Издано в 2005 году


Арсланов Виктор Григорьевич.
 Западное искусствознание ХХ века.
М.: Академический проект; Традиция, 2005. 862 с., ил.


Книга представляет собой критический обзор современного западного искусствознания от формальной школы до постмодернизма. В первой ее части речь идет о «круге идей» классиков постклассических по своему характеру школ: «римском кружке» А. Гильдебрандта и К. Фидлера, Венской школе в лице А. Ригля, М. Дворжака, Г. Кашница и Г. Зедльмайра, типологии стилей Г. Вёльфлина, духовно-историческом методе, социологии искусства, иконологии Э. Панофского. Авторский анализ этих школ и направлений дополнен оригинальными текстами выдающихся искусствоведов, в том числе такими, ставшими библиографической редкостью, как книга А. Гильдебрандта «Проблема формы». Содержание второй части – постмодернистское и постпостмодернистское искусствознание Запада последней трети ХХ века от деконструкции Ж. Деррида, иконологии Т. Митчелла, концепций «взгляда» Н. Брайсона и «анаморфического зрения» Д. Прециози, феминизма Г. Поллок до попыток подведения итогов истории современной науки об изобразительном искусстве, предпринятых Б. Виссом и К. Мокси. Многие из видных западных искусствоведов и философов совершали «интеллектуальные путешествия» в советскую Россию, и потому тема российской науки об искусстве (т.н. «течение» 1930-х годов), ее взаимоотношений с западной проходит красной нитью через все исследование.
Бартельс Наталия Викторовна. Олег Штыхно.
М.: Белый город, 2005. 48 с., ил. (серия «Мастера живописи»).


В издании идет речь о современном художнике Олеге Штыхно, в работах которого классическая академическая школа и смелые творческие поиски сочетаются свободно и органично. Уже в стенах МГАХИ им. В.И. Сурикова, где он учился в мастерской И.С. Глазунова, он зарекомендовал себя блестящим мастером академического рисунка. Рассказывается о его произведениях, отличающихся тонкой образностью и остротой композиционных решений, точностью и выразительностью художественного языка. Отмечается широта его творческого диапазона – от изысканных портретов и лирических пейзажей до большеформатных сюжетных полотен, наполненных символическим содержанием. Ныне О.Ф. Штыхно – один из ведущих педагогов Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Последние годы он много и успешно работает в области церковной живописи.
Братья Ткачевы
(Алексей Петрович Ткачев и Сергей Петрович Ткачев).
Великая Отечественная война 1941–1945 годов
В творчестве братьев Ткачевых.
Они сражались за Родину:
Книга-альбом.
М.: НИИ Российской академии художеств, 2005. 192 с., ил.


Книга-альбом приурочена к 60-летнему юбилею Великой победы в Отчественной войне 1941–1945 гг. Авторы издания – художники – рассказывают о жизни одной большой, но «типичной для военной поры» русской семьи. Повествование воспроизводит события далеких грозовых лет, собственные судьбы братьев С.П. и А.П. Ткачевых и судьбы их родных, близких, товарищей. С.П. Ткачев стал солдатом с первых дней войны, сражался на передовой, после ранения долго терзался – исполнится ли теперь его мечта стать художником. Идет речь также о профессиональной стезе А.П.Ткачева. Искренность авторов, достоверность их рассказа – не только в отсутствии всяческих прикрас, но и обилии разного рода дополнительных эпизодов, которые словно мазки на полотне проливают свет на всю палитру жизни братьев Ткачевых, и через образы боевых соратников, сподвижников, коллег, просто современников повествование становится еще более интересным.
Виноградова Надежда Анатольевна. Хокусай: Альбом.
 М.: Белый город, 2005. 48 с., ил.

