Издано в 2007 году


АЗИЗЯН ИРИНА АТЫКОВНА
АЛЕКСАНДР БЫХОВСКИЙ:
СТУПЕНИ ТВОРЧЕСТВА-БЫТИЯ.
М.: Галарт, Дом еврейской книги, 2007. 288 с., ил.


Книга посвящена жизни и творчеству Александра Яковлевича Быховского (1888–1978). Как и многие  художники начала ХХ века, он был разносторонней, почти универсальной творческой личностью, работал в различных видах и жанрах искусства. В 1910-е годы А. Быховский тесно связан с кругом еврейских писателей и художников, впоследствии он стал первым иллюстратором Исаака Бабеля. 1920-е годы – ключевые в творчестве художника. В 1923 году в театральной студии «Габима» состоялась его единственная прижизненная персональная выставка, в 1927-м работы Быховского экспонировались на Международной выставке графики и книжного искусства в Лейпциге. В книге показано, что художник, сохранивший связь с самобытными традициями еврейского народного творчества, воспринимается сегодня как характерная фигура отечественного авангарда. В приложении к основному тексту помещены статьи А. Быховского об искусстве, а также статья о его графике, написанная Л.С. Выготским в 1926 году.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ: БИБЛЕЙСКИЕ ЭСКИЗЫ
/ ВСТУП. СТ., СОСТ. М.Г.НЕКЛЮДОВОЙ, ОБЩ. РЕД., СОСТ. Т.И. ВОЛОДИНОЙ.
М.: Искусство–XXI век, 2007. 401 с., ил., приложение 80 с.


Альбом представляет «Библейские эскизы» Александра Иванова – уникальное творение великого романтика. Замысел создания огромной серии стенных росписей для некоего гипотетического – воображаемого – здания возник у художника в зрелом возрасте, когда большая часть его жизни была уже позади. Однако это не остановило Иванова, не вызвало у него сомнений в возможности осуществления его проекта,  предполагавшего создание нескольких сотен произведений монументального характера. Над  «Библейскими эскизами» художник трудился в Италии, где провел почти всю свою сознательную творческую жизнь – двадцать восемь лет (с 1830-го по 1858-й год), думая продолжить эту работу и после возвращения на родину.  Но неожиданная смерть вскоре после приезда в Петербург оборвала осуществление всех его начинаний, остановив Иванова на пути к чему-то еще более высокому и совершенному в искусстве, к достижению чего он упорно стремился всю жизнь. Отдельное приложение содержит наиболее значимые из малодоступных ныне публикаций, посвященных шедеврам великого мастера, а также некоторые письма и записную тетрадь Александра Иванова, названную им «Мысли, приходящие при чтении Библии».
АРСЛАНОВ ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ
 ПОСТМОДЕРНИЗМ И РУССКИЙ «ТРЕТИЙ ПУТЬ»:
TERTIUM DATUR РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ХХ ВЕКА.
 М.: Культурная революция, 2007. 656 с.


Проблематика работы связана с культурой России ХХ века, особенно значимым периодом – временем, наступившим после Октябрьской революции. Основной темой исследования автор видит так называемый порочный круг российской истории и возможность выхода из него. На примере идей Ж. Делеза и Ж. Деррида в книге изложена концепция круга у постмодернистов; автором найден общий критерий кругового движения, цикла, возвращения по типу «классики», от Платона до Гегеля. Речь идет о М. Булгакове, М. Нестерове, О. Мандельштаме, А. Твардовском и других, кто по-своему прошел по узкой тропинке между крайностями либерализма и реакционной «державности». Обращаясь к архивным источникам, материалам литературных и философских дискуссий от 1920-х годов до наших дней, автор обнаруживает и исследует «третий путь» отечественной культуры, отразившийся в идеях Мих. Лифшица, Г. Лукача, В. Александрова и др.
ВАНСЛОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ.
 О МУЗЫКЕ И О БАЛЕТЕ.
М.: Памятники исторической мысли, 2007. 332 с.


