К 75-летию Владимира Анатольевича Арефьева

 

0,520 мая 2024 года отмечает 75-летие народный художник РФ, академик Отделения театрально- и кинодекорационного искусства Российской академии художеств Владимир Анатольевич Арефьев.
Юбиляр относится к самым востребованным, деятельным и успешным сценографам современного отечественного театра. Талант и преданность театральной профессии, конструктивная творческая позиция, открытость для новых веяний, безукоризненный профессионализм, всегда имеющий узнаваемую личностную окраску, смелость в осмыслении музыкального и драматического материала привлекают к его творчеству и режиссеров, и зрителей, и критиков.
Выпускник Московского государственного академического художественного института им.В.И.Сурикова, он учился у В.Ф.Рындина, М.М.Курилко-Рюмина и М.Н.Пожарской. С 1974 по 1985 год работал художником-постановщиком в Днепропетровском театре оперы и балета. Одновременно с этим оформил большое количество театральных постановок в различных театрах Украины и России. В 1992 году он становится главным художником Московского академического театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко (МАМТ), а с 1994 – одновременно с этим и главным художником Московского театра оперетты.
Среди основных сценографических работ в МАМТ: «Лебединое озеро» П.Чайковского (1992), «Эрнани» Дж.Верди (1995), «Кармен» Ж.Бизе (1999), «Травиата» Дж.Верди (2005), «Так поступают все женщины» В.А.Моцарта (2006), «Майская ночь» Н.Римского-Корсакова (2008), «Севильский цирюльник» Д.Россини (2010), «Война и мир» С.Прокофьева (2012), «Хованщина» М.Мусоргского (2015), «Медея» Л.Керубини (2015), «Любовь к трем апельсинам» (2016) и «Обручение в монастыре» (2017) С.Прокофьева, «Енуфа» Л.Яначека (2018), « Влюбленный дьявол» А.Вустина (2019), «Робинзон Крузо» Ж.Оффенбаха (2022). Многолетний опыт работы в этом театре подарил ему встречи со многими выдающимися режиссерами и музыкантами, и прежде всего, замечательное творческое содружество с режиссером А.Тителем, единомышленником по жизненным и эстетическим взглядам. Вместе с ним созданы многие знаковые спектакли, определяющие высший уровень современного музыкального театра.
В последние годы В.А. Арефьев работает в успешном тандеме с молодым режиссером Е.Перегудовым. Среди совместных спектаклей - «Человек из ресторана» по И.Шмелеву (2015), «Дон Жуан» Ж.-Б.Мольера (2018) в Театре «Сатирикон», «Месяц в деревне» И.Тургенева (2020) и «Сирано де Бержерак» Э Ростана (2022) в МХТ им. А.П.Чехова, «Опасные связи» по Шодерло де Лакло в Театре «Мастерская П.Фоменко» (2022), «Любовь по Маркесу» по произведениям Г.Маркеса в Театре им. Вл.Маяковского.
В 2022 году мастер стал главным художником Московского академического театра имени Владимира Маяковского, не оставляя должность в МАМТ. Руководил курсом художников-постановщиков в Школе-студии МХАТ с 2010 по 2022 годы.
Станковые произведения В.А.Арефьева находятся в собраниях ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, Музея музыкальной культуры им.М.И.Глинки, Музеях П.И.Чайковского в Клину и Воткинске.
Творческая деятельность автора отмечена многими наградами, среди которых - театральные премии «Золотая маска» (1996, 2007), премии города Москвы в области литературы и искусства (2006, 2016), Орден Почета (2019); Серебряная (2000) и Золотая (2005) медали и медаль «И.И.Шувалов» (2019) Российской академии художеств.

Российская академия художеств поздравила юбиляра. В приветственном адресе, в частности, говорится:
«Уважаемый Владимир Анатольевич!
Президиум, Отделение театрально- и кинодекорационного искусства и весь научно-творческий коллектив Российской академии художеств тепло и сердечно поздравляют Вас со знаменательным юбилеем – 75-летием!
Велик Ваш вклад в формирование и развитие театрального пространства, в сценографию современного отечественного театра. Сегодня Вы - главный художник трех знаменитых столичных театров – с Московским академическим театром имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко (МАМТ) Вас связывает более чем 30-летнее совместное творчество, 30 лет Вы работаете с Московским театром оперетты и 2 года назад вступили в должность в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского.
Колоссальная ответственность и полная самоотдача – главные определяющие звенья, формирующие Ваш творческий стиль. Театр Арефьева сгенерирован равноправным ансамблем художника с музыкальным руководителем, режиссером, дирижером, Ваши декорации – не просто красивый фон действия, а важный компонент в раскрытии музыкально-психологической атмосферы спектакля, его творческой сверхзадачи. Вместе с единомышленниками Вами созданы многие знаковые спектакли, определяющие высший уровень современного музыкального и драматического театра.
Преданность театральной профессии, талант и открытость для инноваций, высокий профессионализм и богатейшая творческая палитра вызывают безмерное уважение и привлекают к Вашему творчеству и режиссеров, и зрителей, и критиков. Вы успешно внедряете в театрально-декорационные традиции новейшие технологические веяния, с энтузиазмом передаете секреты мастерства молодым коллегам в театре, а также руководили до недавнего времени курсом художников-постановщиков Школы-студии МХАТ.
Уважаемый Владимир Анатольевич! В плеяде достойнейших людей, чье искусство составляет культурное достояние России, Вы по праву занимаете почетное место. Желаем Вам неизменного творческого вдохновения, успехов в Вашей неоценимой деятельности, крепкого здоровья и всяческого благополучия! Президент Российской академии художеств, Народный художник России З.К.Церетели; Академик-секретарь Отделения театрально- и кинодекорационного искусства Народный художник России Б.А.Мессерер».
Отделение театрально- и кинодекорационного искусства РАХ; Управление информации (пресс-служба) РАХ.
Иллюстрация в тексте: В.А. Арефьев. Фото: Вадим Шульц.







версия для печати