Монография посвящена творчеству всемирно известного японского художника, представителя демократической школы живописи и графики – укиё-э Кацусика Хокусая (1760–1849). Его талант этого мастера был необычайно многогранен. Он прославился как мастер цветной гравюры на дереве, а также оставил богатейшее наследие в живописи, рисунке, иллюстрации книг. Автор отмечает, что Хокусай был прозаиком, поэтом, широко образованным человеком. О диапазоне его интересов свидетельствует выполненный в 1812–1814 годах многотомник рисунков «Манга», в который вошли изображения пейзажей, цветов, птиц и животных, меткие жанровые зарисовки. Хокусай одним из первых японских мастеров ввел в гравюру как самостоятельный жанр пейзаж, в котором он дал новое для своей эпохи философское истолкование образа родной природы. Основной акцент в книге делается на его главных графических сериях, таких как «36 видов горы Фудзи», «Сто видов горы Фудзи» и другие. Используя смелые перспективные эффекты и цветовые сочетания, Хокусай воспроизводит величавый, эпический мир природы. Поэтическую окраску в его произведениях получила тема труда простого человека, связанная с природой страны. Автор рассматривает творчество художника в связи с культурой Японии того времени, с литературой, философией, искусством, анализирует творчество предшественников мастера, его современников и учеников.
Галиаскар Камал: 125 лет со дня рождения и 125 лет в новейшей истории культуры и искусства тюрко-мусульманских народов России. Сб. материалов Всероссийской научн. конференции (29-30 сент. 2005 г.) / М-во культуры Татарстана; Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобраз. искусств РАХ, и др. Сост. и отв. ред. С.М. Червонная
 М., 2005. 249 с.


Сборник научных статей подготовлен по материалам конференции, проведенной в сентябре 2005 года в Москве в Российской академии художеств, и посвященной памятной дате – 125-летию со дня рождения Галиаскара Камала – татарского драматурга, поэта, художника, одного из основоположников национального театра, реформатора печатного искусства, мастера графики и театральной декорации, чье имя носит Татарский академический театр. С современных позиций оценивается роль его богатого и многогранного творческого наследия для национальной и общечеловеческой культуры. Определяется интернациональное и общегосударственное значение имени Галиаскара Камала, классических ценностей татарского театра, музыки, литературы, графики, скульптуры, сценической декорации. Многие исследования посвящены современному искусству народов тюрко-мусульманского ареола России.
Грани творчества: сб. науч. ст. / Рос. акад. художеств; НИИ теории и истории изобраз. искусств РАХ. Отв. ред. Е. Федотова.
 М.: Прогресс-Традиция. Вып. 2. 2005. 344 с., ил.

В сборник, посвящeнный юбилею и более чем 50-летней научной деятельности Надежды Анатольевны Виноградовой, включены ее работы, а также статьи сотрудников Отдела зарубежного искусства НИИ РАХ и других научных учреждений на темы искусства народов древнего, средневекового и современного Востока. В статьях различных авторов рассказывается об уникальных явлениях в мировой истории искусств, к примеру, о живописи, архитектуре, музеях Китая, китайской и иранской керамике, а также художественной культуре Японии – садовом искусстве, традиционной игрушке как ветви городского изобразительного фольклора. Уделено внимание и вопросам творчества в древних Сирии, Финикии и Палестине. Исследуются как узкие (восточная тематика в живописи Италии), так и общие вопросы мирового искусства (его магистральные и маргинальные пути развития).
Игумнова Елена Владимировна. Босх: Альбом.
М., Белый город, 2005. 48 с., ил.

Альбом посвящен творчеству великого нидерландского художника. Издание призвано обратить внимание читателя на художественные достоинства работ Босха, а также отчасти раскрыть некоторые тайные смыслы его живописи. В книге мастер характеризуется как прирожденный художник с собственной манерой, образным миром и колористическим чутьем. Его не всегда радостное искусство рассматривается не как воплощение кошмаров и страхов того непростого времени, в котором жил художник, а оценивается как своего рода зеркало, отражающее и пороки, и достоинства земного мира. Особое внимание уделено ироничной фантазии Босха – уникальному явлению в искусстве его времени. Острый взгляд художника направлен на изъяны и бессмысленности, существующие в мире. Темой многих его произведений является злоба и нелепость, царящие в человеческом мире. В книге анализируются как знаменитые триптихи Босха на тему ада (создавшие ему репутацию мизантропа), так и более светлые по настроению религиозные работы с поэтическим пейзажным фоном и бытовые сцены, выхваченные художником из повседневной жизни и, подготовившие почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа.
Канова и его эпоха: сб. научн. ст. / Отв. ред. Е.Д. Федотова.
 М.: Памятники исторической мысли, 2005. 180 с., ил.

Сборник научных статей посвящен 200-летию со времени избрания выдающегося скульптора Антонио Кановы Почетным вольным общником Санкт-Петербургской Императорской академии художеств (1804) и 250-летию со дня его рождения (1757). Издание приурочено также к юбилею Российской академии художеств (2007). В статьях дается оценка личности скульптора, рассказывается о произведениях художника, вошедших в различные коллекции и собрания, анализируются консервационно-реставрационные работы, процесс атрибуции. Идет речь о сохранившемся обширном эпистолярном наследии Кановы, рассматриваются особенности формы, иконографических мотивов и образов его произведений.
Каптерева Татьяна Павловна.
Эль Греко:
альбом.
М.: Изобразительное искусство, 2005. 96 с., ил. (Мозаика мирового искусства)


Серия «Мозаика мирового искусства» – это книги о выдающихся мастерах разных стран и эпох: живописцах, графиках, скульпторах, архитекторах, фотографах, кинорежиссерах… Признанные классики и полузабытые таланты, академики и бунтари, зачинатели новых течений, школ и одиночки, оставившие яркий, но краткий след в искусстве своего времени.

Настоящая книга посвящена необычной судьбе и творчеству великого испанского художника конца XVI – начала XVII века Эль Греко. Рассказывается о художнике, который более сорока лет прожил в Испании, хотя по происхождению он был греком и родился на острове Крит. Картины великого художника, также как и его жизнь, необычны: интенсивность цвета, широкий мазок, смелость композиции, удлиненные пропорции фигур – все создает особую, одухотворенную атмосферу. Искусство Эль Греко, почти забытое после его смерти, обрело вторую жизнь лишь в начале ХХ века. Художники-экспрессионисты объявили Эль Греко своим предтечей. Он стал объектом жадного интереса коллекционеров, искусствоведов, художников и просто любителей искусства
Каптерева Татьяна Павловна. Эль Греко: альбом.
 М.: Белый город, 2005. 48 с., ил.

Издание посвящено художнику греческого происхождения Доменикос Теотокопулос, прозванному Эль Греко – уникальной и одинокой фигуре в истории мировой живописи. Речь идет о творчестве уроженца острова Крит, работавшем иконописцем, вовлеченном затем в Венеции и Риме в орбиту мощного воздействия культуры позднего Возрождения. Он прожил почти сорок лет в Испании, где расцвело его искусство. Впитавшее в себя византийские традиции, эстетику маньеризма, достижения позднеренессансной Италии в работах Тициана, Тинторетто и Микеланджело, творчество Эль Греко – словно порождено велением кризисного времени.

Автор характеризует его произведения как воплощение самой отвлеченно возвышенной и субъективно-эмоциональной линии восприятия мира в искусстве позднего Возрождения, которую мастер заостряет и исчерпывает до конца, находя при этом возможности для выражения истинно художественной красоты. Не получив признания при королевском дворе в Мадриде, Эль Греко навсегда поселился в древнем Толедо, духовная атмосфера которого оказала на него сильнейшее влияние. Отдельное внимание уделяется ранним созданным в Испании картинам, в которых художник смело преодолевает нормы классической традиции. Обращается внимание на экспрессивную и необычную в произведениях мастера композицию, рисунок, пространство, ритм, пропорции фигур, а также на самое главное в его образной системе – колорит, отличающийся поразительной светозарностью красок. Слава художника достигла вершины после создания в 1586–1588 годах для приходской церкви Сан Томе в Толедо алтарной картины «Погребение графа Оргаса». Автор издания пишет о периоде высокой творческой активности живописца – конце 1580-х – начале 1600 годов, когда он создал монументальные алтарные ансамбли, изображения святых, серии апостолов, сцены религиозного экстаза и покаяния, замечательные портреты. В позднем творчестве Эль Греко восприятие мира окрашивается трагическим чувством обреченности и гибели. Эль Греко не имел последователей. Его искусство в течение трех столетий было почти забыто. Открытие великого художника произошло только в начале ХХ века и стало мировой сенсацией.
Крючкова Валентина Александровна. Гоген: Альбом.
 М.: Белый город, 2005. 48 с., ил.

