Издано в 2003 году


Арсланов В.Г.
История западного искусствознания ХХ века. Учебное пособие для вузов.
М.: Академический проект;
Бусева-Давыдова И.Л.
Храмы Санкт-Петербурга.
 М.: Наука;
Ванслов В.В.
Парад планет: семь юбилеев моей жизни.
 М.: НИИ РАХ;
Ванслов В.В.
В мире искусства. Эстетические и художественно-критические эссе.
 М.: Знание;
Ванслов Виктор Владимирович.
Отзвуки минувшего.
Искусство и жизнь в прошедшем веке.
М.: Знание, 2003. 223 с.

Книга посвя¬щена проблемам развития русской художественной культуры XX ве¬ка. Анализируется художественный опыт России XX столетия, обобщаются основные происходившие процессы, показываются главные тенденции и противоречия художественной культуры. Ав¬тор раскрывает как позитивные итоги художественного развития, так и его негативные стороны. На материале творчества композитора Д.Д. Шостаковича показаны истоки его трагедийных образов, лежащие в трагических коллизиях первой половины XX века. На материале изобразительного искусства, истории Академии художеств характеризуются основные события это¬го времени и его знаковые фигуры как отражение противоречий худо-жественной и общественной жизни второй половины XX века. Автор обобщает свой опыт эстетика, искусствоведа и художественно¬го критика, работающего в сфере культуры свыше 55 лет. В книге затра¬гиваются вопросы сущности, специфики и задач искусствоведческой профессии. Особое внимание уделено общественной истории России в XX столетия, которая определила суть, особенности развития, достижения и провалы художественного творчества. Читатель найдет в книге творческие портреты ряда деятелей искусства, но¬вые сведения о художественной жизни, раздумья о путях и судьбах творчества.
Всемирный лексикон художников.
Тт. 36. Munchen–Leipzig: Saur (на немецком языке);
Глазычев В.Л.
Архитектура. Энциклопедия.
 М.: Астрель;

Грани творчества.
Сборник статей. Отв. ред. Е.Д.Федотова.
 М.: Прогресс-Традиция;


В сборник, посвященный юбилею научной деятельности доктора искусствоведения, действительного члена PAX, руководителя в течение многих лет  Отдела зарубежного искусства НИИPAX Т.П. Каптеревой, включены очерк Т.П. Каптеревой из ее книги «Искусство Испании», работы сотрудников возглавляемого ею Отдела, а также статьи двух авторитетных специалистов (Е.И. Ротенберга, О.Д. Никитюк), постоянно сотрудничавших с Отделом.В представленных статьях освещаются малоизученные вопросы истории зарубежного искусства от эпохи Средневековья до XX в. На основе нового, вводимого автора¬ми в научный обиход материала, исследуется творчество отдельных крупных мастеров, рассматривается наследие национальных школ, культурная политика в области искусства, проблемы психологии художественного творчества. По-новому атрибутируются две известные работы Дж. Беллини и Ф. Сурбарана. Книга призвана отразить сложив¬шиеся традиции и широкий спектр методологических подходов к изучению истории зарубежного искусства, которые всегда определяли общую направленность научной ра-боты руководимого Т.П. Каптеревой Отдела.
История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство.
М.: Искусство – XXI век, Республика;

Авторы книги – известные искусствоведы России – знакомят читателей с художественными достижениями стран и народов мира, увлекательно рассказывают об основных явлениях и самых интересных страницах истории мирового искусства с древнейших времен и до наших дней, о наибо¬лее талантливых мастерах и их шедеврах, важнейших памятниках культуры.
Итальянский сборник. Quaderni italiani.
Вып. 3 / Ред. кол. Головин В.П., Дажина В.Д., Козлова С.И., Маркова В.Э., Федотова Е.Д. М.: Памятники исторической мысли, 2003. 320 с., ил.
Третий выпуск серийного издания «Итальянский сборник», подготовленный научными сотрудниками НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ и кафедрой Всеобщей истории искусств РАХ, посвящен различным проблемам искусства Италии, а также его связям с искусством других европейских стран, в том числе и России. В статьях известных ученых, молодых специалистов, аспирантов рассматриваются вопросы, связанные с искусством разных периодов – от этрусков – до XX столетия. Издание содержит иллюстрированный материал, в него включен также перечень содержания предшествующих двух выпусков.

Каптерева Татьяна Павловна. Испания: История искусства. М.: Белый город, 2003. 496 с., ил.

Книга представляет собой первый в отечественной науке опыт монографической характеристики искусства Испании в рамках единого исторического процесса от древнейших времен до современности. История испанского искусства содержит необъятное количество материала. Автор обращает внимание читателя на эпохи художественных переломов, на крупные явления и выдающихся мастеров.