В книге рассматриваются проблемы музыкального и хореографического искусства. Наряду с очерками теоретического характера даются портреты крупных композиторов (Моцарт, Берлиоз, Шостакович, Хачатурян, Свиридов), музыкантов-исполнителей (Луганский, Мацуев, Плетнёв, Березовский), хореографов (Григорович, Касаткина и Василёв, Ноймайер) и танцоров (Цискаридзе), а также освещаются современные тенденции развития искусств.
ВАНСЛОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ.
 ПОД СЕНЬЮ МУЗ. ВОСПОМИНАНИЯ И ЭТЮДЫ.
 М.: Памятники исторической мысли, 2007. 424 с.: ил.

Книга посвящена искусству и художественной жизни ХХ века. Автор делится воспоминаниями о крупнейших деятелях искусства и ученых, с которыми ему приходилось общаться, а также о ряде учреждений, характеризующих художественную жизнь того времени. Представлены творческие портреты композиторов А.И. Хачатуряна и Г.В. Свиридова, балетмейстера Ю.Н. Григоровича, художников З.К. Церетели и С.Б. Вирсаладзе, философов М.А. Лифшица, Э.В. Ильенкова, М.Ф. Овсянникова, а также учителей автора и его коллег по Всероссийскому театральному обществу, Академии художеств и журналу «Балет». В книгу включены искусствоведческие эссе, посвященные крупным творцам искусства в области живописи, музыки, хореографии, а также некоторым эстетическим проблемам современного искусства.
ВАНСЛОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ.
ЭСТЕТИКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СТАТЬИ О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И ХУДОЖНИКАХ.
 М.: Памятники исторической мысли, 2007. 344 с., ил.


Книга посвящена вопросам эстетики и проблемам изобразительного искусства. В очерках раскрываются природа искусства, понятия красоты, художественности, стиля, характеризуются различные направления, такие как романтизм, реализм, авангардизм, рассматриваются некоторые крупные явления архитектуры, скульптуры, живописи, сценографии и даются творческие портреты ряда современных художников.
ВИНОГРАДОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА.
 УТАМАРО.
М.: Белый город, 2007. 48 с.: ил.


Альбом посвящен одному из самых прославленных мастеров японской цветной гравюры на дереве и одному из самых тонких художников, воспевшему красоту современниц. Китагава Утамаро жил во второй половине XVIII века, когда искусство гравюры достигло высокого расцвета. Сфера интересов этого демократического и связанного с жизнью города искусства была целиком направлена на утверждение эстетической ценности повседневной жизни человека. Издание рассказывает о «Мире земном, повседневном» (укиё-э) – так называлась художественная школа, с которой была связана деятельность Утамаро. Отмечено, что мастер не только существенно обогатил художественный язык гравюры, внеся в ее колорит и технику множество усовершенствований, но и сделал новый и решительный шаг по пути проникновения в душевный мир человека.  
ВСЕМ СКОРБЯЩИМ РАДОСТЬ:
ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА XVI–XX ВВ. В ЧАСТНЫХ СОБРАНИЯХ Г. ДОНЕЦКА.
КАТАЛОГ.
Науч. ред. И.Л. Бусева-Давыдова,
авторы вступ. статей И.Л. Бусева-Давыдова, Т.М. Панова, Г.В. Гусаков.
Донецк: Национальный союз писателей Украины – журнал «Донбасс»,
 2007. 316с., ил.


Собрание О.М. Здановича и еще двух донецких коллекционеров представляет широкий срез православного иконописания – от монастырских писем XVI века до украинской народной иконы XIX столетия, от католического варианта барокко до «стильных» икон выдающихся мстерских иконописцев и иконописи Афона. Издание имеет важное научное значение, так как позволяет уточнить некоторые существующие датировки и атрибуции.
«ДЕТСКИЙ МИР» – РАСТЕМ ВМЕСТЕ!
ФОТОАЛЬБОМ
Научн. Ред. и автор вступ. текстов к главам А.У. Греков.
М.: Русская жизнь, 2007. 192 с., ил.


