Л. Левандовская. «Как Европа нашла Америку» трансконтинентальный скульптурный проект.



История этой масштабной и внушительной скульптурной работы началась почти тридцать лет назад, когда в 1986 году американцами и испанцами был объявлен конкурс проектов, посвященных памятному событию, первому плаванью Христофора Колумба к далеким берегам, открытию западного пути через Атлантический океан и двух новых континентов, Америки.

Победившие памятники должны были увидеть свет в 1992 году, к 500-летию появления первой экспедиции Колумба у берегов Америки, поднявшись в двух странах, Испании и Америке. В конкурсе приняли участие скульпторы разных стран, победил же проект З. К. Церетели, состоящий из двух частей: «Рождение Нового Человека» и «Рождение Нового Света».

Свою экспедицию Христофор Колумб готовил много лет, приступив к разработке проекта  плаванья в 1480-е годы, исследуя труды Аристотеля, Сенеки, Плиния Старшего, Плутарха и Роджера Бэкона, флорентийского картографа Паоло Тосканелли и других мыслителей и мореходов. Впервые он представил свой проект португальскому королю Жуану II. Идеи Колумба называли фантастическими, он сталкивался с множеством препятствий, обращался к правителям Португалии, Франции и Испании, получая отказ за отказом, пока наконец не нашел поддержку у испанской королевской четы, Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской.

Осуществление скульптур, подобно осуществлению путешествия Христофора Колумба столкнулось проблемами воплощения и поиска подходящих для их установки территорий и реализовывалось долго, в постоянной борьбе.  Потрясающий по своим масштабам монумент «Рождение Нового Света» изначально предполагалось установить в Нью-Йорке, на входящем в городскую черту острове Рузвельта. Затем место искали во Флориде, в штате Огайо, пока, наконец, к 2015 году не началась установка в Пуэрто-Рико, в городке Аресибо, на северной оконечности острова, где Колумб, предположительно, ступил на берег во время своего второго плаванья, в 1493 году. Планируется завершить работу над монументом к маю следующего года, когда будут окончены внешние художественные и внутренние, технические работы и  статуя с обзорной площадкой на ней станет доступна для посещения.

«Рождение Нового Света», композиция высотой 126 метров (бронза, медь, нержавеющая сталь), монумент более высокий, чем статуя Свободы, будет встречать все проходящие мимо суда, напоминая о первой встрече европейцев с американскими континентами. «Новым светом» Америку назвал Америго Веспуччи в своем письме герцогу Пьетро Медичи. Обладая большим литературным даром, в нем он подробно описал результаты экспедиций, своих и других мореплавателей, к новым берегам.

Скульптура представляет мореплавателя в образе отважного шкипера, «адмирала всех морей и океанов», благодаря таланту которого экспедиция успешно завершилась. Левая рука Колумба покоится на  штурвале, правая поднята в приветствии к зрителям и, символически, новой земле. За его спиной в небесную высь поднимаются три прямых паруса, с прорезными латинскими крестами и грот мачта с развевающимся флагом.

Образ Христофора Колумба не обладает портретным сходством с его описаниями: «Роста Колумб был выше среднего, крепкого и ладного телосложения. Его рыжеватые в юности волосы рано поседели, отчего он выглядел старше своих лет. На продолговатом морщинистом и обветренном лице с бородкой выделялись живые голубые глаза и орлиный нос».

Церетели, подобно мастерам классической скульптуры воплощает обобщенный  образ героя, высокого и статного в соответствии с описаниями и канонами, с безбородым юным лицом придавая ему выражение одухотворенного и возвышенного спокойствия. Характер изображаемого передается не столько мимикой или выражением лица, сколько позой и специфическими атрибутами: испанскими одеждами с гербовым медальоном на груди, корабельным штурвалом под уверенно и расслабленно лежащей ладонью, и проработанным постаментом.

В своем основании скульптура имеет высокий пьедестал в форме усеченного конуса, в виде колонны, прикрытой развернутой картой, рассказывающий всю историю путешествий Колумба в Новый Свет, с отмеченными маршрутами и изображениями кораблей  «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта». На этом основании покоится трехмачтовое судно, «Санта-Мария» на палубе которой (скульптура изображает только нос корабля), широко расставив ноги, стоит Колумб.

