Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО


САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО   искусство создания са­дов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых территорий. С.-п. и. использует для организации пространства растительность жи­вой, изменчивый материал, пережи­вающий смену времен года и объеди­няющий природу и художественное творчество. Подбор растений для раз­ных климатических условий, разме­щение и группировка растений, уход за ними сочетаются с архитектурны­ми сооружениями, водоемами, алле­ями, скульптурой. Сады разбивались уже в древности при храмах, дворцах правителей и знати: сады с водоема­ми при древнеегипетских храмах, «висячие сады» на высоких террасах в Вавилоне (7 в. до н. э.), древнегреческие парки для спортивных состязаний, древнеримские парки с фон­танами, подстриженными деревьями и кустарниками, беседками, колоннадами. В средние века расцветало С.-п. и. в странах Востока: плодовые («бустан») и цветочные («гюлистан») сады Ирана и Среднего Востока с сет­кой каналов и газонов, испано-мав­ританские парки (8—12 вв.) в двори­ках с изразцовыми бассейнами и стриженой зеленью, китайские и японские миниатюрные сады с кар­ликовыми деревьями, причудливыми очертаниями водоемов и дорожек, использованием песка, мха, камней, ярких цветочных акцентов. В 16— 17 вв. в Италии разбивались «италь­янские» террасные парки (архитек­торы Джакомо да Виньола, Пирро Лигорио), располагавшиеся на терра­сах с подпорными стенками, мону­ментальными лестницами, каскадами, скульптурой. Во Франции 17 в. ар­хитектор Андре Ленотр разрабатыва­ет строго геометрическую планиров­ку регулярного парка («французского»), размещенного на плоской ме­стности или на пологом склоне: зе­леные партеры, бассейны, боскеты, скульптура, аллеи, расходившиеся лучами от дворца, создавали величе­ственное зрелище (Во-ле-Виконт, Версаль). В сер. 18 в. в Англии (архи­текторы Чарлз Бриджмен, Уильям Кент) зародились пейзажные парки («английские»), распространившиеся затем в Европе: свободная планиров­ка, мотивы естественной природы (лужайки, озера, реки, тропинки, группы деревьев) дополнялись роман­тическими руинами и имитациями сельских построек. В России регуляр­ные сады известны в усадьбах 17 в., но расцвет регулярного С.-п. и. отно­сится к сер. 18 в. (архитекторы Бартоломео Франческо Растрелли и др. парки в Петергофе, Царском Селе; подмосковные парки в Куско­ве и Архангельском); с кон. 18 в. по­беждают принципы пейзажной живо­писной планировки (архитекторы В. И. Неелов, Чарлз Камерон, Пьетро Гонзаго) парки в Царском Селе, Павловске, под Москвой в Кузьмин­ках, Софиевка под Уманью на Укра­ине. В 19—20 вв. возникают новые виды городских парков (ботаничес­кие, спортивные, выставочные, луна-парки), лесопарков, озеленения крыш, дворов, набережных, устрой­ства мини-парков в деловых зонах («плаза») архитекторы 20 в. Антонио Гауди в Испании, Роберту Бурле Маркс в Бразилии. Крупные пар­ки были построены в советское вре­мя (Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, 1935—1941, архитекторы А. В. Вла­сов и др.; Приморский парк Победы в Ленинграде, 1945—1950, архитек­торы А. С. Никольский и др.).

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати