Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СВЕТ


СВЕТ
(англ. light, shine, фр. lu miere, jour, нем. Licht, Schein элек­тромагнитное оптическое излучение, включающее ультрафиолетовую и инфракрасную области спектра вмес­те с видимым излучением соб­ственно С. В диапазоне видимого излучения электромагнитные волны вызывают зрительное ощущение, улавливаются светочувствительными клетками сетчатки глаза; зрительный нерв передает возбуждение в зритель­ные центры головного мозга, где воз­никает также ощущение цвета.

Различные тела и вещества по-разному излучают, отражают, погло­щают, пропускают через себя, пре­ломляют световые волны, что глаз воспринимает как разные цвета и их оттенки. Богатство красок окружаю­щего мира, их разнообразие воспри­нимаются благодаря различной отра­жательной способности (альбедо) по­верхности каждого тела. Ощущение белого цвета возникает при возможно более полном отражении и оптическом смешении (в глазу зри­теля) лучей всех семи находящихся в закономерной связи цветов сол­нечного спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голу­бой, синий, фиолетовый). Черный цвет является результатом погло­щения практически всех лучей спек­тра. Цветовой тон предмета воспри­нимается благодаря тому, что лучи к.-л. цвета спектра отражаются пред­метом, а другие им поглощаются; про­ходя через прозрачную окрашенную среду, лучи С. соединяют собствен­ный цвет с цветом среды. В результа­те отражения, поглощения и прелом­ления лучей С. возникают хрома­тические цвета, обладающие цветовым тоном, отличным от ахроматических белого, черного, серого (см. Хроматизм).

В пластических искусствах С. по­нимается как более освещенные части самого художественного про­изведения (если это материальный объект сооружение, скульптура, предмет) либо (в живописи и графи­ке) как освещение изображенных фигур, предметов, пространств; мак­симум С. в произведении совпадает с изображенным источником С. (солн­це, луна, свеча, лампа и т. д.), а так­же с его изображенным отражением (см. Блик, Рефлекс). С. важней­ший элемент светотени, создающий и определяющий все ее особенности в сочетании с тенью и полутенью. Непосредственно С. передается в произведении повышением светло­ты цвета и тона. Сила С. в нем вы­ражается не только светосилой цвета и тона, но и с помощью контрастных и нюансных световых отношений. Как правило, в живописи наиболь­шая яркость С. совпадает с наиболь­шей яркостью цвета, но с существен­ными исключениями: яркий блик может быть обесцвечен, лишен ин­тенсивной окраски; в венецианской живописи 16 в. цвет обнаруживает свою природу в полутени (на С. крас­ка как бы выцветает, обесцвечивает­ся); в живописи импрессионизма сильный солнечный С. и равномер­ное употребление чистых красок спектра часто создают эффект взаим­ного обесцвечивания красок, общей белизны холста. В скульптуре и ар­хитектуре реальный С. на выпукло­стях формы подчеркивается контра­стом с тенью в углублениях.

С. издавна является одним из ос­новных сакральных символов: боже­ственное сияние могло выражаться изобразительными символами (нимб, мандорла) или изображаться как све­товой ореол (напр., в «Изенхаймском алтаре» Матиса Нитхардта, 1512—1515).

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати