Издано в 2004 году


Братья Ткачевы (Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачевы).
50 лет на академической даче: книга-альбом.
М.: НИИ РАХ, 2004. 168 с., ил.


У художников России есть благословенное место, куда их постоянно влечет, где царит особый дух творчества. Это «Академическая дача», носящая имя И.Е. Репина, отметившая 120-летие со времени основания и ставшая для многих художников род¬ными пенатами – родным домом. Здесь буквально все располагает и благоволит: заво¬раживающая красота природы, естественная непринужденная обстановка, деловая творческая атмосфера, постоянное окружение коллег и друзей, страстная увлеченность любимым профессиональным занятием, полнокровно пульсирующая жизнь, налажен¬ный быт... В обстановке этой величественной красоты и прошли 50 лет творческой жизни Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачевых. И они с особым пиететом повествуют в книге-альбоме о своей привязанности к «Академической даче», давшей им уютное пристанище, о ее бесчисленных обитателях-коллегах, дружеских беседах, о добрых и отзывчивых людях обширных окрестностей, позировавших живописцам, и о многом-многом другом. С интересом воспринимаемый текст органично слит со свое¬образной экспозицией, на которой представлен увлекательный мир художественных образов, созданных братьями Ткачевыми, а также молодой художницей Еленой Ткачевой, набирающей свой творческий потенциал.
Ванслов Виктор Владимирович.
О профессии искусствоведа.Очерки
Москва: НИИ Российской академии художеств, 2004. 56 с.


В книге рассказывается о профессии искусствоведа, ее роли в раз¬личных отраслях художественной жизни, особенностях и проблемах. На основе своего научно-исследовательского, педагогического и художественно-критического опыта автор показывает высокий статус искусствоведческой деятельности, ее значение в обществе и в художественной культуре и намечает ориентиры для творческого развития молодежи, вступающей на стезю искусствоведения. Особое внимание уделяется вопросам научного познания искусства, а также художественной критике, ее специфике, проблемам и современному состоянию.
Верещагина Алла Глебовна.
Критики и искусство.
М.: Прогресс-Традиция, 2004. 744 с.


Книга содержит очерки истории русской художественной крити¬ки начиная с ее возникновения в середине XVIII века до 30-х годов XIX столетия. Это пер¬вое научное исследование начального периода становления и развития в России художе¬ственной критики. Впервые освещены два важнейших этапа: ранний – классицистиче¬ский и следующий – романтический. Также впервые обстоятельно показано переходное время, сначала скрытое во внутренних противоречиях отдельных критиков, а затем – в открытых столкновениях «классиков» (как говорили в то время) и романтиков. Как известно, критика – это критики. В историю художественной критики введены новые имена (любителей искусств, издателей, художников, деятелей Академии художеств и т.д.). Ав¬торы первых по времени рецензий доносят до нас мнения современников, без чего нельзя понять новаторство художников в их и наше время. Живописцы и скульпторы, о которых не¬когда писали в прессе, ныне знаменитые мастера отечественного искусства. Таким образом, данная книга посвящена не только истории критики, но более широко – русскому изобра¬зительному искусству. Она может заинтересовать тех, кто хочет знать о нем больше, особен¬но студентов гуманитарных вузов, литературоведов и журналистов, а также студентов искус¬ствоведческих факультетов, слушателей курса «русская художественная критика».
Виноградова Н.А
Китайские сады.
М., 2004.

