Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ


 —
стилевое направление, национально-ро­мантическая ветвь русского модерна, получившая наиболее полное вопло­щение в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и книжной графике, а также в сценографии. Начало Н. с. было положено в Абрамцеве под Москвой, в художес­твенном кружке С. И. Мамонтова (с кон. 1870-х нач. 1880-х гг.), объ­единившем художников привер­женцев новых форм синтеза ис­кусств. Построив церковь в Абрам­цеве (1881—1882), напоминающую древнерусские образцы стилем, а не деталями, участники кружка обрати­лись к самостоятельным опытам в де­коративно-прикладном искусстве (резная мебель, домашняя утварь, майоликовая посуда, панно, мелкая пластика) и сценографии (декорации по мотивам русских былин и сказок к постановкам Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова), в книжной иллюстрации. В произведе­ниях В. М. Васнецова, М. А. Врубе­ля, В. Д. и Е. Д. Поленовых, А. Я. Головина, К. А. Коровина элементы декора, костюмов и интерьеров на­поминают о древнерусских и фоль­клорных образцах, вдохновлявших художников. Опыты по возрождению утраченной культуры народных реме­сел, воплощаемой новыми художес­твенными средствами, были подхва­чены участниками других «колоний» художников в Талашкине под Смоленском, в имении княгини М. К. Тенишевой (С. В. Малютин, М. А. Врубель, Н. К. Рерих), в име­нии художника В. Д. Поленова на Оке. Архитектура Н. с. приобрела наибольшую известность в проектах Ф. О. Шехтеля (Ярославский вокзал, Москва, 1903—1904), А. В. Щусева (Марфо-Марьинская обитель, Моск­ва, 1908—1912). Сценография Н. с. (Коровин, Головин, Рерих) завоевала не только русскую, но и мировую сцену (спектакли «Русских балетных сезонов», организованных С. П. Дя­гилевым в 1909 г.).

НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС

версия для печати