Издано в 2002 году


Агитмассовое искусство Советской России.
 Материалы и документы. Агитпоезда, агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат 1918–1932 / Под общей редакцией В.П. Толстого.
 Авторы: В.П. Толстой, И.М. Бибикова, Н.П. Левченко, Н.И. Бабурина, Т.И. Володина.
 М.: Издат. дом Искусство. (Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ);
Астраханцева Т.Л.
Андрей Владимирович Балашов. Альбом;
Астраханцева Т.Л.
Гамзат Газимагомедов. Унцукульская орнаментальная насечка. Махачкала: Юпитер;
Астраханцева Т.Л., Калашников В.Е.
 Золотое кольцо. Альбом. СПб.: П–2;
Астраханцева Т.Л., Калашников В.Е.
 Сергей Зленко. Альбом. Финляндия;
Баталов А.В., Успенская Л.А.
 Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного).
М.: Северный паломник;
Бусева-Давыдова И.Л., Рутман Т.А.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле.
 М.: Северный паломник;
Бусева-Давыдова И.Л. и др.
Храмы Москвы Великой.
 М.: Наука;
Ванслов В.В.
 Путями истории. О художественной культуре ХХ века.
 М.: НИИ РАХ;
Веймарн Б.В.
 Классическое искусство стран Востока.
 М.: Издат. дом Искусство
Воронов Н.В.
 Суть дизайна. Пятьдесят шесть тезисов русской версии понимания дизайна;
Всемирный лексикон художников.
Тт. 31, 32, 33,34, 35.
Munchen–Leipzig: Saur (на немецком языке);
Город – контрапункт цивилизаций: европейское, азиатское и российское измерения (опыт миллениума).
 
Материалы международной научной конференции. / Под ред. С.М. Червонной.
 М. (Издание осуществлено при поддержке Международного Совета социальных наук, ЮНЕСКО, РГНФ);
Иллюстрированный словарь русского искусства.
Серия «Энциклопедия мирового искусства». Авторы статей: Алёшина Л.С., Бусева-Давыдова И.Л., Зайцев Е.В., Стародубова В.В., Толстой А.В., Швидковский Д.О., Якимович А.К.
 М.: Белый город;
Италия в русской культуре
Итальянский сборник.
 Сборник научных трудов. Выпуск 1 - 3.
 М.: НИИ PAX - Памятники исторической мысли, 1999 - 2002.

"Итальянские сборники" (а Издательство Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств опубликовало уже два выпуска: в 1999 и 2000 году) стали заметным явлением в отечественной итальянистике. Они продолжают открывать итальянское искусство для нашего читателя, делать Италию частью современной русской культуры.
В первых двух выпусках привлекают внимание статьи Ю.Е. Ревзиной о моделях и архитектурном проекте в практике итальянских зодчих, превосходные анализы В.Д. Дажиной, насыщенные массой любопытных и живописных деталей, театрализованных представлений на свадебных торжествах Великих герцогов Тосканских 1579 и 1608 годов, статьи В.П. Головина и И.И. Тучкова о восприятии Италии русскими путешественниками XVII столетия и знаменитой Е.Р. Дашковой, оставившей в высшей степени интересные "Записки" о своем пребывании в этой стране, многие другие статьи, поражающие разнообразием тем. Последнее коллективное исследование "Итальянский сборник. Выпуск З" выиграло конкурс издательских проектов РГНФ этого года и скоро выйдет в издательстве "Памятники исторической мысли". Статьи сборника отличаются высоким профессиональным уровнем и во многих случаях новизной исследуемых проблем.
Костина Е.М.
Художники русского театра ХХ века.
 М.: Русское слово, 2002 (Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ);
Мастера мировой живописи XI – XVIII века.
Серия «Энциклопедия мирового искусства»
. Авторы: Алешина Л.С., Бусева-Давыдова И.Л., Виноградова Н.А., Воронина Т.С., Каптерева Т.П., Смирнова И.А., Стародуб Т.Х., Стародубова В.В., Федотова Е.Д. и др. / Под редакцией Федотовой Е.Д.
 М.: Белый город;
Мастера мировой живописи XIХ – XХ века.
 Серия «Энциклопедия мирового искусства».
 Авторы: Виноградова Н.А., Воронина Т.С., Каптерева Т.П., Крючкова В.А., Стародубова В.В., Федотова Е.Д. и др. / Под редакцией Федотовой Е.Д.
 М.: Белый город;
Никольская Е.
Братья Чернецовы. Альбом.
М.: Белый город;
Оссовский П.П.
Записные книжки художника.
/ Автор предисловия Ванслов В.В.
М.: НИИ РАХ;
Пацюков В.В.
Рубен Апресян. Альбом.
 М.: Московский центр искусств;
Путятин И.Е.
Идеальный ордер в архитектурной теории Нового времени и церковная архитектура эпохи Просвещения.
 М.;
Ревзина Юлия Евгеньевна. Инструментарий проекта. От Альберти до Скамоцци. М.: Памятники исторической мысли, 2003. 157 с., ил.