Альбом посвящен «Детскому миру». В нем показана полувековая история этого торгового предприятия. По материалам фотохроники, а также по опубликованным в книге изображениям игрушек разных лет и уникальных предметов быта легко создается представление о том, как развивалась отрасль по производству детских товаров, и какую роль в этом сыграл «Детский мир». Людям нескольких поколений эти фотографии напомнят первые в их жизни игрушки.
ИНОСТРАННЫЕ МАСТЕРА В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ:
СБ. СТАТЕЙ. К 250-ЛЕТИЮ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Отв. ред. Е.Д. Федотова.
М.: Памятники исторической мысли,
2007. 343 с., ил.


Издание подготовлено в связи с 250-летием основания Санкт-Петербургской Императорской академии художеств и отражает различные аспекты творчества иностранных мастеров, удостоенных званий «Академик», «Почетный член», «Почетный вольный общник», «Почетный любитель», на протяжении всей истории ее существования. Книга содержит также документальные публикации. В материалах сборника раскрываются важнейшие аспекты художественной политики Российской академии художеств.  
КАЗАКОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
МИРОВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО ХХ ВЕКА.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. ВЕДУЩИЕ МАСТЕРА
К 250-летию Российской академии художеств
М.: Пинакотека, 2007. 272 с., ил.

В книге рассматривается в развитии, в широком географическом охвате авторское художественное стекло, которое во второй половине ХХ столетия приобрело характер студийного движения – Glass studio movement. Автор прослеживает эволюцию декоративной и утилитарной формы предметов из стекла в сочетании с новаторскими техниками и приемами, рассматривает такие произведения во взаимодействии с пластическими и изобразительными жанрами, повествует об эстетической значимости изделий, их смысловой, образной, знаковой роли. Созданию книги способствовало непосредственное личное общение автора с ведущими художниками отечественного и мирового стеклоделия. Особый взгляд исследователя на предназначение художественного стекла выводит его за рамки сугубо прикладного, материального на уровень больших пластических искусств.
КАПТЕРЕВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА
САДЫ ИСПАНИИ
М.: Прогресс Традиция, 2007. 240с., ил.


Монография посвящена малоисследованной в мировой науке истории садов Испании, которые занимают особое место в садово-парковом искусстве Западной Европы. С древних времен искусство Испании, вмещавшее в себя художественные традиции разных народов, сменявших друг друга на Иберийском полуострове, развивалось в неровном, словно пульсирующем темпе. Автор рассматривает отдельные периоды испанского паркостроения, когда были найдены оригинальные образные решения и стилевые системы. Обширный разносторонний материал монографии отражает живые  и непосредственные впечатления исследователя от встречи с прославленными памятниками испанского садово-паркового искусства.
ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА 4
СБОРНИК СТАТЕЙ
К 250-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Составитель В.Р.Аронов
М., Пинакотека, 2007. 352 с. ил.


Сборник статей «Проблемы дизайна» продолжает серию изданий НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, посвященных проблемам дизайна в России и за рубежом. В связи с 250-летним юбилеем Российской академии художеств он начинается большим разделом, посвященным истории дизайна в России. В нем помещены материалы о месте и роли дизайна в академии художеств: интервью  с президентом и академиком-секретарем отделения дизайна Российской академии художеств Зурабом Церетели «Дизайн – это творчество», которое он дал специально для этого сборника; статьи о первых периодах становления Российской академии художеств и входивших в XVIII веке в ее структуру инструментальном и часовом классах, о культуре вещи в России 1820-х гг., о шедеврах книжного искусства в уникальном собрании Научной библиотеки академии художеств в Санкт-Петербурге, об участии членов академии художеств в подготовке крупнейших художественно-промышленных выставок в Москве (1872 и 1882 гг.) и выставочном дизайне К.И.Рождественского (1906–1997), в течение многих лет руководившего отделением декоративно-прикладного и промышленного искусства академии художеств. Во втором разделе даны творческие портреты крупнейших отечественных дизайнеров и теоретиков искусства Б.А.Смирнова, В.Ф.Колейчука, И.В.Тархановой. В третьем разделе собраны статьи по актуальным проблемам теории, методологии и практике современного дизайна.    
СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ: РУССКИЕ ИКОНЫ XVIII–XX ВЕКОВ ИЗ ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ К ИЗДАНИЮ 2006 ГОДА
Автор-составитель И.В. Тарноградский,
автор статей И.Л. Бусева-Давыдова.
М.: Эксперт клуб, 2007. 32 с., ил.