Издательство «Арт-родник» начинает выпускать новую серию, посвященную искусству садов. Это будет первое на русском языке многотомное издание, куда должны войти исследования, посвященные садам и паркам разных стран и эпох. На основании первой вышедшей книги, посвященной китайским садам, можно представить себе тип издания: большой формат, множество прекрасно подобранных цветных иллюстраций, помогающих понять особенности этого искусства, его историю и связь с другими явлениями художественной культуры. Автор книги - известный специалист, многие годы занимающийся изучением китайского искусства, - Надежда Анатольевна Виноградова. Ее глубокое и всестороннее знание китайской культуры позволяет ей рассматривать искусство садов в широком историческом контексте, раскрывая основополагающие мировоззренческие концепции как его подоснову. Неоспоримое достоинство книги состоит в этом доскональном знании автором истории китайской культуры от древности до наших дней, а также в умении передать при описании каждого памятника свои личные впечатления, свое эмоциональное переживание произведения искусства. Подробный анализ садов разных периодов значительно обогащает для читателя возможность представить себе столь далекое по образному и символическому смыслу искусство.
Виноградова Н.А.
Хиросигэ.
М., 2004.
Всемирный лексикон художников
[Статьи о русских художниках].
Мюнхен-Лейпциг, 2004. Т. 42–43.
Бусева-Давыдова И.Л.
Храмы Золотого кольца России.
 М.: Наука, 2004.
За занавесом века:
Исследования и публикации по искусству русской сценографии ХХ века.
Редакторы-составители А.В. Дехтерова и Е.М. Костина.
М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004. 256 с.


Сборник посвящен отечественной сценографии ХХ века. Многогранность этого искусства предстает в развитии. Мир ХХ столетия менялся с невиданным ускорением, «провоцируя» и коренное обновление старых, и создание новых театральных форм. Яркие узловые моменты этого процесса отражены в книге в различных жанрах: публикациях документальных материалов воспоминаниях крупнейших художников театра, снабженных научными комментариями и неизвестными ранее фактами статьях с широкой амплитудой тем и обобщающим характером научных размышлений и прогнозов.
Искусство в современном мире.
Сборник статей. Вып.1.
М: Памятники исторической мысли, 2004. 248 с, ил.


Сборник посвящен проблемам современного искусства, специ¬фическим особенностям его нынешнего развития в нашей стране. Анализируются актуальные вопросы теории современного искус¬ства, роль академической школы в сегодняшней художественной жизни, социологические аспекты процессов художественного твор¬чества и восприятия. Часть сборника посвящена живой практике современного искусства: представлены творческие портреты мас¬теров различных направлений и ряд наиболее интересных выста¬вок 2003 года.
Проблемы дизайна-2: Сборник статей
/ В.Л. Глазычев и др. М.: «Архитектура-С»,
2004. 400 е.: ил.

В соответствии с установившейся традицией сборник включает как статьи ветеранов теории дизайна в России, так и материалы только начинающих исследователей. Поскольку статьи одновременно могут быть отнесены к разным жанрам, жесткое членение на разделы отсутствует. Наряду со статьями чисто теоретического и отчасти философского характера представлены тексты, в которых сделана попытка поднять анализ практики на уровень теоретического обобщения собственного опыта и исторического опыта, изложенного ведущим дизайнером Диснея. Исторический блок сборника собран из чрезвычайно разнородных работ, включая анализ содержательной основы Всемирной выставки в Лондоне 1851 г., британской школы в дизайне, становления дизайна в СССР, непростой судьбы Дворца культуры и науки в Варшаве, и – несколько неожиданно для читателя – сложной истории становления ионического ордера. Представлен методический блок. К разделу критики в равной мере можно отнести монографический очерк об Этторе Соттсассе, попытку системного под¬ода к игровой составляющей постмодернизма, анализ тюменских выставок, оценки единой выставки, различным образом показан¬ной в Берлине и Москве, личностное кредо арт-дизайнера В. Колейчука.
Русское искусство Нового времени.
Исследования и материалы: Сборник статей. Вып. 8.
М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2004. 280 с.: ил.

