русского искусства XVIII–XXI веков.
КРЮЧКОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ГРУППА «НАБИ»
М.: Белый город, 2008. 48 с., ил.
Книга-альбом из серии «Стили, школы и направления в мировом искусстве» знакомит читателя с одним из наиболее значительных явлений эпохи постимпрессионизма – группой «Наби», созданной молодыми парижскими художниками в конце 1880-х годов. В нее входили Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар, Эдуар Вюйар, Керр Ксавье Руссель, Феликс Валлотон. В книге рассматриваются идейные предпосылки и программные позиции группы, история ее формирования и развития, особенности творчества основных мастеров. Группа, весьма сплоченная организационно, крепко связанная дружескими узами, тем не менее не была единой в творческом отношении, поскольку в ней сосуществовали религиозно-символическое направление (Дени, Серюзье) и направление «интимистов» (Боннар, Вюйар). Оба явления рассматриваются в тексте и иллюстрируются репродукциями наиболее характерных произведений.
КРЮЧКОВА Валентинна Александровна.
ЭДУАРД ВЮЙАР.
М.: Белый город, 2008. 48 с., ил.
Книга посвящена творчеству выдающегося французского художника конца XIX – XX веков. Дается краткая биография мастера, рассматриваются основные этапы его творческого пути. Особое внимание уделяется начальному, наиболее плодотворному, периоду в искусстве Вюйара – периоду «Наби». В анализе станковых и монументально-декоративных произведений 1890-х годов раскрываются основные особенности художественной системы мастера, тесно связанной с его работой в театре: важная роль света, амбивалентность нечетко проявленной формы, ее динамика, поэтапное развертывание сюжета. Позднее, в период 1910–1930-х годов наиболее значительных результатов Вюйар достиг в области портрета, которому посвящена заключительная часть этой монографии-альбома из серии «Мастера живописи»
МОЛОДЫЕ ОБ ИСКУССТВЕ.
Материалы конференции аспирантов и соискателей НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Сб. ст. Вып. 1
/ Отв. ред. Р.М. Байбурова.
М.: Памятники исторической мысли, 2008. 207 с., ил.

В сборник включены статьи, подготовленные аспирантами и соискателями НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ в процессе работы над диссертациями. Новые факты и ракурсы, яркие и интересные, а также обширная география и временной охват от древности до наших дней делают издание полезным как для исследователей в самых разных областях искусствознания, так и для широкого круга любителей искусства.
РУССКОЕ ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ:
ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ:
Сборник статей / Ред.-сост. И.В. Рязанцев.
М.: Памятники исторической мысли, 2008. 320 с., ил.
Подобно предшествующим, одиннадцатый выпуск серии «Русское искусство Нового времени» отражает результаты последних исследований и поисков ведущих специалистов Москвы и Петербурга. Он включает работы не только проблемного характера, но и документальные публикации. По традиции серьезное внимание в сборнике уделяется тематике, связанной с Академией художеств в России, в том числе интернациональным межакадемическим контактам и взаимовлияниям. Большое значение имеют статьи, касающиеся истории отечественной художественной культуры первой половины XVIII столетия. Внимание авторов привлекают также вопросы взаимодействия вербального и визуального в искусстве, коллекционирования, развития монументальной пластики в России на рубеже XIX–XX веков.
САВЕЛЬЕВ ЮРИЙ РОСТИСЛАВОВИЧ.
ИСКУССТВО ИСТОРИЗМА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА.
М.: Совпадение, 2008. 400 с., ил.

В монографии на широком историческом материале рассказывается о влиянии государственного, императорского заказа на развитие искусства историзма в России во второй половине XIX – начале XX века. В основу книги положены авторские исследования «византийского» и русского стилей в архитектуре, жанра императорского монумента, наиболее полно представленного среди памятников эпохи, а также творчества Н.В. Султанова (1850–1908), ранее более известного в качестве реставратора и историка архитектуры и впервые представленного архитектором-практиком и художником, работавшим в области интерьера и декоративного искусства, педагогом, ученым, государственным и общественным деятелем. Значительная часть публикуемых материалов атрибутирована автором.
СОКОЛОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ.
ПАВЕЛ ФИЛОНОВ: 1883–1941.
М.: Арт-родник, 2008. 96 с., ил. (Малая серия искусств)

