Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТ­ВО


 —
искусствоведческий термин для обозначения пластических ис­кусств как части русской культуры 9—17 вв., хронологические рамки развития которых шире периода на­чального становления русской госу­дарственности (Древнерусское госу­дарство 9—13 вв.) и охватывают так­же период феодальной средневековой раздробленности и создания центра­лизованного Русского государства. Д. и. характеризуется христианской традицией, игравшей в художествен­ной культуре господствующую роль с момента крещения Руси (988 г.) до петровского времени. С реформ Пет­ра I отсчитывается Новое время, ког­да традиции Д. и. перестают играть определяющую роль.

Д. и. впитало опыт восточносла­вянского языческого искусства, но в целом его идейной основой стала христианская религия в греко-визан­тийском православном варианте. Су­ществование Д. и. в едином конфес­сиональном регионе с Византией, Балканами, Грузией и отчасти Арме­нией способствовало плодотворным контактам с искусством этих стран и восприятию (через Византию) тради­ций античности. Д. и. соприкасалось и с искусством неправославных стран Польши, Германии, Англии, Италии, Голландии, что обеспечило определенную общность Д. и. с куль­турой западноевропейского круга.

Основные виды Д. и. архитек­тура (жилая, оборонительная, церков­ная), монументальная живопись (мо­заика, фреска), иконопись, книжная миниатюра, декоративно-прикладное искусство (резьба по дереву и кам­ню, работы по металлу, ювелирное дело, шитье и т. д.). Скульптура как вид искусства не поощрялась право­славной церковью и опиралась гл. обр. на фольклорные традиции. Основные особенности Д. и. его религиозная направленность, ориен­тация на канон, внимание к духовно­му миру, высшей реальности, отказ от передачи житейского, преходяще­го, стремление к вечным ценностям.

Д. и. хронологически подразделя­ется на искусство Киевской Руси (9—нач. 12 вв.), искусство времени образования самостоятельных кня­жеств и феодальной раздробленнос­ти (сер. 12—13 вв.), искусство на­чального периода объединения рус­ских земель вокруг Москвы (14—3-я четв. 15 вв.), искусство централизо­ванного Русского государства (кон. 15—17 вв.). В различные периоды в Д. и. имелись различные локальные школы и направления. В период фе­одальной раздробленности формиру­ются владимиро-суздальская, чернигово-смоленская, галицко-волынская, новгородская, псковская, тверская, московская школы. К 16 в. искусст­во местных центров в основном утра­чивает свои характерные особеннос­ти и становится общим направлени­ем, которое задается Москвой. При­менительно к 17 в. выделяют «стро­гановскую», ярославскую, ростовс­кую, каргопольскую школы, но, в отличие от самостоятельных школ предыдущего периода, они лишь пре­ломляют те или иные черты общерус­ского (московского) искусства. Во 2-й пол. 17 в. начинается переход от средневековой культуры к культуре Нового времени, в основном завер­шившийся к нач. 18 в.

Каждый период существования Д. и. ознаменовался собственными высокими достижениями, позволяю­щими отнести Д. и. в целом к выда­ющимся явлениям мировой художес­твенной культуры. Не имеет анало­гов уже один из первых русских ка­менных храмов 13-главая София Киевская (1019—1037). Постройки Киева, Чернигова, Смоленска и дру­гих центров Киевской Руси свидетельствуют о творческом вос­приятии наследия византийских ар­хитекторов. Шедеврами мирового значения являются церковь Покрова на Нерли (1165) и Дмитриевский собор во Владимире (1197) — белока­менные здания, украшенные изыскан­ной резьбой. Своеобразен облик нов­городских храмов, где уже в 1050 г. в Софийском соборе воплощается ме­стный художественны, идеал бо­лее простой, суровый и монументаль­ный, чем в связанном с княжеским двором искусстве Киева. Новгород­ские иконы ценятся за лаконизм ком­позиционных построений, чистоту и яркость красок, характерных для на­родных вкусов. Иконописцы Пскова, напротив, предпочитали драматичес­кие контрасты темных и ярких цве­тов, придававшие живописи напря­женность и экспрессию. Наивысший подъем московской школы связан с именами Феофана Грека (2-я пол. 14—нач. 15 вв.), Андрея Рубле­ва (кон. 14—1-я четв. 15 вв.) и Дио­нисия (последняя четв.  15— нач. 16 вв.). Образам Феофана при­сущи трагизм и удивительная духов­ная мощь (фрески церкви Спаса на Ильине в Новгороде, 1378). Живопись Андрея Рублева (фрески Успен­ского собора во Владимире, 1408, «Троица», 1411) пленяет необыкно­венной гармоничностью композиции и колорита, классическим совершен­ством, высоким гуманизмом. Празд­ничные краски Дионисия (фрески Рождественского собора Ферапонто­ва монастыря близ Вологды, 1500—1502) создают уже иной образ мира, соответствующий другому вре­мени.