Книга является вторым выпуском, посвященным собранию икон «Эксперт клуба». В ней исследованы необычные и редкие произведения иконописи: копия-список с чудотворной иконы св. Николая у его гробницы в Бари, палехская икона «Никола Дворищенский» с историей обретения ее оригинала в Новгороде в XII веке, выдающийся по художественному уровню образ «Господь Вседержитель» конца XIX столетия и другие. Каждая из 19 икон, включенных в книгу, обладает собственной художественной индивидуальностью и в то же время типична для своей эпохи. 
СОКОЛОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ.
 БОРИС КУСТОДИЕВ: 1878–1927.
М.: Арт-родник,
2007. 96 с., ил.

Книга в серии «Малая история искусств» посвящена творчеству Бориса Кустодиева, который по праву принадлежит к числу популярнейших художников России. Его яркие, звонкие по цвету национально-романтические образы любовно воспроизводят устоявшиеся черты провинциального быта, живописные приметы русской глубинки в обрамлении прекрасных пейзажей, преимущественно приволжских. Автор обращает внимание на то, что в творчестве Кустодиева нашли глубоко самобытное преторение традиции передвижнечества, импрессионизма и символизма, принципы Мира искусства» и «Союза русских художников», равно как и многообразные мотивы русого фольклора. Огромное значение для формирования стиля художника имел театр, благодаря которому его образы обрели самоценное эстетическое пространство, чарующее своим красочным обаянием. Творчество мастера породило немало мифов, но для него самого – как человека Серебряного века – главным образом был миф о всемогуществе художественной красоты, которой он и стремился наполнить свои «типично русские картины».
СТЕПАНЯН НОННА СУРЕНОВНА.
ИСКУССТВО АРМЕНИИ: ЧЕРТЫ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.
М.: Галарт,
2007. 304 с., ил.


Автор прослеживает особенности пути, пройденного армянским пластическим искусством во всем его видовом и жанровом разнообразии от его предыстории, опирающейся на археологический материал и от сохранившихся шедевров времен античности к подробному описанию и анализу памятников зодчества и иллюстрированных рукописей Средневековья.

В книге впервые в искусствоведении дается оценка творчества армян-художников, работавших после раздела страны и исчезновения последних независимых армянских княжеств с карты Ирана и Турции. XIX век отмечен присоединением к России части исторической Армении; центральной фигурой этой эпохи становится Акоп Овнатанян, портретная галерея которого говорит о принципиально новом подходе к задачам живописи. ХХ век отмечен творчеством Мартироса Сарьяна, утвердившим появление новых тем и самого эпитета "Солнечная Армения". Современный этап свидетельствует о вступлении всей культуры Армении на новые пути.
ФЕДОТОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА
 БАРОККО
 М.: Белый город, 2007. 48 с., ил.


Книга в серии «Эпохи. Стили. Направления» посвящена проблемам генезиса и развития барокко в изобразительном искусстве стран Западной Европы, эстетике и художественной практике этого стиля. Барокко оценивается автором как некая целостность в создании идейно-образной и формально-стилистической систем в отображении окружающего мира на протяжении XVII – первой половины XVIII столетия, в процессе формирования совершенно новой картины мира. Прослежена оценка феномена барокко известными историками и теоретиками изобразительного искусства XVIII–XX веков, отмечавших оригинальность поэтики стиля. Барокко предстает как значительный этап в истории Европы Нового времени, эпохи яркой, многоликой, полной идейных контрастов.
ХУДОЖНИКИ СЕРГИЕВА ПОСАДА
АЛЬБОМ
Вст. ст. А.У. Греков.
СПб.: ООО «Изд-во «Художник России», 2007. 256 с., ил.


