Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО


 (от лат.
decoro — украшаю) вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность (см. Декоративность) и вместе не­посредственно связанный с бытовы­ми нуждами людей. В единстве того и другого его сущность и специ­фика. Быт человека разнообразен: это и домашняя жизнь, и широкий круг общественных, трудовых, культовых функций, занятий. Отсюда происте­кает огромное разнообразие бытовых предметов, входящих в сферу Д.-п. и. К Д.-п. и. относят произведения, вы­полняемые из самых различных ма­териалов (традиционно из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла). С древности человек в создавае­мых изделиях удовлетворяет не толь­ко свои насущные утилитарные нуж­ды, но одновременно и свои эстети­ческие потребности, стремится к украшению предмета. Самым древ­ним видом украшения является ор­намент узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или являющийся его структурной основой. Появление орнаментированных пред­метов в первобытном искусстве свя­зано с трудовой деятельностью и ма­гическим обрядом. Как вид художе­ственного творчества Д.-п. и. окон­чательно складывается при выделе­нии ремесла в самостоятельную от­расль производства. До промышлен­ного переворота все изделия выпол­нялись вручную мастером и его под­мастерьями кузнецами, гончарами, швеями, которые и были основопо­ложниками декоративного искусст­ва в момент его отделения от ремес­ла. Общественное разделение труда уже на стадии мануфактуры, разви­тие промышленности привели к тому, что польза и красота, функция и ук­рашение производимых предметов стали заботой разных специалистов. В период развития машинного производства, для того чтобы сохранить эстетическую ценность изделий, при­глашается художник, в задачу кото­рого входит не производство продук­та в целом, а лишь его украшение: художник стал как бы «приклады­вать» свое искусство к готовому про­дукту. Так, с расширением промыш­ленного производства возникает ху­дожественная промышленность, где находит себе место метод приклад­ного искусства отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и т. д. Но красота предмета не толь­ко в отделке, хотя и она требует большого искусства, она является его структурным качеством. Предмет дол­жен быть выразителен целиком в своей конструкции, пропорциях и деталях. Вот почему термин прикладное искусство в его современном применении нуждается в уточнении. Метод прикладного ис­кусства продуктивен лишь примени­тельно к области создания бытовых изделий (напр., роспись посуды, тка­ней или инкрустация отработанных веками форм охотничьего ружья, кинжала). Термин декора­тивное искусство точно характеризует производимый предмет по его художественному признаку и охватывает также оформление архи­тектурного интерьера и фасада, го­рода и парка (оформительское искус­ство, декоративная живопись, мону­ментально-декоративная скульп­тура).

Дизайн новый вид эстетичес­кой деятельности в сфере промыш­ленного производства, призван ре­шать задачи удовлетворения массово­го спроса на предметы потребления, обладающие определенными эстети­ческими характеристиками, тогда как применение метода прикладного ис­кусства, связанного с ручным трудом, ограничивается обычно созданием не­больших серий изделий. Кроме того, на этом новом этапе открывается возможность более свободного разви­тия Д.-п. и., не связанного требованиями утилитарности, расширяюще­го и углубляющего свою духовную значимость в жизни общества, под­нимающегося до уровня станкового и монументального искусства. Этот общий процесс развития Д.-п, и. сви­детельствует о преодолении векового разрыва между «чистым» и «приклад­ным» искусством. Декоративное ис­кусство, тесно связанное с оформле­нием архитектурного, городского и паркового пространства (декоратив­ные росписи, скульптура, рельефы, плафоны, вазы и т. д.), выступает в синтезе с другими искусствами, осо­бенно монументальными (см. Синтез искусств, Монументальное искусст­во). Наиболее ярким проявлением этого синтеза являются такие разно­видности искусства, как декоратив­ная скульптура, лепной декор, пан­но, мозаика, фреска, витраж, гобелен, ковер. Недаром стал широко употребляться термин монументально-деко­ративное искусство. Еще одна об­ласть Д.-п. и. связана непосредствен­но с украшением самого человекахудожественно выполненная одежда (костюм) и ювелирные изделия.

Д.-п. и. классифицируется не только в функциональном плане, но и по материалу (металл, керамика, стекло и т. д. или более дифферен­цированно: серебро, бронза, фарфор, фаянс, хрусталь и т. д.) и по техноло­гии (роспись, резьба, чеканка, литье и т. д.). Включенное в повседневную жизнь людей Д.-п. и. наряду с архитектурой и дизайном является по­стоянно действующим фактором эс­тетической организации среды и эстетического воздействия.

Декоративно-прикладное искусство П.Сторр. Кофейник. Серебро. 1797. В кн. : Дэвидсон Пол. Справочник коллекционера антиквариата. Периодизация по детали. Лондон. 2002. - С.102 - Астраханцева

ДАВАТ ДАГОБА ДАГОН ДАДАИЗМ ДАМАСКИРОВАНИЕ ДАМАССКАЯ СТАЛЬ ДАРБАЗИ ДАРОНОСИЦА ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА ДАСТШУЙ ДАЦАН ДВИЖЕНИЕ ДВИЖКИ ДВОРЕЦ ДЕАМБУЛАТОРИЙ ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕИСУС ДЕИСУСНЫЙ ЧИН ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАЛЬКОМАНИЯ ДЕКОЛЛАЖ ДЕКОЛЬ ДЕКОР ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУ­РА ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОСТЬ ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАЦИЯ ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКУМАНУС И КАРДО ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС ДЕНТИКУЛЫ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ДЕРЖАВА ДЕСЮДЕПОРТ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ДЕТАЛЬ ДЕТИНЕЦ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕФОРМАЦИЯ ДЖАМИ ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР ДЖАННА ДЖАХАННАМ ДЖЕД ДЗЁМОН ДЗИНДЗЯ ДИВИЗИОНИЗМ ДИЗАЙН ДИККА ДИЛЕР ДИНАМИКА ДИНЬ ДИОРАМА ДИПТЕР ДИПТИХ ДИСКОС ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР ДОГУ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО ДОЛЬМЕН ДОНАТОР ДОНЖОН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР ДОРОЖКИ ДОСКА ДОСКА ИКОННАЯ ДОСПЕХ ДОТАКУ ДОУГУН ДОУ-ЦАЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДРАПИРОВКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУ­ДЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТ­ВО ДРЕЛЬ ДРИППИНГ ДРОМОС ДРУГОЕ ИСКУССТВО ДУБЛЕТ ДУБЛИРОВАНИЕ ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА ДУЧЕНТО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА ДЫНЬКА ДЬЯКОННИК ДЯНЬ

версия для печати