Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ТОЧКА ЗРЕНИЯ


ТОЧКА ЗРЕНИЯ в теории перспективы мес­то, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым и изображае­мым предметам (над, под ними или на них). Расположение Т. з. в искус­стве играет важную роль: предмет может быть увиден на очень большом расстоянии и вблизи, «в упор»; в жи­вописи и графике часто применяется высокая Т. з., «с птичьего полета», чему в произведении соответствуют высокая линия горизонта и широкое «панорамное» изображение земной поверхности. Низкой Т. з. отвечают, наоборот, низкий горизонт и высо­кое небо; очень низкую Т. з., взгляд от поверхности земли вверх (обыч­ный для плафонов), называют лягу­шачьей перспективой. С разработкой правил научной линейной перспекти­вы (15 в.) подавляющее большинство произведений изобразительного ис­кусства имеет Т. з., противостоящую центральной точке схода параллель­ных линий на горизонте. Условная, геометрически обоснованная Т. з. од­ним глазом (м о н о к у  л я р н а я), помещаемая в центре мыслимого го­ризонта, не стала, однако, абсолют­ной нормой. Эмпирическая наблюда­тельная перспектива включает и элементы зрения двумя глазами (бинокулярного). В антич­ную эпоху, в средние века, в начале эпохи Возрождения, а также в 20 в. созданы многие произведения живо­писи, графики, живописного рельефа, совмещающие две Т. з. и более, два и более горизонтов. В 20 в. методы обратной перспективы средних ве­ков, дальневосточной параллельной перспективы и другие исторические системы Т. з., не каноничные в отно­шении правил линейной перспекти­вы, вновь привлекают к себе внима­ние. Архитектура и круглая скульпту­ра рассчитаны на обзор их с различ­ных (зачастую многих) Т. з„ что по­могает раскрыть полноту и много­гранность их художественного об­раза.

ТАБЕРНАКЛЬ ТАБЛЕТКА ТАЙ ТАК ТАКА-МАКИ-Э ТАКИЯ ТАЛИК ТАМБУР ТАМБУР ТАНГИР ТАНКА ТАОТЭ ТАТАМИ ТАУКИ ТАУШИРОВКА ТАФТА ТАХОТО ТАШИЗМ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТЕАТРОН ТЕЗИС ТЕКЕМЕТ ТЕКСТИЛЬ ТЕКТОНИКА ( ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕ­МЫ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ТЕМА ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИ­ЦИЯ ТЕМПЕРА ТЕНЕВАЯ ГЛАЗУРЬ ТЕНИЯ ТЕНЬ ТЁПЛЫЙ ЦВЕТ ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ТЕРЕМ ТЕРМЫ ТЕРРАКОТА ТЕРРАСА ТЕРРАСНАЯ ЗАСТРОЙКА ТЕРРАСНЫЙ ПАРК ТЕТРАКОНХ ТЕХНИКА ТЕХНИКА СКУЛЬПТУРЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ТЕЧЕНИЕ ТИМ ТИМПАН ТИПАЖ ТИПИЗАЦИЯ ТИПИЧЕСКОЕ ТИПОГРАФИКА ТИРАЗ ТИСНЕНИЕ ТИТУЛ ТКАЧЕСТВО ТОБОЛЬСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ ТОВАРИЩЕСТВО ТОВАРНЫЙ ЗНАК ТОКОНОМА ТОН ТОНАЛЬНОСТЬ ТОНДО ТОНИРОВАНИЕ ТОНО ТОНОВАЯ ГРАВЮРА ТОР ТОРАНА ТОРГОВЫЕ РЯДЫ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР ТОРЕВТИКА ТОРЕЦ ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ ТОРИИ ТОРС ТОРУС ТОРЦОВАЯ ГРАВЮРА ТОСКАНСКАЯ БАЗА ТОСКАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТОУМАНИ ТОФЕТ ТОЧЕНИЕ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТРАВЕЯ ТРАВЛЕНИЕ ТРАГИЧЕСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТРАДИЦИЯ ТРАНСАВАНГАРД ТРАНСЕПТ ТРАНСПАРАНТ ТРАПЕЗНАЯ ТРАФАРЕТ ТРЕЛЬЯЖ ТРЕХЧЕТВЕРТНАЯ КОЛОННА ТРЕЧЕНТО ТРИГЛИФ ТРИГЛИФНО-МЕТОПНЫЙ ФРИЗ ТРИКОНХ ТРИПТИХ ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ КОЛОННА ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА ТРИУМФАЛЬНЫЙ КРЕСТ ТРИФОРИЙ ТРОМП ТРОН ТРОФЕИ ( ТРОФЕЙ ТРОХИЛ ТРОЯНКА ТУГРА ТУМБА ТУМБОЧКИ ТУМУЛОСЫ ТУС-КИЙИЗ ТУШЬ ТФИЛИН ТХАТ ТЬЕРСЕРОН ТЭНСЮ ТЮРБЕ ТЯБЛО ТЯГА ТЯНИВА ТЯНОЮ ТЯСИЦУ ТУРУНДЖ

версия для печати