Альбом посвящен художественной жизни Сергиева Посада, которая формировалась теми, кто создавал на этой земле свои произведения, кто сплачивал творческие силы в единую организацию. Среди отделений Союза художников России – Сергиево-Посадское – занимает одно из ведущих мест, как по численности, так и творческой устремленности художественного сообщества. Книга представляет мастеров, чье творчество самобытно и, одновременно, связано с многовековыми традициями России. Издание содержит биобиблиографический словарь «Художники Сергиева Посада», включающий статьи со сведениями о художниках и искусствоведах за период с начала XIX века до сегодняшнего дня.    
ЦЕРКОВНАЯ АРХЕОЛОГИЯ МОСКВЫ:
ХРАМЫ И ПРИХОДЫ ИВАНОВСКОЙ ГОРКИ И КУЛИШЕК
ПОД ОБЩ. РЕД. ДОКТОРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ А.Л. БАТАЛОВА.
М.: Издательский дом «Лингва-Ф»,
2007. 560 с., ил.


Ивановская горка и Кулишки – заповедная часть Белого города, расположенная между Покровкой и берегом Москвы-реки. Особенность этого древнего участка Москвы составляет обилие храмов. Это объясняется многовековой храмоздательной деятельностью, которую вели князья, владевшие здесь загородными дворами, и многие родовитые семьи, жившие в этом районе на протяжении столетий. Церковным центром этого района несколько веков был Ивановский монастырь. В настоящем издании на основе уникальных архивных материалов воссоздана история монастыря и приходских храмов, существовавших до 1917 года. История этих церквей, описание находившихся в них святынь стали основной темой предлагаемой монографии, дополненной впервые опубликованным обширным иллюстративным материалом.  

ЧЕГОДАЕВА М.
 Мои академики.
 М.: Галарт, 2007. 191 с., ил.
ШВИДКОВСКИЙ ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ.
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА И ЗАПАД
SHVIDKOVSKY DMITRY.
RUSSIAN ARCHITECTURE AND THE WEST.
Photographs by Yekaterina Shorban.
Translated from the Russian by Antony Wood.
New Haven, London: Yale University Press. 434 p., ill.


В книге тысячелетнее развитие русского зодчества впервые рассматривается как часть истории западной архитектуры. Автор отступает от распространенного мнения, что архитектура России развивалась независимо от внешних культурных воздействий и в противовес этому показывает, что влияние Запада восходит к ХII веку и продолжается в наши дни. В книге дается характеристика шедевров русского зодчества, содержится новая концепция истории архитектуры России. Автор последовательно анализирует произведения русского зодчества в связи с развитием европейского искусства, показывает те случаи, когда в проектах русских мастеров выражены европейские черты. Особое внимание уделяется декору, основанному на романских образцах; творениям работавших на Руси итальянских зодчих эпохи Ренессанса; сложению барокко в России; эпохе Просвещения в русском искусстве; а также европейским влияниям в XIX–XX столетиях.
ЭПОХИ. СТИЛИ. НАПРАВЛЕНИЯ.
СБОРНИК  СТАТЕЙ 
Отв. ред. Е.Д. Федотова
М.: Памятники исторической мысли, 2007. 558 с., ил.


Издание, подготовленное коллективом специалистов, посвящено проблематике, связанной с категориями «эпоха», «художественный стиль», «направление», «школа». Статьи теоретического характера, а также работы, затрагивающие более конкретные вопросы развития зарубежного искусства на определенных исторических этапах – от древности до XX столетия – позволяют читателю представить чрезвычайно широкий круг проблем. Книга начинает серию публикаций Отдела зарубежного искусства НИИ РАХ, в которых будут рассмотрены другие разнообразные аспекты (региональные стили, стиль мастера) этой важной для отечественного искусствознания проблематики.

версия для печати