Главный авторитет для всех почитателей классической архитектуры Витрувий так определил разницу между архитектором и несведущим в строительных делах челове¬ком. «Всякий, - писал он, - человек, а не толь¬ко архитектор может оценить то, что хорошо, но между обывателями и архитекторами та разница, что обыватель не в состоянии судить о работе иначе, как видя ее оконченной, архи¬тектор же ясно представляет себе и ее красо¬ту, и удобство, и благообразие, как только он ее обдумал, и до того, как он приступил к ее исполнению». Можно сказать, что сегодня «обыватель» в гораздо более выгодном поло¬жении. Как бы далеки от архитектуры ни бы¬ли его интересы, он может судить о здании раньше, чем оно будет построено. Более того, он может судить о замысле архитектора и в том случае, если этот замысел и вовсе никог¬да не превратится в здание. И все потому, что в его, обывателя, распоряжении есть проект-чертеж, макет или, скажем, компьютерная анимация. Тоесть теперь наша способность судить о здании зависит не столько от строи¬тельства, сколько от изображения.
Сарабьянов В.Д. и др.
Фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге и их место в живописи Древней Руси.
 М.: Прогресс-Традиция. (Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ);
Соколов М.Н.
 Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства.
 М.: Прогресс-Традиция;

Книга представляет собой опыт конкретной теории искусства, чьи базисные по¬нятия истолкованы здесь на примере искусства эпохи Возрождения. Последнее осмыслено как рубеж нового, виртуального мира, наглядно открывающегося на фоне умственно-художественных навыков Древности и Средних веков и по контрасту с ними – в различных своих тематических гранях, в совокупности представляющих «лестницу» эстетического творения («Макрокосм. Первостихии воды и земли», «Растения и деревья», «Фауна», «Времена года и дня», «Светилa», «Облака», «Мировой пейзаж», «Путь и карта», «Микрокосм»).


Софья Уранова. Альбом.
 / Научный консультант Зайцев Е.В.
 М.: Пассим
Стародубова Вероника Васильевна. Братья Лимбурги. М.: Белый город, 2002. 48 с., ил.

Около шестисот лет тому назад была создана одна из самых пре¬красных книг в истории мировой культуры – «Великолепный часослов герцога Беррийского». Миниатюры для этой книги были выполнены тре¬мя художниками - братьями Лимбургами. О создателях часослова братьях Лимбургах – Поле, Жане (Жанекене) и Эрмане – известно не¬много. Родом они из Неймегена, гер-цогства Гельдрского (между Маасом и Рейном). Отец их Арнольд Лимбург был гравером и резчиком по де¬реву, мать – сестрой известного художника того времени Жана Малуэля. С 1402 года они числятся при дворе покровителя их дяди Жана Малуэля герцога Филиппа Бургундско¬го. Имена Поля и Жана значатся в счетах герцога за 1402–1403 годы в связи с работой над украшени-ем «Очень красивой Библии». Многие люди, впервые увидев миниатюры братьев Лимбургов, даже в репродукциях, становятся их пленниками. В чем же тайна притягательной силы  «Великолепного часослова герцога Беррийского».
Федотова Е.Д.
Венеция. Живопись века Просвещения
. М.: Белый город;

Федотова Е.Д.
Канова. Художник и его эпоха.
 М.: Республика; (Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ);
Федотова Елена Дмитриевна. Антуан Ватто. М.: Белый город, 2002. 48 с., ил. 

