X Международная научная конференция «География искусства» в РАХ

 

Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), ИНИОН РАН, РГГУ приглашают принять участие в X Международной научной конференции «География искусства», которая пройдёт 15-17 мая и 19 мая 2024 года. Форма проведения конференции – гибридная (очно и онлайн). Предполагается прямая трансляция нескольких дней заседаний на на YouTube-канале РАХ.
На конференции предполагается рассмотреть территориальные проблемы культуры и искусства, отражение в искусстве географического пространства, роль территориальных факторов в формировании художественных школ и художественных произведений. Особое внимание будет уделено таким темам, как художественное восприятие культурного ландшафта, место искусства в формировании культурного ландшафта и образа территории, концепт пространства в произведениях искусства. По результатам конференции будет издан очередной сборник «Географии искусства».

Программа конференции:
Регламент выступления – 20 минут.

15 мая 2024.
Зал Ученого совета ИНИОН РАН (Москва, Нахимовский просп., 51/21)

10.30–13.45 – Пленарное заседание.

Кузнецов Алексей Владимирович, д.э.н., член-корреспондент РАН, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН.
Приветствие.

Гурари Марк Натанович, академик Академии архитектурного наследия, член Президиума Московской организации ВООПИиК, зампредседателя Совета Союза московских архитекторов по градостроительному развитию и сохранению исторической среды (Москва).
О формировании северного ландшафтно-планировочного луча в историческом ансамбле Москвы.

Лащенко Наталья Святославовна, академик Академии архитектурного наследия, член Совета по градостроительному развитию и сохранению исторической среды Союза московских архитекторов, член редколлегии/редсовета журнала «Ценности и смыслы» (Москва).
Архитектурный объект как доминанта культурного ландшафта (на примерах из отечественной архитектурно-градостроительной практики).

Нордман Павел Сергеевич, студент 4 курса бакалавриата, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Санкт-Петербург).
Новгородский кремль как воплощение синтеза местных и московских архитектурных традиций.

Пермиловская Анна Борисовна, д.культ., академик Академии архитектурного наследия, заведующая научным центром традиционной культуры и музейных практик, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики им. академика Н.П. Лаверова УрО РАН (Архангельск).
Деревянный храм в пространстве русской традиционной культуры (онлайн).

11.45 – кофе-пауза.

Теребихин Николай Михайлович, д.филос.н., профессор кафедры культурологии и религиоведения, директор Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного(Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (Архангельск);
Мелютина Марина Николаевна, к.филос.н., заведующая отделом изучения и интерпретации историко-культурного наследия, Национальный парк «Кенозерский» (Архангельск).
Кенозерский национальный парк как пространственная икона и порождающая (прообразовательная) модель традиционного земле- (миро-) устроения Русского Севера (Поморья) (онлайн).

Столярова Вероника Константиновна, ассистент кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса, аспирант, Владивостокский государственный университет (Владивосток).
Влияние коренного малочисленного населения на развитие этнокультурного туризма в национальных парках Приморского края (онлайн).

Шалахов Евгений Геннадьевич, экскурсовод, Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева», музейная часть (Юрино).
Южносибирские древности в живописи советских и российских художников (онлайн).

Говорухин Иван Сергеевич, научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова (Волгоград).
Между Таджикистаном и Россией: две жизни художника Лидии Ангеловой (онлайн).

Александров Евгений Васильевич, к.иск., ведущий научный сотрудник, Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
Фильм как документ авторского хронотопа.

14.15–18.00 – Пленарное заседание.

Миловац Жанна Викторовна, к.филос.н., научный сотрудник, ИНИОН РАН (Москва).
Образ Испании в хореографическом творчестве Ольги Пшеницыной.

Раренко Мария Борисовна, к.филол.н., ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН (Москва).
Образы Швейцарии и Италии в повести Г. Джеймса «Дейзи Миллер»: К вопросу о художественном пространстве.

Шилова Наталья Леонидовна, к.филол.н., доцент, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск).
Поэтика и семантика пейзажа в поэме Ф. Глинки «Карелия» (1830).