В очередном, восьмом выпуске серии «Русское искусство Нового
времени», по обыкновению, представлены исследования и материалы по основным видам изобразительного искусства и архитектуре. Ряд статей по-новому трактует вопросы общего порядка, в других – в науку вводятся неизвестные ранее имена мастеров, их работы, факты жизни и творчества. В сферу интересов авторов входят проблемы межнациональных и межвидовых художественных связей, специфики содержания, комплекс эстетических, этических и социальных сторон художественной деятельности, аспекты психологии творчества, реакция современников (зрителей и художников) на явления искусства, сведения о состоянии профессионального обучения и зарубежной стажировки. Книга снабжена перечнем статей, помещенных в сборниках серии «Русское искусство Нового времени» с первого по седьмой выпуск, и указателем имен авторов, что позволяет представить весь корпус публикаций и облегчает ориентирование в материале. Книга рассчитана как на специалистов-гуманитариев, так и на широкий круг любителей искусства.
Русское церковное искусство Нового времени
/ Отв. ред. А. В. Рындина.
М.: Индрик, 2004. 320 с. ил.
   

Предлагаемый сборник – первый серьезный шаг к целостному осмыслению русского церковного искусства конца XVII – начала XX в. Отдельные статьи складываются в сложный образ эпохи, когда подходы к проблеме исторического и национального в религиозном искусстве решались по-разному. Позиции Церкви и имперской власти сталкивались с тяготением народа к идеям прошлого и художественной практикой академиков, «родом» из светского искусства. Рождение новых изводов, обновление сюжетного репертуара храмовых росписей и икон предстают здесь в конкретике живых памятников времени. Образы Петербурга, Москвы и русской провинции создают пестрое полотно, где живет старое и новое, индивидуально-творческое и типовое в проектах монастырей второй половины XIX в.Не обойдены в сборнике и драматические случаи столкновения таких творческих гигантов, как А. Иванов и Н. Ге, с официальной церковной концепцией библейской темы, побудившие мастеров к индивидуальным философским исканиям. Это далеко не полный перечень проблем, которые дерзнули затронуть авторы настоящего труда.
Стародуб-Еникеева Татьяна Хамзяновна.
Сокровища исламской архитектуры.
М.: Белый город, 2004. 495 с.: ил.

Книга посвящена произведениям мастеров строительного искусства, которые жили и творили в эпоху Средневековья в странах Западной Азии и Северной Африки, населенных разными народами, но объединенных общей идеологий – исламом.
Представленные в книге памятники занимают в истории мировой архитектуры не менее почетное место, чем прославленные достижения архитекторов христианской Европы или буддийской Азии. Книга убеждает в многоликости и разнообразии художественных культур мусульманского мира, в том, что каждый его регион внес свой вклад в развитие исламского зодчества и подарил человечеству прекрасные, своеобразные и подчас загадочные сооружения.
Предисловие («Наука искусных приемов») посвящено определению специфических особенностей и черт исламской архитектуры, которая рассматривается в контексте истории ислама и исламской эстетики. Последующие главы построены по типологическому принципу. Впервые выделен архитектурный тип мусульманской святыни: Кааба в Мекке и Купол Скалы в Иерусалиме рассматриваются как специфические архитектурные памятники (глава «Святыня»). Во второй главе говорится о мечети – важнейшем культовом здании ислама, об обстоятельствах появления и развития его архитектурных типов; подробно охарактеризованы известнейшие мечети исламского мира, представленные в соответствии с их значением и в хронологической последовательности. В главе «Медресе – маристан – ханака» рассматриваются специфические для мусульманского образа жизни учебно-научные и лечебные здания, обители мистиков. В главе «Мавзолей» прослеживается эволюция мусульманской мемориально-культовой архитектуры от камерного мавзолея в Бухаре до грандиозного Тадж-Махала в Агре. Пятая глава посвящена мусульманским дворцам, реконструкции образа несохранившихся памятников и анализу шедевра исламского зодчества – Альгамбре в Гранаде. Авторский текст сопровождается множеством цветных иллюстраций (не только архитектурных памятников, но и произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства), а также ссылками на источники цитат, картой, библиографией и иллюстрированным Глоссарием, что позволяет одновременно решать научные и просветительские задачи.
Таруашвили Леонид Иосифович.
Искусство Древней Греции: Словарь.
М.: Языки славянской культуры, 2004. 336 с.: ил.