Альбом принадлежит к серии популярных монографий о великих художниках мирового искусства, выпускаемой издательством «Белый город». В тексте освещается биография Поля Гогена, его творческий путь, эстетические установки, изложенные самим художником в ряде известных текстов. Жанр альбома с цветными иллюстрациями позволяет остановиться на ряде ключевых работ мастера, дать им подробный анализ, раскрывающий особенности художественной системы Гогена – роль линии, плоскостных форм, напряженного цвета, символики сюжетов и фигур. Описание творческой позиции Гогена – одной из ведущих фигур постимпрессионизма, основателя синтетизма, тесно связанного с символизмом – завершается определением его роли в истории европейского искусства как одного из основателей таких важных течений века, как примитивизм, фовизм, экспрессионизм.
Малинина Татьяна Глебовна. региональные варианты, особенности эволюции.
М.: Пинакотека, 2005. 304 с., ил.


Автор стремится воссоздать целостную картину сложения международного стиля Ар Деко и дополнить ее анализом стилевых черт отечественного искусства, а также всесторонне осмыслить этот феномен как специфическое явление мирового художественного процесса на основе методов современного исторического знания, обновленных критериев стиля и в свете полученных результатов обосновать роль Ар Деко как важной структурообразующей компоненты сложной художественной системы модернизма.
Метаморфозы творческого Я художника: сб. ст. / Отв. ред. О.А. Кривцун.
 М.: Памятники исторической мысли, 2005. 376 с.


Коллективная монография посвящена изучению превращений, которые Я художника претерпевает в процессе творчества. В поле зрения авторов – изучение тонких механизмов самопревышения, сопровождающих деятельность любого творца и запечатлеваемых в произведении искусства. Исторические модусы в саморепрезентации творческого Я рассматриваются на материале классического и современного искусства. В разных ракурсах в книге обсуждается феномен «внутреннего зеркала» художника, его способность к претворению своего «заочного образа», возможность обмена сущностями с предметом изображения, сложные формы творческого диалога Я и Другого, Я и не-Я. Природа многослойности творческого сознания исследуется авторами книги на основе анализа разных жанров изобразительного искусства и литературы.
Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России / Научн. ред. и автор ст. «Послесловие» – А.В. Рындина. Музеи Кремля, ГТГ, ЦМиАР, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ и др.
М.: Полиграфический Центр «Декарт», 2005. 88 с., ил.


Статьи каталога составлены сотрудниками московских музеев (Музеи Кремля, ЦМиАР, ГТГ). Альбом-каталог приурочен к 350-летию принесения в Россию чудотворного образа Божией Матери и посвящен всем известным на русской почве иконам Богоматери Одигитрии Влахернской. В книге собран обширной исторический и исследовательский материал, касающийся не только привоза в 1653 году чудотворного образа ко двору царя Алексея Михайловича, но и его почитания и копирования в последующие годы (в начале XVIII века). Представлены свидетельства обо всех иконах Богоматери Влахернской, резных и живописных, к настоящему времени известных в России, и их описания. Проблема имеет свою «загадку». Которая из рельефных икон этого круга непосредственно связана с грамотой 1653 года – резной образ Успенского собора Московского Кремля (Греция, вторая половина XV века – по версии И.М. Соколовой), или воскомастичная икона из Влахернской церкви в Кузьминках, как предполагает Г.В. Сидоренко, подаренная царем семейству Строгановых и датируемая ею предположительно VII веком? Подводя итоги названным гипотезам А.В. Рындина в «Послесловии» на широком фоне древних памятников византийской пластики, на ряде «неувязок» с историей образа и обрядов литургического почитания чудотворной иконы делает предположение о первенстве Влахернской Одигитрии из Кузьминок, датируя ее в пределах X–XI веков. Она же определяет резной в дереве рельеф 1706 года из частного собрания как копию именно этой иконы, а также высказывает мысль о причинах передачи древнего образа Строгановым.
Преображение. Современное храмовое искусство / Отв. ред. А.А. Карих; авт. вступ. ст. М.А. Некрасова, А.У. Греков.
 Ярославль: ООО Международный центр «Эмалис», 2005. 208 с., ил.