При воспоминании о работах французского художника XVIII ве¬ка Антуана Ватто (1684–1721) в памяти оживают его чарующие небольшие картины с изображе¬нием «галантных празднеств», как когда-то современники назва¬ли тот жанр живописи, в котором работал художник. Его сценки с костюмированными фигурками кавалеров и дам в зелени парков Парижа и его окрестностей подоб¬ны хорошо срежиссированным театральным представлениям под открытым небом.

Федотова Е.Д.
 Арнольд Бёклин.
 М.: Белый город;
Федотова Е.Д.
Батони.
 М.: Белый город;

Федотова Елена Дмитриевна. Жак Луи Давид. М.: Белый город, 2002. 48 с., ил.

Жака Луи Давида (1748–1825) часто справедливо на¬зывают «свидетелем своей эпохи». Этот выдающийся художник был непосредственным участником развития художественных процес¬сов во Франции, известным обще¬ственным деятелем. С его именем связаны кардинальные изменения в эволюции стилевого развития эпохи второй половины XVIII – начала XIX века: он стоял во главе движения за возврат к «большому стилю», который современники художника называли «новый клас¬сицизм», а в конце XIX столетия  – «неокласси¬цизм». Давид по праву считается крупнейшим мастером европей¬ского неоклассицизма. В своих ис¬торических полотнах он отразил стремительно развивавшиеся со¬бытия сразу нескольких этапов политической жизни Франции – времени «старого режима», Революции, Кон¬сульства, Империи, Реставрации. Исполнение его полотен всегда подчинено следованию строгим правилам неоклассицизма и, одно¬временно, острому видению нату¬ры.

Федотова Елена Дмитриевна. Джованни Больдини. М.: Белый город, 2002. 48 с., ил.

Образ Джованни Больдини до¬несли до нас не только автопортре¬ты художника, но и его бронзовый бюст (1877–1878) работы скульптора-неаполитанца ВинченцоДжемито, с которым художник был дру¬жен в Париже. Он установлен у Палаццо Диаманти. Это, быть мо¬жет, самый правдивый образ Боль¬дини, созданный рукой талантли¬вого мастера-вериста.
Искусство Джованни Больдини, столь значимое для итальянской культуры, получившее высокую оценку современников, к сожале¬нию, мало известно у нас в стране. Это объясняется отсутствием его работ в отечественных музеях, а также существовавшей длитель¬ное время (в 1950–1960-е годы) традицией недооценки искусства Италии XIX – начала XX столетия по сравнению с искусством Фран¬ции. Творчество художника рас¬сматривалось как пример салонно¬го искусства, утерявшего живые связи с национальной тради¬цией. Это обеднило представление и о наследии крупного мастера, и о картине эволюции искусства в Италии. Творчество Джованни Больдини глубоко национально и самобытно, в нем отражен яркий период развития искусства Италии и всей европейской культуры кон¬ца XIX – начала XX века, оно все¬гда было связано с его родиной, ее великими историческими и куль¬турными прошлым и будущим и во¬шло в сокровищницу мирового ис¬кусства.

Федотова Елена Дмитриевна. Каспар Давид Фридрих. М.: Белый город, 2002. 48 с., ил.

Каспар Давид Фидрих (1774 –1840) – крупнейший художник-романтик, один из основоположников европейского романтического пейзажа. Талант его раскрылся имен¬но в этом жанре, который наряду с портретом играл ведущую роль в искусстве эпохи романтизма.

Флорковская А.К.
 Модерн. / История искусств для детей.
 М.: Росмэн;
Художественная культура ХХ века. Развитие пластических искусств.

Сборник статей под редакцией Ванслова В.В., Толстого В.П., Швидковского Д.О. Авторы статей: Арсланов В.Г., Ванслов В.В., Иконников А.В., Казакова Л.В., Кириченко Е.И., Крючкова В.А., Малининна Т.Г., Маркин Ю.П., Мизиано В.А., Полевой В.М., Попов С.В., Степанян Н.С., Толстой А.В.,Толстой В.П., Турчин В.С., Холмогорова О.В., Чегодаева М.А., Чудецкая А.Ю., Швидковский Д.О., Якимович А.К.
М.: Русское слово. (Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ);
Художники народов СССР XI–XX вв.
Биобиблиографический словарь. Т. 5.
 СПб.: Академический проект;
Шульгина Е.И.,
Пронина И.А.
История Строгановского училища. 1825-1919.
М.: Русское слово. (Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ);
Якимович А.К.
 Брайнин. Альбом.
М.: Белый город, 2002.
 

версия для печати