Настоящее издание является опытом свода и представления в словарной форме данных по истории древнегреческого искусства. Будучи общедоступным по стилю изложения справочником, оно информирует о самых разных и порой малоизвестных сторонах искусства Древней Греции, особенно подробно освещая наиболее выдающиеся его страницы. Вместе с тем данный словарь – авторский; в той мере, в какой это не противоречит его информационным целям, он отражает особый, свойственный его автору подход к памятникам истории искусства, подкрепляемый анализом отдельных художественных явлений.
Толстой Владимир Павлович.
Река времен: Работы разных лет.
М.: Пинакотека, 2004. 376 с. , ил.


Автор книги – профессор В.П.Толстой, действительный член Российской академии художеств, руководитель Отдела архитектуры и синтеза искусств Института теории и истории изобразительных искусств PAX, возникшего на основе сектора декоративного искусства, который Владимир Павлович возглавлял с 1960 года. Статьи, во¬шедшие в издание, прежде не опубликованы или появились в малодоступных сборниках и журналах. Они написаны в разные годы и в различных жанрах. Предельно широка их тематика – от Средневековья до наших дней. Собранные здесь вместе, эти тексты стали не только летописью профессиональной судьбы их автора, но и в какой-то степени смотром отечественной науки об искусстве за последние шестьдесят лет. Но не только этим интересна книга. На ее страницах возникает впечатляющая па¬норама жизни искусства, рассмотренного с точки зрения теории, истории и творче¬ской практики. Сербские фрески и иконы древнего Пскова, русская живопись XVIII столетия и пластика Серебряного века, невоплощенные мозаики театра Мейерхольда и недавно разрушенные плафоны гостиницы «Москва», ансамбль «Волго-Дона» и искусство советских монументалистов 1970-х и 1980-х годов, воспоминания о встречах с замечательными людьми и впечатления от поездок по многонациональному Союзу – вот только самый общий перечень сюжетов этой книги, в которой каждый заинтересованный читатель сможет найти сюжет по своему выбору.
Федотова Елена Дмитриевна.
Ангелика Кауфман.
М.: Белый город, 2004. 48 с., ил.

В книге, написанной в жанре монографии в серии «Мастера мировой живописи», повествуется о творческом пути одаренной немецкой художницы – Ангелики Кауфман (1741–1806), произведения которой донесли до нас атмосферу культуры и искусства века просветительской мысли. Ее деятельность была связана с Италией, с Римом, где прошла бóльшая часть ее жизни. Современники называли ее «десятой музой Рима» и она сумела завоевать свое место в кругу многих выдающихся европейских мастеров, съехавшихся в Италию во второй половине XVIII столетия. Кауфман являлась членом римской Академии Св. Луки, лондонской Королевской Академии художеств, венецианской Академии живописи и скульптуры, что было трудно достижимо для женщины-художницы даже в век Просвещения. Она стала видным мастером эпохи неоклассицизма и ее живопись отразила этапы развития этого стиля и многие его характерные особенности, отчасти предвосхитив романтические тенденции на рубеже XVIII–XIX столетий.
Федотова Елена Дмитриевна.
Джованни Сегантини.
М.: Белый город. 2004, 48 с., ил.

В книге, написанной в жанре монографии в серии «Мастера мировой живописи», рассказывается о творчестве крупнейшего живописца Италии XIX века – Джованни Сегантини (1858–1899). Он был одним из немногих итальянских мастеров эпохи Отточенто, которые получили мировую известность. Его произведения удостаивались призов на международных выставках 1880–1890-х годов в Париже, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Вене, Венеции, Милане, о нем в эти годы писали известные критики. Сегантини, увлекаясь новейшими художественными тенденциями (эстетикой символизма, методом дивизионистов), всегда оставался приверженцем национальной классической традиции. Это был последний итальянский художник-романтик. Его произведения – пейзажи с изображением бескрайних просторов Альп, аллегорические композиции в духе европейского символизма, сцены из жизни крестьян северной Италии – передают унаследованные от романтизма чувства духовной свободы и лирической глубины в восприятии природы.
Федотова Елена Дмитриевна.
Фрагонар.
М.: Белый город, 2004. 48 с., ил.