Коршунова Евгения Александровна, д.филол.н., ведущий научный сотрудник, Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына, доцент РУДН им. Патриса Лумумбы (Москва).
Интермедиальная поэтика в статье С.Н. Дурылина «А.П. Чехов и И.И. Левитан».

Булавина Мария Олеговна, соискатель ученой степени к.филол.н., Институт гуманитарных наук МГПУ (Москва).
«Петербургские повести» Гоголя и художественность.

Мисаилова Елена Борисовна, заведующая Сектором комплектования иностранной литературы, ИНИОН РАН (Москва).
Планета Антитерра в калейдоскопе мировых событий (к 125-летию со дня рождения В.В. Набокова).

16.00 – кофе-пауза.

Каш Наталья Александровна, старший преподаватель, Институт дизайна и искусств СПбГУПТД (Санкт-Петербург).
Уличное искусство как прикладная форма городского локального краеведения.

Маевская Марианна Евгеньевна, старший научный сотрудник НИИТИАГ (филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»), профессор МААМ, член АИС, Институт общественных наук РАНХИГС (Москва).
Стрит-арт и муралы как инструмент поиска региональной идентичности в современных условиях.

Коновалова Нина Анатольевна, к.иск., ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (Москва).
Дефиниции пространства в Японии эпохи Эдо и их отражение в искусстве.

Лю Шушэн, аспирант, ФГБОУ ВО Владивостокский государственный университет (Владивосток);
Мартынова Наталья Владимировна, к.п.н., доцент, Владивостокский государственный университет (Владивосток).
Национальный колорит пейзажей акварелистов провинции Цзянси.

Мартынова Наталья Владимировна, к.п.н., доцент ФГБОУ ВО Владивостокский государственный университета (Владивосток);
Дьячкова Людмила Германовна, д.п.н, к. иск., профессор ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет (Хабаровск).
Значение интерпретации маньчжурского наследия в процессе реконструкции этнокультурного ландшафта провинции Хэйлунцзян.

Исаев Илья Александрович, преподаватель рисования Русской школы искусств (Москва).
Подмосковье в творчестве выдающихся художников XIX – начала XX вв.

16 мая 2024.
Белый зал Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)

10.30-13.30 – Пленарное заседание.

Кочемасова Татьяна Александровна, к.иск., академик РАХ, вице-президент Российской академии художеств.
Приветствие.

Томсон Ольга Игоревна, к.иск., член-корреспондент РАХ доцент, Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина (Санкт-Петербург).
Культурный ландшафт большого города. Сообщества и сообщение.

Николаева-Берг Анастасия Геннадиевна, доцент, Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина (Санкт-Петербург).
Русская академическая традиция в художественной сессии «Инопрактики» в Африке в республике Сенегал. Опыт и результаты.

Чекмарёва Марина Александровна, к.иск., методист 1 категории, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
Изменение авторского стиля современных академических художников под влиянием поездки в Африку (на примере творчества А.Г. Николаевой-Берг).

Мирошина Екатерина Олеговна, к.иск., художник-реставратор, доцент, Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова (Москва).
Художественный образ пейзажа в русской церковной монументальной живописи рубежа XIX–XX столетий, как результат синтеза стилистических тенденций эпохи модерна.

11.00 – кофе-пауза.

Ржевская Елена Александровна, к.иск., академик РАХ, Российская академия художеств (Москва).
К вопросу о синтезе искусства архитектуры и монументальной пластики в Самаре, в 1970–1980 гг. На примере совместного творчества академиков РАХ В.Н. Ржевского и Р.Н. Баранова.

Крюкова Ольга Сергеевна, д.филол.н., заведующая Кафедрой словесных искусств факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва);
Плескачевская Ангелина Петровна, магистр изящных искусств, аспирант факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
Скульптура в городском пространстве: монолог, диалог, дискуссия с окружающей средой.

Панченко Ирина Александровна, старший научный сотрудник, Сектор архива изображений Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Пространство в фотографиях Ивана Федоровича Барщевского (1851–1948). Из собрания Государственного Русского музея.

