Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА

 
мужская или женская обнаженная модель, специально пози­рующая художникам. В классической древности, когда нагота воспринима­лась как праздничное, торжественное обличие, возникла необходимость в изучении и воссоздании прекрасной натуры (сохранилось имя модели гре­ческого скульптора 4 в. до н. э Праксителя Фрина), Художники эпохи Возрождения, потрясенные красотой и величием античного мира, продол­жили тему воплощения красоты че­ловека. С 15—16 вв. изображение обнаженной модели стало венцом творчества художника, требующим от него владения композицией, перспек­тивой, пластической анатомией, уме­нием передать в пространстве любой ракурс и сложнейшие движения че­ловека. «Человеческая фигура, го­ворил И. В. Гете, не может быть понята только при помощи осмотра ее поверхности, надо обнажить ее внутреннее строение, расчленить ее на части, заметить соединения, знать их особенности, изучить их действие и противодействие, усвоить скрытое, постоянное, основу явления, чтобы действительно видеть и подражать тому прекрасному неделимому цело­му, которое движется перед нашими глазами как живой организм». В те­чение нескольких столетий поколе­ния учеников рисовали слепки антич­ных статуй и живую модель, удержи­вая их в своей зрительной памяти напр., русский художник Алексей Егоров мог по памяти нарисовать множество античных статуй с любой точки зрения. В 1-й пол. 19 в. А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, а в кон. 19 — нач. 20 в. мастерские И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского в петербургской Академии художеств, В. А. Серов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества воспи­тали многих мастеров, виртуозно вла­девших рисованием живой О. н. В ходе развития искусства 20 в. пе­дагогическое значение рисования О. н сохранилось, так же как интерес художников к изображению об­наженного тела (картины П. П. Кончаловского, И   И   Машкова, А. А. Дейнеки, А А. Пластова, А. А. Мыльникова), но все большее значение приобретает рисование без натуры, по воображению, позволяю­щее резко усилить экспрессивную ин­терпретацию человеческого образа. См. также Ню.

ОБЕЛИСК ОБЛИЦОВКА ОБЛОЖКА ОБЛОМЫ архитектурные, ОБМАНКА ОБМЕРЫ ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА ОБОБЩЕНИЕ ОБОИ ОБРАЗ художественный ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЦОВЫЕ ДОМА ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОБРАТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРАТНЫЙ НАБОР ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА, ОБЪЁМ ОВДАН ОВЫ ОГРАНКА ОДЕЖДА ОДЕОН ОЖИВКИ ОЗНАМЁНКА ОЙКОС ОЙНОХОЯ ОКЛАД ОКНО ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД ОЛЕОГРАФИЯ ОПАК ОПАЛУБКА ОПАК ОПАЛУБКА ОП-АРТ ОПИСЬ ОППИДУМ ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА ОРДЕР ОРДЕРНАЯ АРКАДА ОРДЕРНЫЙ СТОЛБ ОРИГИНАЛ ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАВЮРА ОРИЕЛЬ ОРНАМЕНТ ОРТОСТАТ ОРФИЗМ ОРХЕСТРА ОСИРИЧЕСКИЕ СТАТУИ, ОСНОВА, ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ОССУАРИЙ ОСТРОГ ОТБОРКА ОТВЕС ОТЛИВКА ОТМЕТКИ ОТНОШЕНИЯ ОТПЕЧАТОК, ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ ОТТЕНОК ОТТИСК ОФОРМИТЕЛЬ ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТ­ВО ОФОРМЛЕНИЕ ОФОРТ ОФСЕТ ОХЛУПЕНЬ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ОХРЕНИЕ ОЧЕЛЬЕ

версия для печати