Вторая часть этой масштабной композиции нашла свое место значительно быстрее и была осуществлена ближе к задуманным срокам. Скульптуру было решено  установить  в Севилье, откуда началось плаванье Колумба. На северном выезде из Севильи, в пригороде, в маленьком парке Сан Жеронимо  в 1995 году, в присутствии короля Испании был установлен 45-метровый памятник из бронзы и меди, «Рождение Нового Человека», которому местные жители дали название «Яйцо». Скульптор действительно взял за основу памятника форму яйца, обусловленную текстом «Истории Нового Света» авторства Джироламо Бенцони.

В ответ на восклицание, одного из гостей обеда у кардинала Мендосы, что открытие новых земель было простым делом, он предложил всем присутствующим попробовать поставить яйцо вертикально на столе. Когда никто с задачей не справился, Колумб, разбив конец яйца, легко это сделал сказав: «Разница в том, господа, что вы могли бы это сделать, а я сделал это на самом деле». Скорее всего, эта история вымысел, пришедший из народного фольклора, но выражение «Колумбово яйцо» в именно такой формулировке стало крылатым и означает остроумное и простое решение сложной проблемы.

Такое яйцо, с немного срезанным основанием, стоящее на поверхности земли изобразил З.К. Церетели. В своеобразной сфере, оболочке, образованной парусами с прорезями в форме испанских крестов, с рельефными именами трех кораблей, на которых Христофор Колумб отправился в первую экспедицию и датой его прибытия к новым берегам в декабре 1495 года, среди стяжек канатов корабельного такелажа, как во чреве матери стоит перед зрителем фигура мореплавателя. 

Колумб разворачивает складки карты, длинной, как пуповина, с маршрутом проекта его «фантастического» плаванья. Фигура, символизирующая Нового человека, стремящегося к открытию новых горизонтов и не боящегося ни буйства стихий, ни препятствий со стороны консервативного большинства. 

Подводя итог можно вспомнить банальную фразу  о том, что времена меняются, а люди нет. Сейчас они, как и в прошлые времена, прежде всего, занимаются собой и своими делами, не задумываясь о глобальных проблемах. Лишь редких представителей человечества интересуют чужие страны и земли. Какой интерес для обывателя представляют знания о том, что происходит на другом конце света? Зачем интересоваться чем-то новым, не имеющим к тебе отношения? Но ведь неспроста у человека имеется умение удивляться, любопытство и любознательность.

Множество раз оспаривался приоритет Колумба в открытии Америки, до сих пор продолжаются споры о его мотивах и историческом значении его личности. Наши современники по-разному относятся и к творчеству Зураба Церетели. Однако Церетели, создав монументальный собирательный образ мореплавателя, одной из известнейших фигур эпохи Великих географических открытий, еще раз напомнил миру о том, что в Новый свет остальной мир попал благодаря гению Христофора Колумба. 

З.К. Церетели дороги и близки люди, оставившие неизгладимый след в памяти народов, герои и первопроходцы, открывавшие новые страницы истории, проявляя дерзость, волю и мужество. Конечно же в их число попал и мореплаватель, ставший для многих фигурой, олицетворяющей  романтику героических свершений и  дальних странствий.

Колумб же, несмотря на то, что до конца жизни верил в то, что он в своих экспедициях плавает у берегов Азиатского материка, был человеком, сумевшим развенчать рутинные представления общества о географической науке того времени, и его открытия имели всемирно-историческое значение.

Образ Колумба в обеих композициях практически идентичен, а составные символические элементы активно перекликаются, что подчеркивает единство двух скульптур и общую идею всего проекта. Мысль проста: появившийся Новый Человек сумел открыть Новый свет. В результате чего все человечество вступило в Новую эру.

В 1994 году комиссия по культуре всемирной организации «ЮНЕСКО» назвала памятник «Рождение Нового Человека» лучшим произведением пластики XX века. Уменьшенный авторский вариант скульптуры ныне установлен перед зданием штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
Л.А.Левандовская
Главный специалист
Управления информации и рекламы
Российской Академии художеств



Возврат к списку

версия для печати