Кривцун О.А.
Эстетика. 3-е изд.;
Крючкова В.А.
Дега.
 М.: Белый город;

Крючкова Валентина Александровна. Пикассо: От «Парада» до «Герники». 1917 – 1937. М.: Прогресс–Традиция, 2003. 389 с., ил.

В монографии рассматривается 20-летний период в творчестве Пикассо. Основное внимание уделяется так называемым метаморфозам – зрительным перестройкам фигуративных форм, их оптическому движению, фабулоподобному развитию сюжета, возникающему при смене установок восприятия. Эти свойства художественного мышления Пикассо прослеживаются на образцах его живописи, графики, скульптуры 1920–1930-х годов и подтверждаются многочисленными высказываниями мастера. Такой метод динамической трактовки форм, вплоть до их втягивания в сюжетное развертывание, в своего рода интригу, по-видимому, сложился под влиянием четырехлетней работы художника в театре – в антрепризе Дягилева.
Некрасова М.А. (автор-составитель, научный редактор).
Народное искусство России в современной культуре. ХХ–XXI век.
 М.: Коллекция М;
Проблемы дизайна.
Сб. статей. Под. ред. В.Л.Глазычева. М.: Союз дизайнеров России;
Рязанцев И.В.
Скульптура в России XVIII - начала XIX века.
М: Жираф, 2003.

Появление монументального исследования Игоря Васильевича Рязанцева - огромное событие в истории отечественного искусствознания.
общий сводный труд, посвященный отечественной пластике в один из самых интереснейших периодов ее развития, до сих пор отсутствовал. Эта «лакуна» теперь заполнена. Особое внимание в книге уделено иконографии и атрибуту.
Скажем изначально также, что работа И.В. Рязанцева - это не просто свод сведений, огромный информационный труд, но и (что не всегда совпадает) сочинение, представляющее немало оригинальных и научно обоснованных концепций: о целенаправленности, программности тематики (автор прослеживает, например, на протяжении целого столетия тематику российской государственности), о тематических сообществах, типологии сюжетов и средствах их раскрытия. Подобных исследований скульптуры до сих пор не было.
Пристального внимания заслуживают приложения к монографическому исследованию: ранее никогда не публиковавшиеся документы (о замысле Кремлевского дворца Баженовым, о скульптурном декоре Екатерининского и Петровского дворцов, о первой частной скульптурной мастерской в Москве и пр.); новые добавления к документам по отдельным памятникам, давно забытые материалы, интересные таблицы сравнительного, типологического, хронологического характера...
Исследование И.В. Рязанцева представляется мне безукоризненным, высоко профессиональным, блестяще написанным вдохновенным трудом большого ученого, трудом, давно взыскуемым всеми исследователями отечественного искусства.
Федотова Елена Дмитриевна.
Ван Гог.
М.: Белый город, 2003. 48 с., ил.

Книга, написанная в жанре монографии в серии «Мастера мировой живописи», посвящена творчеству выдающегося художника – Винсента Ван Гога (1853–1890). Голландец по происхождению, он провел бóльшую часть своей недолгой жизни во Франции, став подлинным новатором и оказав огромное влияние на искусство XX столетия. Ван Гог принадлежал к поколению постимпрессионистов, которые вступили на художественную арену после импрессионистов, в период распада этого содружества и в полемике с ним. Искусство Ван Гога было столь же самобытно, как и искусство его современников – Сезанна, Гогена, Тулуз-Лотрека. Подобно им, он стремился создавать искусство, созвучное своему времени. В книге рассказывается о творческом пути художника, о различных периодах его жизни в Голландии, Арле, Сен Реми, Овере, о сопутствующих им драматических коллизиях, анализируются произведения мастера, которыми гордятся крупнейшие музеи мира.
Федотова Е.Д.
Менгс.
М.: Белый город;    

Якимович Александр  Клавдианович.Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрес¬сионизма до классического авангарда. М.: Изд. дом «Искусство», 2003. 491 с., ил.

В книге рассматриваются процес¬сы формирования новых течений искусства и новых идей в философии, психо¬логин, эстетике первых десятилетий ХХ века. Автор полагает, что эта па-радоксальная и противоречивая картина культуры наделена своей внутренней це¬лостностью. В живописи предтеч и родоначальников авангарда, в произведениях кубистов, абстракционистов, сюрреалистов, в новых архитектурных идеях усма¬триваются такие явления, как редукция, «возвращение к нулю», рациональная иг¬ра с непостижимыми силами Хаоса. Написанная живым и доступным языком, книга излагает малоизвестные гипотезы о проблемах художественной культуры.

версия для печати