Повествование идет о Павле Филонове – одном из самых загадочных художников ХХ века. Настоящий пролетарий в искусстве – и по своему происхождению, и по любимым темам, – «певец городского страдания» (по словам Велимира Хлебникова), он грезил о прекрасном завтра, облекая свои грезы в образы «мирового расцвета». Однако его кристаллически искрящиеся видения, поражающие своей очевидной, но невероятной предметностью, воплотили на деле не идеальное будущее, а российскую до- и постреволюционную историю, явленную во всем своем, говоря языком Псалтыри, «страхе и трепете». Картины и графика Филонова, обладающие своим собственным стилем (в чем-то близким и экспрессионизму, и сюрреализму), столь же погружены в жизнь и в то же время столь же апокалиптически запредельны, как и стихи конгениального ему Даниила Хармса.
СТЕПАНЯН НОННА СУРЕНОВНА.
ИСКУССТВО РОССИИ ХХ ВЕКА. РАЗВИТИЕ ПУТЕМ МЕТАМОРФОЗЫ.
М.: Галарт, 2008. 416 с., ил.

В книге рассматриваются все виды пластических искусств и анализируется взаимодействие искусства со зрителем и властями в контексте драматической истории России в ХХ веке, свидетелями которой были выдающиеся художники. Книга содержит обширный документальный и иллюстративный материал, позволяющий почувствовать время, правдивым портретом которого было искусство.
ФЕДОТОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА.
НАПОЛЕОНОВСКИЙ АМПИР.
М.: Белый город, 2008. 48 с., ил.

Альбом в серии «Эпохи, стили, направления» посвящен проблематике стиля ампир во Франции. Этот последний «большой» европейский  стиль был связан с правлением крупной исторической личности – Наполеона I Бонапарта. В издании рассматриваются вопросы эстетики стиля и его эволюции на широком фоне культуры Франции конца XVIII – начала XIX столетия. Читатель сможет познакомиться с произведениями искусства в стиле ампир: памятниками архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, с достаточной полнотой представленными в книге. Интерес представят и факты из жизни самого Наполеона Бонапарта, членов его семьи и окружения, непосредственно связанные с созданием выдающихся произведений. Издание интересно для специалистов, для учащихся художественных вузов и для широкого круга читателей, интересующихся искусством.
ФЕДОТОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА.
САЛЬВАТОР РОЗА.
М.: Белый город, 2008. 48 c., ил.

Книга в серии «Мастера мировой живописи» знакомит с творчеством крупного мастера итальянского барокко XVII столетия. В ней рассматривается наследие Сальватора Розы – талантливого неаполитанского живописца, графика, поэта, внесшего значительный вклад во многие области искусства итальянского Сейченто и оказавшего значительное влияние на европейское искусство XVIII–XIX веков. Творчество известного мастера анализируется в контексте европейской культуры XVII столетия в целом и Италии эпохи Сейченто в частности. Автор уделяет значительное внимание анализу многогранного дарования Розы – живописца, графика, поэта, актера; художник предстает яркой и талантливой личностью своей эпохи. В книге воспроизводятся известные и малоизвестные работы Сальватора Розы, приводятся его поэтические произведения, воспоминания о нем известных исторических личностей.
ФЕДОТОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА.
ШАРДЕН.
М.: Белый город, 2008. 48 с., ил.

Книга посвящена творчеству крупного французского живописца XVIII столетия Жана Батиста Симона Шардена (1699–1779). Выдающийся колорист, он работал в жанрах натюрморта и бытовых сцен, выполнял портреты в технике пастели. Все созданное Шарденом было предметом серьезной и всегда восторженной критики Дени Дидро. В книге творческое наследие художника рассматривается на широком фоне культуры века просветительской мысли, в тесной связи с ключевыми вопросами эстетики Просвещения. Книга знакомит читателя с биографией французского мастера, представляет анализ его произведений, факты художественной жизни эпохи.
ФЕНОМЕН АРТИСТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
/ Отв. ред. доктор философских наук О.А. Кривцун.
М.: Индрик, 2008. 520 с.

