Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СТИЛЬ


СТИЛЬ (лат.
stilus, stylus, от греч. stylos — остроконечная палочка для письма на восковых дощечках)устойчивое единство художественной образной системы, выразительных средств искусства. Уже в латинском языке слово «С.» имело и более ши­рокое значение склад речи, слог, манера, особенности письма и т. п. В современной научной терминологии оно имеет обширный диапазон при­менения от обозначения инди­видуальной манеры художника («С. Пуссена», «С. позднего Рембрандта»), характеристики при­знаков к.-л. группы памятников или художественного направления внут­ри исторического периода (геомет­рический стиль росписей греческой керамики 9—8 вв. до н. э., мягкий стиль поздней готики) до трактовки понятия С. как суммы устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру, свой­ственную искусству той или иной исторический эпохи (романский С., готика, барокко, классицизм и т. д.). Теория С. как художественно-исторической категории была разработа­на в кон. 19 — нач. 20 в. Генрихом Вёльфлином и Алоизом Риглем, по­нимавшими С. прежде всего как фор­мальную структуру и рассматривав­шими смену С. как один из высших принципов исторического развития искусства. Эта теория внесла систем­ность в изучение С. и в то же время абсолютизировала его типологичес­кие формальные признаки; она не только не исчерпала проблему С., но и была искусственно наложена на живой, сложный и противоречивый процесс художественного развития.

С. как устойчивая совокупность образных, художественных принци­пов наиболее отчетливо и последова­тельно проявляется в те художествен­но-исторические эпохи и в тех тече­ниях, где исторически сложилась си­стема синтеза искусств, их мировоз­зренческого и образно-художествен­ного единства. Основой такого син­теза обычно является архитектура, в то время как живопись, скульптура, предметы декоративного искусства подчиняются архитектонике здания, расширяя и обогащая его архитектур­ный образ (напр., искусство Древне­го Египта, романский стиль, готика, барокко, классицизм, рококо, где стилистическое единство выражено очень четко и определяется характе­ром архитектуры). Однако стилисти­ческое единство такого рода оказы­вается не столь очевидным в те худо­жественно-исторические эпохи, когда изобразительное искусство приоб­ретает самостоятельное, отдельное от архитектуры существование, и их взаимоотношения определяет при­нцип равноправного развития, а не подчинения, напр. в искусстве антич­ности или Возрождения. Эта размы­тость стилевых категорий может усу­губляться и тем, что в ряде случаев выделяются крупные пласты культу­ры и местные школы, имеющие ярко своеобразные стилевые черты (алек­сандрийская, аттическая, пергамская школы эпохи эллинизма, флорентий­ская, венецианская, умбрийская шко­лы эпохи Возрождения и т. п.). С возрастанием начиная с эпохи Воз­рождения роли художественной ин­дивидуальности огромное значение имеет личный С. мастера, а общие стилистические категории, объединя­ющие, напр., С. Рафаэля, Микеланджело и Тициана, становятся очень широкими и суммарными. Даже в пределах С., более жестко детерми­нированного совокупностью фор­мальных признаков, напр. в искусст­ве барокко, яркая художественная индивидуальность постоянно наруша­ет эти формальные границы С., вы­ходя за его пределы. С 17 в. развитие европейского искусства не подчиня­ется нормам единого С.: одновремен­но существуют, находясь в сложной взаимосвязи, классицизм и барокко. Творчество таких художников, как Диего Веласкес или Рембрандт, не укладывается в рамки ни одного сти­ля, хотя и соприкасается с ними. В 18 в. почти одновременно развивают­ся позднее барокко, рококо и клас­сицизм. В искусстве 19—20 вв. сти­листическое единство окончательно распадается, и развитие искусства определяется сложным взаимоотно­шением творческих индивидуально­стей и художественных течений (ро­мантизм, реализм, импрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм и т. п.), имеющих свои стилевые при­знаки. Попытка воссоздания в кон. 19 — нач. 20 в. единого С. (мо­дерн) дала недолговечные и противоречивые результаты, но пос­лужила толчком для поисков новых вариантов «современного стиля» 20 в. В теории С. существует тенденция исследования искусства кон. 19 — 20 в. с точки зрения стилевых кате­горий, придав понятию «С.» более широкое значение («С. эпохи») и определив его как совокупность тех общих черт, которые отличают культуру одной исторической эпохи от другой.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати