Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ОФОРТ

(фр. eau forte, букв. креп­кая водка, т. е. азотная кислота) — вид гра­вюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создают­ся травлением металла кислотами. О. способ гравирования и оттиск, полученный этим способом. На по­лированную пластину (доску из цин­ка, меди) наносят кислотоупорный лак (грунт), который процарапыва­ется стальной гравировальной иглой до металла в технике штрихового рисунка в соответствии с задуманным изображением. Цинковую пластину помещают в азотную кислоту, медную в раствор хлорного железа. При травлении в процарапанных ме­стах образуются углубления, которые заполняют краской, затем покрывают  доску увлажненной бумагой и по­лучают оттиск на металлографиче­ском станке. Варьируя продолжитель­ность травления разных участков до­ски, получают штрихи различной силы и сочности. Общий эффект может дополняться затяжкой, общим тоном. Наряду с игловым (штриховым) О. в понятие О. часто включают и другие виды гра­вюры с травлением акватинту, лавис, мягкий лак, часто О. сочетают с сухой иглой и резцовой гравюрой. О. дает большие возможности худож­нику, склонному к живописному ви­дению мира, благодаря богатой то­нальной шкале,свободе, тонкости и изяществу штриха, непринужденнос­ти офортной линии. О. способствует достижению широких градаций в эмоциональном строе образа. Соеди­нение травленой линии и акватинты создает эффекты мягкости светотени; применение сухой иглы сообщает штрихам особую бархатистость; мно­гократное травление создает богатую фактуру. Первые О. выполнили в нач. 16 в. Даниель Хопфер и Альбрехт Дюрер, использовав для этой цели железные доски. Расцвет О. относит­ся к 17 в. Выдающиеся офортисты Франции Жак Калло, Голлан­дии Херкюлес Сегерс, Рембрандт, Фландрии Антонис ван Дейк. Первым офортистом в России в 17 в. был Симон Ушаков. В 18 в. распро­странение получил цветной О.; боль­шой эмоциональной выразительнос­ти и виртуозности достигли в Италии Джованни Баттиста Пиранези, Джованни Баттиста Тьеполо, во Франции Габриель де Сент-Обен, Оноре Фра­гонар, в Испании Франсиско Гойя. В 17—18 вв. офортисты работали с медными, ас 19 в. с цинковыми пластинами. В 19 — нач. 20 в. в О. активно работали Жан Франсуа Милле, Камиль Коро, Шарль Франсуа Добиньи, Камиль Писсарро (Фран­ция), Адольф Менцель, Кете Коль-виц (Германия), Андерс Цорн (Шве­ция), Фрэнк Брэнгвин (Англия), И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов (Россия), Т. Г. Шевчен­ко (Украина); к О. обращались Пабло  Пикассо,  Анри   Матисс, М. 3. Шагал, Джорджо Моранди и другие крупнейшие художники 20 в.

ОБЕЛИСК ОБЛИЦОВКА ОБЛОЖКА ОБЛОМЫ архитектурные, ОБМАНКА ОБМЕРЫ ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА ОБОБЩЕНИЕ ОБОИ ОБРАЗ художественный ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЦОВЫЕ ДОМА ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОБРАТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРАТНЫЙ НАБОР ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА, ОБЪЁМ ОВДАН ОВЫ ОГРАНКА ОДЕЖДА ОДЕОН ОЖИВКИ ОЗНАМЁНКА ОЙКОС ОЙНОХОЯ ОКЛАД ОКНО ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД ОЛЕОГРАФИЯ ОПАК ОПАЛУБКА ОПАК ОПАЛУБКА ОП-АРТ ОПИСЬ ОППИДУМ ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА ОРДЕР ОРДЕРНАЯ АРКАДА ОРДЕРНЫЙ СТОЛБ ОРИГИНАЛ ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАВЮРА ОРИЕЛЬ ОРНАМЕНТ ОРТОСТАТ ОРФИЗМ ОРХЕСТРА ОСИРИЧЕСКИЕ СТАТУИ, ОСНОВА, ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ОССУАРИЙ ОСТРОГ ОТБОРКА ОТВЕС ОТЛИВКА ОТМЕТКИ ОТНОШЕНИЯ ОТПЕЧАТОК, ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ ОТТЕНОК ОТТИСК ОФОРМИТЕЛЬ ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТ­ВО ОФОРМЛЕНИЕ ОФОРТ ОФСЕТ ОХЛУПЕНЬ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ОХРЕНИЕ ОЧЕЛЬЕ

версия для печати