Астахова (Цыгина) Наталья Алексеевна, к. иск., фотограф, руководитель образовательной программы «Техника и искусство фотографии» КДДИ РГХПУ им. С.Г. Строганова (Москва).
Значимость государственных и региональных фотоконкурсов с включением категорий, связанных с географией.

14.30–18.30 – Пленарное заседание.

Потресова Юлия Владимировна, член МСХ, член ТСХР, доцент, Московский художественно-промышленный институт (Москва).
В степях Казахстана. Тамара Рейн на летней практике Московского Полиграфинститута. 1935 год.

Зубец Валентина Михайловна, к.ист.н., доцент, РГХПУ им. С.Г. Строганова (Москва).
Вклад русских «Медичи» Строгановых в развитие культуры и искусства на территориях Российского государства.

Калуцков Владимир Николаевич, д.географ.н., профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
О национальном пейзаже и его границах (на материале русской литературы).

Руцинская Ирина Ильинична, д.культ., профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
«С рыбным обозом отправился в Москву»: эпизод биографии М.В. Ломоносова в отечественном искусстве XIX–XXI вв.

Афанасьева Ирина Анатольевна, аспирант, младший научный сотрудник, НИУ ВШЭ (Москва);
Сорокин Павел Сергеевич, к.соц.н., доцент, ведущий научный сотрудник, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования, НИУ ВШЭ (Москва).
Поля агентности в современном европейском искусстве (2010–2024) и аспекты социальной действительности.

Власова Елена Георгиевна, к.филол.н., доцент Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь).
Прогулка как жанр городской журналистики конца XIX – начала XX в. (по материалам газеты «Пермские губернские ведомости»).

16.00 – кофе-пауза.

Балашова Оксана Борисовна, к.филол.н., заведующий лабораторией гуманитарных исследований благотворительного фонда ЛИТО (Москва).
Восприятие и передача художниками-иллюстраторами второй половины XX – первой четверти XXI веков пространственного кода поэзии Анны Ахматовой.

Овсянников Максим Юрьевич, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет (Москва).
Традиционные формы духовности в поисках других пространств: к вопросу о функции пейзажа в художественной культуре символизма.

Китаева Галина Васильевна, независимый исследователь (Москва).
От модерна к ар деко: метаморфозы предмета и пространства.

Синявина Наталья Владимировна, доктор культурологии, доцент, профессор, Заведующая кафедрой культурологии, Московский государственный институт культуры, Московский государственный лингвистический университет культуры.
Метаморфозы барокко: Рим и Париж.

Монцманова Мирослава, аспирант, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (Москва).
Образ словацкой невесты в словацком искусстве 30–70-х годов ХХ века.

17 мая 2024.
Белый зал Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)

10.30–13.30 – Пленарное заседание.

Мелихова Лариса Анатольевна, аспирант, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
Карандашные рисунки художника В.Н. Петрова-Камчатского к сериям работ «Камчатка» и «Чукотка», «Города и море», «Переславские рассказы».

Лавренова Ольга Александровна, к.геогр.н, д.филос.н., вед.н.с. ИНИОН РАН, профессор МИСИС (Москва).
Остров Сахалин в аудивизуальном тексте СССР и России.

Герреро Бохоркес Оскар Федерико, доцент, кафедра иностранных языков и коммуникационных технологий, НИТУ МИСИС (Москва, Россия, Лима, Перу);
Абрамова Анна Дмитриевна, студент, РГХПУ им. Строганова (Москва).
Григорий Чорос-Гуркин: «Быть изобразителем красоты твоей, великий Хан-Алтай».

Полякова Светлана Викторовна, к.филос.н. доцент философского факультета, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
«Ландшафт внутри»: о чем могут рассказать способы репрезентации пространства в современном отечественном искусстве.

11.00 – кофе-пауза.

Фоменко Игорь Константинович, к.ист.н., Русское географическое общество (Москва);
Щербакова Екатерина Игоревна, к.ист.н., доцент, Московская школа экономики, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
Путешествие Пресвитера Иоанна по просторам старинных карт.

Чибряков Ярослав Юрьевич, к.тех.н., старший научный сотрудник, Институт экономики и развития транспорта (Москва).
Географические картоиды как выражение общих тенденций в науке и искусстве.

