Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ


(греч.
idea понятие, представление) не переводимая полностью на язык от­влеченных понятий и лишь услов­но выделяемая в анализе художе­ственного произведения его главная мысль, его жизненный, нравственный и философский смысл. Чем глубже И. х., тем больше, при прочих рав­ных условиях, общественная значи­мость произведения искусства. Наря­ду с темой и эстетической оценкой явлений жизни И. х. является одним из основных составляющих художе­ственного произведения, как живое и конкретное отражение замысла в художественном образе, во всех эле­ментах художественной формы. И. х. передается всей целостностью худо­жественного произведения, его темой, сюжетом, композицией, изобрази­тельным и цветовым решением, всей совокупностью   выразительных средств.

Пластические искусства раскры­вают И. х. в наглядном восприятии чувственно-пластической, простран­ственно-цветовой формы. Воспри­ятие зрителя углубляется от внешне­го к внутреннему, восходит от отдель­ных зрительных впечатлений к цело­стному глубинному смыслу изображе­ния. Художественное произведение может пленять своей красотой, тон­костью и меткостью жизненных на­блюдений, артистизмом исполнения, очарованием воспроизведенных в нем реальных мотивов и сюжетов. И. х. может быть разной степени глубины. Но в принципе изобразительные ис­кусства могут подниматься до вопло­щения эпохальных философских, социальных и нравственных идей (в русском искусстве картины такого плана, как «Явление Христа народу» А. А. Иванова или «Боярыня Моро­зова» В. И. Сурикова).

И. х. существует уже в замысле художественного произведения, но не как уже сложившаяся, готовая мысль, а формируется по мере создания про­изведения, работы художника в ма­териале. обретая в творческом про­цессе конкретно-чувственные формы. Об этом свидетельствуют многочис­ленные эподы и эскизы художников, возникающие в процессе создания картины. Они (нередко представля­ющие самостоятельную художествен­ную ценность) знаменуют поиски не только наиболее совершенной худо­жественной формы, но и характеров, образов, их взаимоотношений и со­отношений; требуют ясности не толь­ко композиции, воплощения не толь­ко красоты, но и замысла, т. е. являются процессом становления самой И. х. Создание художественного про­изведения и воплощение И. х. явля­ются одновременно и процессом поз­нания художником действительности, поисков истины и красоты.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ

версия для печати