Феномен артистизма исследуется авторами как особое выразительное качество, проявляющее себя в разных видах и жанрах искусства. Предметом анализа стала многогранность  понятия артистического, его разнообразные эстетические профили: от доминирования виртуозности, игрового начала, импровизации, маэстрии до утверждения ценности сиюминутного переживания, способности парадоксального снятия антиномической напряженности элементов художественной формы, обнаружения граней внутреннего, скрытого артистизма произведения. Авторы осмысляют вариации артистического начала как важнейшую онтологическую составляющую искусства, порождающую «смысл поверх смысла», вносящую новое измерение в художественное содержание. Особенности проявления артистизма исследованы как в классическом искусстве, так и в приемах неклассической выразительности, в особых формах жизнетворчества, в разных художественных течениях и стилях, на материале живописи, литературы, музыки, архитектуры, рекламы, истории костюма.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ: 1917–1939:
Сборник статей / Отв. ред. Г.И. Вздорнов.
М.: Индрик, 2008. 480 с., ил.

Сборник посвящен актуальной, малоисследованной теме – искусству и культуре  русского зарубежья в период между двумя мировыми войнами. Книга имеет комплексный характер, в ней рассматривается широкий круг проблем, связанных с творчеством живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, режиссеров, актеров, драматургов, хореографов, композиторов, музыкантов, критиков, деятелей культуры, работавших в 1910–1930-е годы. Авторы стремятся осветить новые аспекты творчества крупных мастеров русского зарубежья, а также вводят в научный обиход целый ряд малоизвестных имен. Книга предназначена для специалистов и широкого гуманитарного читателя.
ЧЕРВОННАЯ СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА.
СОВРЕМЕННОЕ ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ РОССИИ.
М.: Прогресс-Традиция, 2008. 552 с., ил.

Книга является первым комплексным исследованием современного исламского искусства, которое переживает период бурного развития в мусульманских регионах России. Этот процесс рассматривается на широком историческом фоне, выявляющем основные вехи и этапы распространения ислама на территории нынешней Российской Федерации, приобщения к исламской цивилизации различных народов, богатство их художественного наследия и особенности возрождения исламской культуры, исламских движений  и институтов в условиях политической и социальной трансформации российского общества.
Опираясь на разработанную в мировой и отечественной литературе теорию исламского искусства, автор предлагает собственную теоретическую концепцию, определяющую границы и особенности этого явления в контексте современной эпохи и российской культуры, которая переживает важнейшие этапы модернизации, секуляризации и интеграции в глобальное поле мирового прогресса. В рамках этой концепции рассматривается не только культовое искусство, но также проникнутое религиозными чувствами, поисками пластического воплощения религиозной идеи, интерпретирующее нормы мусульманской этики и мотивы мусульманской мифологии искусство, основанное на европейской системе изобразительности в широком диапазоне от традиционной для России реалистической школы до авангардистских течений постмодернизма.
В поле внимания автора находятся все регионы российского мусульманского Востока; для сравнений и контекста привлекается материал, связанный с исламским наследием и современным мусульманским искусством в Крыму, Азербайджане и других регионах ближнего и дальнего мусульманского зарубежья.
ШВИДКОВСКИЙ ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ.
ЧАРЛЗ КАМЕРОН И АРХИТЕКТУРА ИМПЕРАТОРСКИХ РЕЗИДЕНЦИЙ.
М.: Улей, 2008. 392 с., ил.

Монография посвящена выдающемуся зодчему Чарлзу Камерону, творчество которого рассмотрено в контексте англо-русских архитектурных связей второй половины XVIII века. Подробно исследована история создания императорских резиденций в Царском селе и Павловске, проанализированы художественные особенности этих ансамблей. Также речь идет о других императорских резиденциях вблизи Петербурга (Ораниенбаум, Петергоф, Гатчина, Пелле) и Москвы (Царицыно, Петровский дворец). Именно здесь наиболее ярко выразились в зодчестве России идеи Просвещения, возник язык «говорящей архитектуры». Удивительная биография Камерона, развертывавшаяся в России, Англии и Италии, позволяет особо отчетливо выявить международные связи русской архитектуры и ее национальное своеобразие во времена Екатерины II. Издание богато иллюстрировано, снабжено указателем памятников архитектуры и паркового искусства.

версия для печати