Сигалевич Элина Сергеевна, клинический психолог, магистрант Школы дизайна факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ (Москва).
Энвайронментальные исследования: визуальное и звуковое картографирование в искусстве.

Павлова Ольга Борисовна, член Московского союза художников, член Творческого союза художников России (Москва).
Художественные выставочные проекты как средство сохранения исторического наследия, отображение национальной идентичности и культурного ландшафта, на примере проектов в первой половине XXI веке в России.

14.30–18.30 – Пленарное заседание.

Артемьева Юлия Васильевна, Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет, факультет Церковных художеств (Москва).
Концепция пространства в памятниках древнерусского церковного шитья.

Воскресенская Виктория Владимировна, к.иск., старший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания (Москва).
Национальный ландшафт в постсоветской кинокомедии: трилогия Александра Рогожкина.

Люсый Александр Павлович, д.филол.н., профессор, Институт кино и телевидения ГИТР (Москва).
Калинов мост через топонимический пожар.

Уманская Жанна Владимировна, к.пед.н, доцент, доцент кафедры социокультурных практик и коммуникаций Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) (Москва).
Санкт-Петербург в иллюстрациях и открытках Алисы Юфа.

Шувалова Юлия Николаевна, магистр истории (Университет Манчестера), член Российского общества «Знание».
Уходящая натура: итальянские «древности» в эссе литераторов вт. п. XIX – п.п. XX вв.

16.00 – кофе-пауза.

Шевлякова Дарья Александровна, д.культ., доцент, заведующий кафедрой итальянского языка, факультет иностранных языков и регионоведения, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
Культурные ландшафты Италии в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО: идентификация и критерии отбора.

Сим Надежда Михайловна, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, Школа живописи «Мир искусств» (Москва);
Стогова Галина Николаевна, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).
Платереско – художественная форма испанского Ренессанса.

Суровяткина Елена Александровна, аспирант, Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва).
«Москва – богатый источник живописи...» К вопросу о становлении «московской» пейзажной школы.

Сапрыкина Елена Гольбиковна, член Союза художников России и IAA AIAP UNESCO, Союза дизайнеров России (Москва).
Южная школа – пространство полета.

Гарбер Наталья, член Творческого союза художников России HUG (Москва), международное сообщество цифровых художников HUG, амбассадор мира Institute of economics and peace (Австралия).
Искусство устойчивого развития Планеты.

19 мая 2024 (онлайн).

10.00–12.30.

Бекетов Константин Анатольевич, руководитель отдела по работе с иностранными студентами Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина (Санкт-Петербург).
Особенности зимнего пленэра в творчестве иностранных художников.

Бочкарев Александр Александрович, к.филос.н., иностранный преподаватель Института русского языка Даляньского университета иностранных языков (Далянь, Китай).
Антропоморфные черты Москвы и Ленинграда в различные периоды советского кино.

Юноки-Оиэ Каори, к.культ., преподаватель, Кансайский университет иностранных языков (Осака, Япония).
Музыкальные инструменты, подобные русской балалайке, в постсоветском пространстве: перспективы сравнительного анализа.

Вэй Даньтун, аспирант, Владивостокский государственный университет (Владивосток);
Мельникова Людмила Алексеевна, к.культ., доцент ФГБОУ ВО Владивостокский государственный университет (Владивосток).
Настенные изображения городского пространства как социокультурный визуальный код (на примере России и Китая).

Графова Елена Олеговна, научный сотрудник отдела искусства и материальной культуры РАН (Москва).
Контексты научных знаний, оказавших влияние на художественные образы декоративно-прикладного искусства стран Дальнего Востока эпохи модерна на рубеже XIX–XX вв.».

Энхтувшин Жалцав, к.иск., доцент, Институт строительства и архитектуры Монгольского государственного университета науки и технологии (Улан-Батор, Монголия).
О настенной фреске гробницы «Шороон Бумбагар» в Баяннуур.

Пригарина Ирина Алексеевна, аспирант СПбГУ, Пекинский университет (Пекин, Китай).
Художественное переосмысление культурного ландшафта в произведениях зарубежных китайских художников: амбивалентные сочетания.

