Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИМПРЕССИОНИЗМ


(фр.
impressionnisme, от impression — впечатле­ние) направление в искусстве пос­ледней трети 19 — нач. 20 вв., пред­ставители которого стремились наи­более естественно и непредвзято за­печатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимо­летные впечатления. И. зародился в 1860-х гг.: Эдуар Мане, Огюст Рену­ар, Эдгар Дега внесли во француз­скую живопись свежесть и непосред­ственность наблюдения жизни, изо­бражение мгновенных, как бы слу­чайных ситуаций и движений, кажу­щуюся неуравновешенность, фраг­ментарность композиции, неожидан­ные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870—1880-х гг. сформи­ровался И. во французском пейзаже Клод Моне, Камиль Писсарро, Аль­фред Сислей впервые выработали последовательную систему пленэраработая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, неограниченного богатства красок природы, растворе­ния объемных форм в среде, вибрации света и воздуха. Этому способ­ствовала колористическая рефор­ма разложение сложных тонов на чистые цвета солнечного спектра (на­кладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптиче­ское смешение их в глазу зрителя), что порождало вместе с цветными те­нями и рефлексами беспримерно светлую, трепетную живопись. Ана­логичное движение к быстроте взгля­да, передаче изменчивости световоздушной среды совершалось в других странах (Джеймс Уистлер в Англии и США, Макс Либерман, Ловис Коринт в Германии, Хоакин Соролья в Испании, К. А. Коровин, И. Э. Гра­барь в России); интерес И. к мгно­венному движению, текучей форме восприняли скульпторы (Огюст Роден во Франции, Медардо Россо в Ита­лии, П. П. Трубецкой в России). Рас­пространение принципов И. в мире сопровождалось пересмотром его композиционных колористических принципов, нарастанием черт зыб­кости, неустойчивости восприятия мира и усилением декоративности композиции.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ

версия для печати