В кон. 15—нач. 16 вв. отстраива­ется грандиозный ансамбль Москов­ского Кремля, где знания и навыки итальянских мастеров были постав­лены на службу русскому великокняжескому дому. В 16 в. возник но­вый тип шатрового храма, получив­ший гениальное воплощение в церк­ви Вознесения в Коломенском (1532), был построен уникальный девяти­престольный храм Покрова на Рву (Василия Блаженного; 1555—1560) В следующем столетии русские зод­чие создали множество выдающихся городских и монастырских ансамблей (Ростовский митрополичий дом, из­вестный как «Ростовский Кремль», 1670—1683), разработали эффектный тип центрического ярусного храма (церковь  Покрова  в  Филях, 1690—1693). Иконописцы и живо­писцы, объединенные в царской мас­терской Оружейной палате, стре­мились передать в произведении про­странство и объем, которые вели к сближению иконы с картиной. Глава мастерской Оружейной палаты Си­мон Ушаков стремился к «живопо добию» в трактовке человеческого лица («Спас Нерукотворный»). Деко­ративно-прикладное искусство Древней Руси достигло большой высоты, особенно такие его виды, как юве­лирное дело, мелкая пластика, шитье.

Для русской художественной культуры Нового времени важнейшим явилось, с одной стороны, сохранить его традиции в поздней иконописи (Мстера, Палех) и в сельском храмостроительстве. С другой это насле­дие оказало определенное влияние на русскую псевдоготику кон. 18—19 вв. и целенаправленно возрождалось в искусстве 19—нач. 20 вв. (русский стиль, византийский стиль, неорус­ский стиль). Интерес к художествен­ному наследию Древней Руси не уга­сал и в 20 в. и особенно возрос в наши дни. В современной художественной практике он чаще является копийным или стилизаторским, хотя имеют мес­то и обнадеживающие попытки воз­рождения духа, а не формы древнего национального искусства.

ДАВАТ ДАГОБА ДАГОН ДАДАИЗМ ДАМАСКИРОВАНИЕ ДАМАССКАЯ СТАЛЬ ДАРБАЗИ ДАРОНОСИЦА ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА ДАСТШУЙ ДАЦАН ДВИЖЕНИЕ ДВИЖКИ ДВОРЕЦ ДЕАМБУЛАТОРИЙ ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕИСУС ДЕИСУСНЫЙ ЧИН ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАЛЬКОМАНИЯ ДЕКОЛЛАЖ ДЕКОЛЬ ДЕКОР ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУ­РА ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОСТЬ ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАЦИЯ ДЕКОРАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКУМАНУС И КАРДО ДЕЛФТСКИЙ ФАЯНС ДЕНТИКУЛЫ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ДЕРЖАВА ДЕСЮДЕПОРТ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ДЕТАЛЬ ДЕТИНЕЦ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕФОРМАЦИЯ ДЖАМИ ДЖАМИ АЛЬ-КАБИР ДЖАННА ДЖАХАННАМ ДЖЕД ДЗЁМОН ДЗИНДЗЯ ДИВИЗИОНИЗМ ДИЗАЙН ДИККА ДИЛЕР ДИНАМИКА ДИНЬ ДИОРАМА ДИПТЕР ДИПТИХ ДИСКОС ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОР ДОГУ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО ДОЛЬМЕН ДОНАТОР ДОНЖОН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ДОРИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР ДОРОЖКИ ДОСКА ДОСКА ИКОННАЯ ДОСПЕХ ДОТАКУ ДОУГУН ДОУ-ЦАЙ ДОХОДНЫЙ ДОМ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДРАПИРОВКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОСУ­ДЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТ­ВО ДРЕЛЬ ДРИППИНГ ДРОМОС ДРУГОЕ ИСКУССТВО ДУБЛЕТ ДУБЛИРОВАНИЕ ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА ДУЧЕНТО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА ДЫНЬКА ДЬЯКОННИК ДЯНЬ

версия для печати