Альбом издан по материалам выставки «Преображение», прошедшей в городе Ярославле в 2002 году. Издание посвящено церковному искусству, проблемам восстановления оборванных нитей преемственности и возвращения к духовным художественным традициям и к возрождению национальных школ иконописания, опыта мастерства. Представлено храмовое искусство, которое связано с разными видами творчества, материалами, забытыми техниками.
Проблемы дизайна: сб. ст. / Под ред. В.Л. Глазычева.
 М.: Архитектура-С., 2005. 286 с.


Сборник включает научные работы, посвященные теории дизайна, а также критические статьи и исторические очерки о методике проектирования, проблемах современного дизайна, природе и принципах проектного мышления. Рассматриваются вопросы, связанные с творчеством всемирно признанных мастеров дизайна и архитектуры (У. Моррис, Ч.Р. Макинтош), художника М. Матюшина, ведущего разработчика мебели, новатора в сфере технологии М. Бройера и др. Авторы статей ведут повествование с точки зрения принципов колористики, формообразования, разнообразных проблем архитектурно-дизайнерской практики, промышленного производства, новых – с учетом не только экспериментов с новыми материалами, но и новых горизонтов профессии художника-проектировщика и дизайнера – особенностей художественно-стилевых тенденций и явлений в мировом искусстве.
Российская академия художеств. Москва. Члены Российской академии художеств: краткий словарь / НИИ теории и истории изобраз. искусств. Ред. кол. В.В. Ванслов и др.
М., 2005. 160 с.


Краткий словарь включает весь состав Российской академии художеств на январь 2005 года. В нем даются основные сведения о всех российских действительных членах и членах-корреспондентах РАХ. В словарь включены биографические данные, обозначена сфера творческой деятельности, перечислены наиболее значительные работы, а также упомянуты почетные звания, государственные и иные премии, которыми отмечены труды и заслуги членов РАХ. Краткие сведения даны также о представителях Содружества Независимых Государств, стран Балтии, почетных членах Академии. Словарь содержит предельно лаконичные сведения, но и они позволяют увидеть масштаб профессиональной и общественной деятельности признанных мастеров.
Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы:
 Сб. ст. / Российская академия художеств;
 НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Ред.-сост. И.В. Рязанцев.
 М.: Памятники исторической мысли. Вып. 9. 2005. 344 с., ил.
   

Сборник подготовлен в связи с 250-летием основания Императорской Академии художеств и отражает различные аспекты ее деятельности в 1757–1917 годах. Книга содержит проблемные работы и документальные публикации, располагающиеся в соответствии с хронологией излагаемых событий. Внимание авторов привлекают вопросы организации обучения, профессиональной педагогики, развития теории искусства, а также творческие достижения ведущих мастеров, судьбы не столь известных художников – живописцев и графиков, скульпторов и архитекторов. Все это в целом дает достаточно полное представление о деятельности Академии художеств на протяжении более чем полутора столетий.
Рындина Анна Вадимовна.
 Каталог меднолитой пластики из коллекции А. Елфимова / Авт.-сост. А.В. Рындина. Тобольск: Издательский отдел общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2005. 126 с., ил.


Аркадий Елфимов принадлежит к меценатам «новой волны». Свои коллекции живописи, пластики, медного литья он делает достоянием народа, предпринимая издания, подобные настоящей книге. В ней имеется «Введение», где дается очерк меднолитого производства в России с домонгольского периода до начала ХХ века. Ставятся новые проблемы в связи с этим художественным пластом старообрядческой культуры, обозначаются неизвестные ранее центры производства (например, Вологда), говорится о перспективах исследования этого феномена религиозного искусства. Каталог включает 64 произведения медного литья. Особенностью его являются свидетельства о характере почитания того или иного святого или Праздника в народе с их целительными или обрядово-земледельческими функциями, не говоря о традиционных для каталога описаниях материально-технических свойств того или иного предмета и особенностей иконографии отдельных святых и композиции. Высказывается важная мысль о том, что меднолитые иконы второй половины XIX – начала XX века как бы синтезируют в единой структуре живописную икону в драгоценном окладе, что для недорогой тиражной продукции имело особый смысл – обладание владельцем цельным сакральным образом.
Рындина Анна Вадимовна. Резная икона: Живая традиция. Государственный музей истории религии.
 СПб., 2005. Полиграфический Центр «Декарт». 16 c., ил.

