Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ОРНАМЕНТ

 
(лат.
ornamentum — украшение) узор, построенный на регулярном ритмическом чередова­нии и организованном расположении абстрактно-геометрических или изо­бразительных элементов (раппортов). Исполняемый средствами живописи, рисунка, скульптуры или декоратив­ных искусств (резьба, роспись, тка­чество, вышивка и др.), О. служит украшением зданий, сооружений, предметов (утварь, мебель, орудия труда, оружие, ткани, инструменты и т. д.), принадлежащих к сфере деко­ративно-прикладного искусства, широко применяется в прикладной и книжной графике, плакате и др. Об­щие стилистические признаки орна­ментального искусства определяются особенностями и традициями изобра­зительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчи­востью на протяжении целого исто­рического периода (и даже несколь­ких периодов) и имеют ярко выра­женный национальный характер. Свойства О. зависят также от назна­чения, формы, структуры и материа­ла той вещи, которую он украшает. В основе многочисленных видов О. чаще всего лежит изобразительное начало: даже многие геометрические мотивы являются по своему проис­хождению плоскостными стилизован­ными изображениями реальных пред­метов. На возникновение систем О. оказали влияние древние технологи­ческие процессы (переплетение ни­тей в текстиле, отпечатки прутьев в глине) и древние магические симво­лы воды, огня и даже извилистое те­чение реки (см. Меандр) и т. д. По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространен­ные разновидности О.: о р н а ментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры), розетки (О., вписанный в круг), сетча­тые О. (заполняющие поверхность предмета сплошным узором); по изо­бразительному началураститель­ный орнамент, геометрический ор­намент, тератологический О. (см. Звериный стиль). В искусстве наро­дов стран ислама О. часто включает надписи (эпиграфический О.).

В классической архитектуре О. украшает преимущественно несомые, конструктивно менее ответственные части тектонического образа: в ко­лоннах капители, в антаблемен­те фриз, в карнизе симу и т. д., что помогает выявить в архитектур­ном образе его конструктивную сущ­ность.

ОБЕЛИСК ОБЛИЦОВКА ОБЛОЖКА ОБЛОМЫ архитектурные, ОБМАНКА ОБМЕРЫ ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА ОБОБЩЕНИЕ ОБОИ ОБРАЗ художественный ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЦОВЫЕ ДОМА ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОБРАТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРАТНЫЙ НАБОР ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА, ОБЪЁМ ОВДАН ОВЫ ОГРАНКА ОДЕЖДА ОДЕОН ОЖИВКИ ОЗНАМЁНКА ОЙКОС ОЙНОХОЯ ОКЛАД ОКНО ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД ОЛЕОГРАФИЯ ОПАК ОПАЛУБКА ОПАК ОПАЛУБКА ОП-АРТ ОПИСЬ ОППИДУМ ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА ОРДЕР ОРДЕРНАЯ АРКАДА ОРДЕРНЫЙ СТОЛБ ОРИГИНАЛ ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАВЮРА ОРИЕЛЬ ОРНАМЕНТ ОРТОСТАТ ОРФИЗМ ОРХЕСТРА ОСИРИЧЕСКИЕ СТАТУИ, ОСНОВА, ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ОССУАРИЙ ОСТРОГ ОТБОРКА ОТВЕС ОТЛИВКА ОТМЕТКИ ОТНОШЕНИЯ ОТПЕЧАТОК, ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ ОТТЕНОК ОТТИСК ОФОРМИТЕЛЬ ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТ­ВО ОФОРМЛЕНИЕ ОФОРТ ОФСЕТ ОХЛУПЕНЬ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ОХРЕНИЕ ОЧЕЛЬЕ

версия для печати