Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Теория и практика Л. п. зародилась еще в античности, ее правила упоминаются в трактате греческого математика Евклида (3 в. до н. э.), согласно трактату римского архитек тора Витрувия (1 в. до н. э.), Л. п. использовалась в театральных декорациях с 6—5 вв. до н. э. В римской перспективной живописи на рубеже н. э. пространственные построения близки к методам центральной проекции. Но лишь в 15 в. художники итальянского Возрождения разработали, изложили и применили в живописи, рисунке и рельефе принципы Л. п., которые стали одной из научных основ изобразительного искусства и художественной педагогики, намного расширив их возможности. Методы Л. п. позволяют создать иллюзию пространственной глубины и отвечают в целом особенностям фотографического изображения пространства и предметов, но бинокулярное (двумя глазами) зрение художника сложнее и богаче, что вызвало многие варианты свободного истолкования правил Л. п. В произведениях художников Возрождения и выдающихся мастеров следующего времени Л. п. не служила целям создания фотографической иллюзии, а являлась художественным средством воссоздания мира, исполненного закономерности и красоты. В истории искусства Л. п. не являлась ни абсолютным правилом для художников, ни самым совершенным методом изображения пространственных объектов на картинной плоскости. Л. п. представляет собой математическую модель, ориентированную на монокулярное (одним глазом) зрение. Поэтому художники находили возможность нарушить математическую строгость Л. п., корректировать ее с учетом бинокулярности зрения и особенностей психологии зрительного восприятия. Отступления от законов Л. п. заключаются в основном в плавном искривлении прямых и в применении нескольких точек схода параллельных линий, что позволяет увеличивать проекционные размеры предметов, расположенных на дальних пространственных планах. На рубеже 19 и 20 вв. (в живописи Поля Сезанна, М. А. Врубеля) правила Л. п. подверглись существенной коррекции в соответствии с индивидуальными пространственными концепциями авторов. В кон. 20 в. живопись постмодернизма оживила интерес к сложным построениям Л. п. В 16—19 вв. на основе правил Л. п. были разработаны усложненные перспективные системы применительно к кривым или сильно удаленным поверхностям (панорамная, купольная перспектива, перспектива «птичьего полета»). Наряду с «прямой» Л. п. исторически сложились другие системы линейных перспективных построений, основанные на равноудаленности друг от друга параллельных линий (см. Параллельная перспектива) или на их расхождении от глаза зрителя (см. Обратная перспектива). |
ЛАБИРИНТ ЛАВКИ ЛАВРА ЛАДЖВАРДИНА ЛАК ЛАКИ ЛАМБРЕКЕН ЛАН ЛАНДШАФТ ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ЛАНТЕРНА ЛАТЕМСКАЯ ШКОЛА ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ ЛЕБЕС ЛЕВКАС ЛЕКАЛО ЛЕКАНА ЛЕКИФ ЛЕМЕХ ЛЕПКА ЛЕПНИНА ЛЕСБИЙСКИЙ КИМАТИЙ ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВОЧНЫЕ КРАСКИ ЛЕСТНИЦА ЛЕСХА ЛЕТТНЕР ЛИБЕРТИ СТИЛЬ ЛИЕРНА ЛИЗЕНА ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ ЛИНЕАРНОСТЬ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИНИЯ ЛИНОГРАВЮРА ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ ЛИСТЕЛЬ ЛИСТЬЯ ЛИТОГРАФИЯ ЛИТОТИНТО ЛИТОФАНИЯ ЛИТУРГИЯ ЛИТЬЁ xyдожественное ЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО ЛОГОТИП ЛОДЖИЯ ЛОЖНАЯ АРКА ЛОЖНАЯ ГОТИКА ЛОЖНЫЙ СВОД ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА ЛОПАТКА ЛОТ ЛОТОК ЛОТОСОВИДНАЯ КОЛОННА ЛОУ ЛУБОК ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА ЛУЗГА ЛУРИСТАНСКИЕ БРОНЗЫ ЛУТРОФОР ЛУЧИЗМ ЛУЧКОВАЯ АРКА ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН ЛЭЙВЭНЬ ЛЭНД-АРТ ЛЮКАРНА ЛЮНЕТ ЛЮСТР ЛЮСТРА ЛЯГУШАЧЬЯ ПЕРСПЕКТИВА |