Статья в буклете «Древо светлоплодовитое» анализирует творчество современных резчиков на дереве Рашида и Инессы Азбухановых, взявших на себя смелость возрождения «икон на рези», популярных в русском Средневековье, но отринутых Синодальными властями петровской эпохи. Создатели крупных икон, резных на драгоценных породах дерева, несомненно, владеют секретами мастерства в способах насыщения поверхности икон поистине «драгоценным узорочьем». Указываются некоторые существенные просчеты авторов с надеждой на дальнейшие поиски в плане содержания и художественной формы произведения.
Толстой Андрей Владимирович. Художники русской эмиграции. Вступ. ст. Д.В. Сарабьянова.
М.: Искусство–ХХI век, 2005. 384 c., ил.


Книга представляет собой исследование феномена русской эмиграции «первой волны». Речь идет о художниках, которые учились и начинали свою профессиональную деятельность на территории Российской империи, но были вынуждены продолжить ее в других странах: Турции (Константинополь), Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (Белград), Чехословакии (Прага), Германии (Берлин) и Франции (Париж). Автор рассматривает искусство русской эмиграции как самостоятельный поток единой отечественной художественной традиции, отделившейся от культурных процессов на родине по причине внетворческого характера – большевистской революции 1917 года. Своеобразие книги состоит в том, что оба потока – и внутрироссийский, и эмигрантский – представлены здесь как две части одного культурного явления – русского искусства. Круг имен мастеров, затрагиваемых в книге, очень широк: от всемирно известных В. Кандинского, М. Шагала, Х. Сутина, Н. Гончаровой, М. Ларионова до забытых на родине Маревны, С. Шаршуна, А. Альтмана, Н. Тархова; от ретроспективистов круга «Мира искусства» А. Бенуа, К. Сомова, стилистов Б. Григорьева, А. Яковлева и Ю. Анненкова до экспериментаторов и модернистов А. Ремизова, В. Баранова-Россине, А. Певзнера, А. Ланского, С. Полякова, Н. де де Сталя и других.
Тюхменева Екатерина Александровна.
Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века: проблемы панегирического направления.
 М.: Прогресс-Традиция, 2005. 327 с., ил.

Триумфальные врата первой половины XVIII века исследуются как комплексное художественное явление. Сочетая методы искусствоведческого, историко-культурного, иконографического и иконологического анализа, автор впервые в полном объеме сопоставляет изобразительные (чертежи, гравюры, рисунки и акварели) и словесные (прежде всего, описания и программы врат) источники. Особое внимание уделяется важнейшей для того периода проблематике взаимодействия общеевропейских художественных канонов Нового времени с древнерусским наследием. В обширных приложениях публикуются архивные рукописные документы, а также печатные материалы, не переиздававшиеся с XVIII столетия. Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателя.
Федотова Елена Дмитриевна.
 Бидермайер: Альбом.
 М.: Белый город, 2005. 48 с., ил. (Эпохи. Стили. Направления).


Книга посвящена истории возникновения и становления стиля бидермайер в австро-немецком искусстве 1815–1840-х годов. Бидермайер рассматривается как бюргерский стиль, отвечавший взглядам на мир определенного класса, крепнувшего и боровшегося за свои политические и экономические интересы, как феномен стиля общеевропейского масштаба. В книге объясняется история возникновения термина «бидермайер», анализируется широкий круг произведений мастеров этого стиля, работавших в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном искусстве. В оценке автора бидермайер предстает как стиль, олицетворявший достаточно цельный характер мышления эпохи, как первый неостиль XIX века, эклектичный в своей основе и трансформировавший в определенный исторический период тенденции классицизма и романтизма.
Федотова Елена Дмитриевна. Караваджо.
 М.: Белый город, 2005. 48 с., ил. (Мастера живописи).


