ИЗДАНО В 2015 ГОДУ


Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение: Учебное пособие для вузов.
М.: Академический проект; Культура, 2015. 436 с. (Концепции).


Книга открывает пятитомное учебное пособие, посвященное комплексному изложению наиболее значительных достижений мирового искусствознания от древности до наших дней. Автор исследует историю и теорию европейского искусствознания на основе методологии российского философско-эстетического «течения» 1930-х годов, видевшего свою цель в возрождении наследия мировой классической культуры. Материал излагается таким образом, чтобы издание могло послужить одним из учебных пособий для аспирантов, изучающих философию и историю науки по специальности «Искусствознание», и для студентов, слушающих курс лекций «Теория и история искусствознания».
Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. XX век. Духовно-исторический метод. Социология искусства. Иконология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 275 с., ил. (Концепции).

Книга является четвертым томом пятитомного учебного пособия «Теория и история искусствознания». Данный том посвящен основным западноевропейским искусствоведческим школам второй трети XX века, развивавшимся в дискуссии и преодолении формальной школы в искусствоведении. Излагаются и анализируются концепции таких авторитетных ученых, как М.Дворжак, А.Хаузер, Э.Панофский, Э.Кассирер, Г.Кашниц, Г.Зедльмайр.
Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. XX век. Постмодернизм: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 287 с., ил. (Концепции).

Книга является завершающим томом пятитомного учебного пособия «Теория и история искусствознания». Данный том посвящен искусствоведению второй половины XX века, эпохе постмодерна в европейском искусствоведении. Излагаются и анализируются концепции таких авторов, как Ж.Деррида, У.Дж.Т.Митчелл, Н.Брайсон, Г.Поллок, Д.Прециози, Б.Висс и К.Мокси.
Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. XX век. Формальная школа: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 344 с. (Концепции).

Книга является третьим томом пятитомного учебного пособия «Теория и история искусствознания». Излагаются и анализируются концепции таких классиков европейского искусствознания, как А.Гильдебранд, К.Фидлер, А.Ригль, В.Воррингер, Г.Вёльфлин.
Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. Просвещение. Ф. Шеллинг и Г. Гегель: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 435 с., ил. (Концепции).

Книга является вторым томом пятитомного учебного пособия «Теория и история искусствознания». В книге «Просвещение. Ф. Шеллинг и Г.Гегель» дана картина тех вершин, которых достигла классическая европейская теория и история изобразительного искусства в XVIII и XIX вв., а также отмечены свойственные ей границы.
   
Арсланов В.Г. Сущее и Ничто. Постмодернизм и “Tertium Datur” русской культуры XX века. СПб.: Наука, 2015. 639 с.

Книга представляет собой второе издание работы «Постмодернизм и русский “третий путь”. Tertium datur российской культуры XX века» (2007). Практически заново написаны первая часть Введения и Заключение, добавлен второй параграф к первой главе – «Свидетельские показания. “Чапаев” Д. Фурманова», – существенно дополнен и изменен текст пятой и шестой глав (четвертой и пятой глав первого издания).

Греков А.У. Авторская игрушка в культуре России XX века. М.: Арт-фактор, 2015. 248 с., ил.

Монография посвящена истории советской и российской авторской игрушки, которая hассматривается в зеркале отечественной культуры XX столетия. В книгу включен богатейший предметный и архивный материал, впервые введенный в научный оборот, делается попытка обобщить имеющиеся на сегодняшний день сведения о художниках-игрушечниках, представив обширный словарь персоналий. В книгу также вошел словарь предприятий игрушечной промышленности. Издание предназначено для студентов высших художественных учебных заведений и учащихся художественных колледжей, училищ и художественных школ, а также для широкого круга любителей декоративно-прикладного и народного искусства.
Итальянский сборник. Quaderni italiani. Выпуск 7. Fascicolo settimo. Посвящается Джорджо Вазари. Отв. ред. Е.Д. Федотова. М.: Памятники исторической мысли, 2015. 214 с., ил.

Седьмой выпуск «Итальянского сборника» посвящен 500-летию со дня рождения Джорджо Вазари. В него частично включены материалы выступлений на двух конференциях 2011 года, организованных Российской академией художеств: «К 500-летию со дня рождения Джорджо Вазари» и «Россия – Италия – Испания: художественные связи». В сборнике представлены статьи о различных аспектах теории и истории итальянского искусства с VII по XIX век.

Кривцун О.А. Психология искусства: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 265 с., ил. (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс)

Учебник освещает классические проблемы психологии искусства (психология художественного творчества, закономерности восприятия произведений искусства, психологические аспекты строения произведения искусства), а также новые, еще только зарождающиеся на стыке искусствознания, психологии, антропологии, культурологии. Специальное внимание уделено малоизученным парадоксам творческого сознания художника: феномену «плавающей идентификации», способности одновременного сосуществования в разных ролевых ипостасях, взаимодействию спонтанности и самодисциплины в акте творчества. На большом материале истории искусства выявляется значение воображения, интуиции, памяти, воли, сферы бессознательного как в процессе творчества, так и в процессе художественного восприятия. Анализ фундаментальных основ и современных поисков психологии искусства предопределил особенность данного учебника последнего поколения, который в своем содержании совмещает учебно-образовательный и исследовательский материалы. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям по квалификации «бакалавриат» и «магистратура».
О классике и классическом. Сб. статей / Отв. ред. Е.Д. Федотова. М.: Памятники исторической мысли, 2015. 432 с., ил.

О том, что такое «классика» и «классическое», размышляли многие философы, поэты, историки. «Классическое» постоянно оживает в неостилях, конечно, трансформируясь, но не утрачивая, а обретая новое звучание, будучи востребованным новым временем. «Классика» не способна отодвигаться в прошлое. Ее знание, возвращение в центр художественных обсуждений, популяризация в массовом сознании, чрезвычайно важны сегодня. В этом авторский коллектив видит цель данного сборника.
Пикассо сегодня: Коллективная монография / Отв. ред. М.А. Бусев. – М.: Прогресс-Традиция, 2015. – 328 с., ил.

В коллективной монографии искусство Пабло Пикассо, его роль в культуре ХХ–XXI веков рассматриваются в широком художественно-историческом контексте. Анализируются различные аспекты многообразного творчества испано-французского мастера – живописца, графика, скульптора, сценографа, керамиста, ювелира. Показаны связи Пикассо с различными пластами мирового художественного наследия. Затрагивается тема влияния Пикассо на творческие поиски европейских и американских художников ХХ столетия, анализируются его связи с известными писателями. Освещаются новые аспекты темы «Пикассо и Россия».
Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сборник статей. Вып. 16. По итогам научной конференции «Русское искусство Нового времени: открытия и интерпретации» / Сост. И.В. Рязанцев. М.: Памятники исторической мысли, 2015. – 269 с., ил.

Сборник написан по материалам докладов на научной конференции «Русское искусство Нового времени: открытия и интерпретации» в НИИ РАХ в 2013 году. В научный оборот вводятся новые данные и новые интерпретации достаточно известного материала. Существенный объем занимают работы монографического характера, в которых изучаются биографии художников, а также выявляется и уточняется круг их произведений. Освещаются вопросы интернациональных контактов и встреч, оказавших влияние не только на судьбу конкретного мастера, но и шире – на развитие отечественного и зарубежного искусства. Затрагивается проблематика, связанная с взаимоотношением слова и изображения. Сборник завершает рубрика «Памяти коллег», посвященная ушедшим из жизни видным исследователям русского искусства, которые вели активную научную, музейную и педагогическую деятельность.


 


версия для печати