Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА


ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА (от лат.
triumphalis — отмечающий встречу полководца-победителя и arcus — дуга, арка) обрамляющее проезд торжественное архитектурное соору­жение (из дерева, камня, металла) в честь военных побед и других знаме­нательных событий; первоначальный и наиболее распространенный вид триумфальных ворот. Т. а. возникли и получили распространение в Древ­нем Риме, особенно в императорскую эпоху. Т. а. посвящались императо­рам, государственный деятелям, даже частным лицам; воздвигались в горо­дах и пограничных областях ( в знак подчинения их Риму), у входа на форум или стадион, в цирк, в порт и т. д. Т. а. имели один или три (реже два) пролета, перекрывались цилин­дрическими сводами на мощных пи­лонах, служили для прохода и проез­да; наверху расположен аттик с посвятительной надписью; на Т. а. ставились статуи, скульптурные груп­пы, квадриги. Иногда пролеты Т. а. были взаимно перпендикулярны (тетрапилон). Наиболее изве­стны арка Тита (81) на Римском Фо­руме и Септимия Севера в Риме (203). С эпохи Возрождения Т. а. вновь строятся, сначала как оформле­ние церковного портала (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—1494, архитектор Леон Баттиста Альберти), с 16—17 вв. как самостоятельные сооружения (особенно знаменита Т. а. на площади де Голля в Пари­же «Арка Звезды», 1806—1837, архитектор Жан Франсуа Шальгрен).

В России Т. а. возводятся с 18 в. монументальные сооружения  (Красные ворота в Москве, 1753— 1757, архитектор Д. В. Ухтомский) и пышно декорированные постройки для театрализованных праздников. В память победы в Отечественной войне 1812 г. возведены в стиле ам­пир Нарвские ворота в Санкт-Петер­бурге (1827—1834, архитектор В. П. Стасов, скульпторы П. К. Клодт, С. С. Пименов), Т. а. у Тверской за­ставы в Москве (1827—1834, ар­хитектор О. И. Бове, скульптор И. П. Витали; разобрана в 1932 г., вос­создана в 1968 г. на Кутузовском про­спекте). В ампирных- зданиях, имев­ших градостроительное значение, использовалась форма Т. а. (арка зда­ния Главного штаба на Дворцо­вой площади в Санкт-Петербурге, 1819—1829, архитектор К. И. Росси, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский).

ТАБЕРНАКЛЬ ТАБЛЕТКА ТАЙ ТАК ТАКА-МАКИ-Э ТАКИЯ ТАЛИК ТАМБУР ТАМБУР ТАНГИР ТАНКА ТАОТЭ ТАТАМИ ТАУКИ ТАУШИРОВКА ТАФТА ТАХОТО ТАШИЗМ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТЕАТРОН ТЕЗИС ТЕКЕМЕТ ТЕКСТИЛЬ ТЕКТОНИКА ( ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕ­МЫ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ТЕМА ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИ­ЦИЯ ТЕМПЕРА ТЕНЕВАЯ ГЛАЗУРЬ ТЕНИЯ ТЕНЬ ТЁПЛЫЙ ЦВЕТ ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ТЕРЕМ ТЕРМЫ ТЕРРАКОТА ТЕРРАСА ТЕРРАСНАЯ ЗАСТРОЙКА ТЕРРАСНЫЙ ПАРК ТЕТРАКОНХ ТЕХНИКА ТЕХНИКА СКУЛЬПТУРЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ТЕЧЕНИЕ ТИМ ТИМПАН ТИПАЖ ТИПИЗАЦИЯ ТИПИЧЕСКОЕ ТИПОГРАФИКА ТИРАЗ ТИСНЕНИЕ ТИТУЛ ТКАЧЕСТВО ТОБОЛЬСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ ТОВАРИЩЕСТВО ТОВАРНЫЙ ЗНАК ТОКОНОМА ТОН ТОНАЛЬНОСТЬ ТОНДО ТОНИРОВАНИЕ ТОНО ТОНОВАЯ ГРАВЮРА ТОР ТОРАНА ТОРГОВЫЕ РЯДЫ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР ТОРЕВТИКА ТОРЕЦ ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ ТОРИИ ТОРС ТОРУС ТОРЦОВАЯ ГРАВЮРА ТОСКАНСКАЯ БАЗА ТОСКАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТОУМАНИ ТОФЕТ ТОЧЕНИЕ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТРАВЕЯ ТРАВЛЕНИЕ ТРАГИЧЕСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТРАДИЦИЯ ТРАНСАВАНГАРД ТРАНСЕПТ ТРАНСПАРАНТ ТРАПЕЗНАЯ ТРАФАРЕТ ТРЕЛЬЯЖ ТРЕХЧЕТВЕРТНАЯ КОЛОННА ТРЕЧЕНТО ТРИГЛИФ ТРИГЛИФНО-МЕТОПНЫЙ ФРИЗ ТРИКОНХ ТРИПТИХ ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ КОЛОННА ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА ТРИУМФАЛЬНЫЙ КРЕСТ ТРИФОРИЙ ТРОМП ТРОН ТРОФЕИ ( ТРОФЕЙ ТРОХИЛ ТРОЯНКА ТУГРА ТУМБА ТУМБОЧКИ ТУМУЛОСЫ ТУС-КИЙИЗ ТУШЬ ТФИЛИН ТХАТ ТЬЕРСЕРОН ТЭНСЮ ТЮРБЕ ТЯБЛО ТЯГА ТЯНИВА ТЯНОЮ ТЯСИЦУ ТУРУНДЖ

версия для печати