Книга посвящена творчеству крупного итальянского художника XVII века – Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1610), величайшего реформатора всей западноевропейской живописи. Смелый новатор, Караваджо находился в оппозиции к эстетическим нормам своей эпохи, утверждал самоценность реальной натуры, порой грубой и простонародной, для того, чтобы показать насилие и жестокость в человеческих отношениях. В книге рассматривается работа художника в разных жанрах – алтарной картине на сюжеты из Священного писания, бытовой живописи, более редких для него – натюрморте и портрете. Значительное внимание уделено анализу живописного метода Караваджо – его манере, основанной на передаче натуры пластикой сильной светотени («tenebroso») и особых эффектах освещения («погребной свет»). Интересна и биография художника, соответствовавшая бунтарскому духу его натуры. Автор акцентирует внимание на творчестве мастеров, по-своему воспринявших новаторские идеи итальянского живописца – караваджистов (его прямых последователей) болонских академистов (его антиподах), а также таких выдающихся художников XVII века как Рубенс, Йорданс, Рибера, Веласкес, Рембрандт.
Федотова Елена Дмитриевна. Модильяни.
М.: Изобразительное искусство, 2005. 96 с., ил.

Книга посвящена творчеству известного итальянского художника Амедео Модильяни (1884–1920). В ней рассказывается о художественной среде Парижа первых двух десятилетий XX столетия, в которой сформировался этот талантливый мастер, о его непростой судьбе, борьбе за признание, ранней трагической гибели. Автор анализирует характерный тип портретов Модильяни с полуфигурами вытянутых пропорций, плавным контуром, лицами с миндалевидным разрезом глаз, рождающим неуловимый и глубокий взгляд. В книге уделено внимание работе Модильяни в скульптуре, в которой он продемонстрировал большое пластическое дарование. Подлинными шедеврами мировой графики стали и рисунки художника, о которых также повествует автор.
Федотова Елена Дмитриевна. Рембрандт.
 М.: Белый город, 2005. 48 с., ил.

Книга посвящена творчеству выдающегося мастера «золотого века» в искусстве Голландии XVII века – Рембрандта Харменса ван Рейн (1606–1669). Последовательный рассказ о двух периодах жизни художника – Лейденском и Амстердамском – позволяет познакомиться с фактами из непростой биографии Рембрандта, многие события и переживания которого отразились в его творениях. В книге рассматривается широкий круг произведений – исторические картины на сюжеты из мифологии и Священного писания, пейзажи, портреты современников, автопортреты, в которых воплотилась эмоциональная сила созданных им образов природы, многогранность, психологическая и духовная выразительность образов человека. Особое внимание уделено работе Рембрандта в рисунке и гравюре, в каждом из которых он создал подлинные графические шедевры. Обращение к наследию великого голландца позволяет оценить значимость его вклада в мировую культуру, большое влияние на европейскую живопись последующего времени.
Юденкова Татьяна Витальевна. Илья Репин.
 М.: Изобразительное искусство, 2005. 96 с., ил. (серия «Мозаика мирового искусства»).

Книга посвящена жизни и творчеству выдающегося русского художника. Автор книги поднимает вопрос о своеобразии И.Е. Репина, ставшего одной из центральных фигур отечественного искусства второй половины ХIХ века, о многогранности его художественной натуры. Живописное мастерство, яркость таланта, любовь к жизни необычайно расширили творческий диапазон Репина, открыли множество новых тем и сюжетов в живописи, привели к поиску новых пластических решений. Неподдельный интерес к людям заставил мастера исполнить множество портретов именитых современников (от Л.Н. Толстого и П.М. Третьякова до Николая II и К.П. Победоносцева). Интерес к окружающей жизни, редкая контактность художника породили богатейшее эпистолярное наследие, ставшее важнейшим источником для изучения художественной жизни эпохи. Все это позволяет говорить об особом месте Репина в истории русского и европейского искусства. Автор, основываясь на переписке художника, его воспоминаниях «Далекое близкое», также на воспоминаниях современников, рассказывает о его детских годах, о периоде обучения в С.-Петербургской Академии Художеств, о пенсионерской поездке, и – обо всех важных этапах творческой биографии, в которые были созданы знаменитые репинские шедевры.

версия для печати