Написанная в жанре монографии в серии «Мастера мировой живописи» книга посвящена искусству французского художника XVIII столетия – Жана Оноре Фрагонара (1732–1806). Он принадлежал к плеяде выдающихся мастеров эпохи Просвещения. Время его творчества пришлось на вторую половину столетия, на годы правления Людовика XV и Марии Антуанетты, получившие позднее название «старый режим». Искусство Фрагонара чутко отразило кардинальные изменения в художественной жизни Франции, эволюционируя от стиля рококо к неоклассицизму. Фрагонар не стал, однако, ярым сторонником «нового классицизма», заявив о праве художника на свой выбор. Современники назовут его свободную, импровизированную живописную манеру «à la Fragonard». Художник работал в живописи, графике, являлся блестящим рисовальщиком и мастером оформления книги. Его дарование проявилось в написании бытовых и галантных сцен, в пейзаже, портрете – ведущих жанрах XVIII столетия. В книге повествуется о творческом пути этого талантливого художника, обладавшего особой тонкостью в видении природы и человека, постижении, говоря словами Руссо, их «естественной жизни».
Федотова Елена Дмитриевна.
Франсуа Буше.
М.: Белый город, 2004. 48 с., ил.


В книге, написанной в жанре монографии в серии «Мастера мировой живописи», рассказывается о творчестве крупного французского живописца XVIII века – Франсуа Буше (1703–1770). Он являлся подлинным законодателем всех видов искусства Франции в середине столетия. Его искусство олицетворяло стиль рококо – «королевский стиль», возникший во Франции в годы правления Людовика XV. У современников оно вызывало двоякую оценку, как это часто бывает с творчеством одаренного мастера. Член парижской Королевской Академии живописи и скульптуры, ее директор (1765–1768), «первый художник короля», Буше был высокоодаренным живописцем, обладавшим великолепным декоративным даром. Однако его изящное, легкое и, порой, фривольное искусство критически оценивалось деятелями культуры Просвещения, которые констатировали отсутствие в его произведениях «правды натуры» и «простоты» и находили в них «жеманность» и «манерность». В книге рассказывается о работе Буше в станковой живописи, театральной декорации, рисунке, гравюре, в оформлении книги . Творчество этого мастера составило целую эпоху в культуре Франции XVIII столетия.
Чайковская В.И.
Юрий Бурджелян: Каталог. М., 2004.
Червонная С.М.
Академия художеств и регионы России.
М: НИИ РАХ, 2004. - 288 с.


Появление в российском искусствознании исследования, посвященного деятельности Академии художеств в развитии искусства регионов России, представляется актуальным и адекватным тому масштабу этой деятельности, которым отмечена вся многолетняя история Академии и особенно современный период этой истории. Деятели искусства краев, областей, республик огромной азиатской территории Российской Федерации, еще недавно считавшейся далекой периферией, особенно остро ощущают значение созданного 15 лет тому назад Отделения «Урал. Сибирь. Дальний Восток» и постоянное внимание к проблемам нашего региона Академии художеств. Тот факт, что в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств подготовлен и издан значительный труд, посвященный этому аспекту деятельности Академии, ее новому курсу, свидетельствует о своевременном отклике научной мысли на изменившуюся ситуацию в культурной жизни России, о стремлении постичь и оценить один из важнейших процессов в творческой жизни и художественной реальности современности, не откладывая эту задачу на отдаленное будущее.

Монография С.М. Червонной отличается широким охватом проблемы как в ее историческом измерении, так и в разнообразии форм практической деятельности Академии по развитию художественной культуры регионов России. Автор основательно документирует и исследует эти «пять ликов» отечественной Академии, пять основных исторических этапов ее развития, ее меняющихся и постепенно укрепляющихся связей с регионами страны. Наиболее обширный раздел книги посвящен современному этапу деятельности Академии, ее новому курсу, выработанному и возглавленному президентом З.К. Церетели, подъему художественной культуры в регионах России как результату целенаправленной, прогрессивной политики современной Академии художеств.

версия для печати