Велитченко Светлана Николаевна, к.филол.н., доцент, профессор, Международный университет информационных технологий (Алматы, Казахстан).
Театральная журналистика в контексте формирования национального культурного пространства Казахстана: инструменты мультимедиа.

13.00–15.30.

Поляков Григорий Максимович, магистрант, ассистент научно-образовательного центра цифрового гуманитаристики, Уральский федеральный университет им. первого президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург).
Образ Киргизии в модернистской архитектуре г. Фрунзе 1970–1980-х гг.

Гусейнова Афаг Беюк Ага кызы, доктор философии по искусствоведению, старший научный сотрудник, Институт архитектуры и искусства НАН Азербайджана (Баку, Азербайджан).
Сравнительный анализ изображений танцовщиц в искусстве Средней Азии, Афганистана, Азербайджана, Ирана и Турции от средневековья до эпохи Каджар.

Булычева Елена Ивановна, д.иск., профессор, Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки (Нижний Новгород).
Пьетрасанта: опыт сохранения традиций в скульптуре.

Любин Валерий Петрович, д.ист.н., главный научный сотрудник, ИНИОН РАН (Москва).
Организация ландшафтного и интерьерного пространства в творчестве скульптора М. Ди Пьяцца [Marco Di Piazza] (Италия, Германия).

Бутенина Евгения Михайловна, д.филол.н., профессор, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток).
Географические параллели в русско-американском литературном диалоге (Чехов и Оутс).

Доминикова Светлана Федоровна, к.филол.н., доцент, Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова (Могилев, Беларусь).
Искусство как предмет травелогов в белорусском сегменте интернет-дискурса.

Морозова Елена Игоревна, к.филол.н., доцент, Белорусский государственный университет, факультет журналистики (Минск, Беларусь).
Травелог как форма эволюции литературного путевого очерка: основные композиционно-смысловые компоненты.

Сухорукова Надежда Владиленовна, заведующий филиалом Государственного художественного музея Югры «Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева» (Ханты-Мансийск).
Поколение фронтовиков. Художественное открытие мира.

16.00–18.30.

Тимофеев Михаил Юрьевич, д.филос.н., профессор, Ивановский государственный университет, руководитель научно-образовательного центра «Городские и региональные исследования», руководитель направления научных исследований и социокультурных проектов АНО «Центр территориального развития», главный редактор журнала «Labyrinth. Теории и практики культуры» (Иваново).
Иван Уруев – наивный летописец Юрьевца.

Щеброва Светлана Яковлевна, к.культ., старший научный сотрудник, доцент, Социологический институт РАН – филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).
Трансформация образа Горного Алтая в искусстве (Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 22-18-00018 «Этнософия Алтая: идеология и мифология национального сознания»).

Коляченко Екатерина Витальевна, Челябинский музей изобразительных искусств (Челябинск).
Место под солнцем. Художник в мастерской.

Шарапов Иван Александрович, член Союза художников России, АИАП ЮНЕСКО, доцент, Уральский государственный архитектурно-художественный университет им. Н.С. Алфёрова (Екатеринбург).
Аксиология пространственного порядка – континуум орнамента.

Попова Наталья Сергеевна, к.иск., доцент, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово).
Истоки современного абстрактного искусства Омска.

Митина Мария Николаевна, сотрудник научно-просветительного отдела, Государственный Эрмитаж, аспирант, СПГХПА им. А.Л. Штиглица (Санкт-Петербург).
Река Оять как исток и источник формирования художественного мира глиняной мелкой пластики региона.

Малкова Ольга Петровна, к.иск., заместитель директора по научной работе Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова, член Союза художников и АИС (Волгоград).
Графика в тени города-монумента. Регионально обусловленные особенности развития графики Сталинграда-Волгограда.

Председатель Организационного комитета конференции:
Лавренова О.А., к.г.н., д.филос.н., почетный член РАХ, вед.н.с. ИНИОН РАН, профессор МИСИС, президент Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T).
Оргкомитет:
Т.А. Кочемасова, к. искусствоведения, академик РАХ, вице-президент РАХ;
Е.А. Ржевская, к. искусствоведения, член-корреспондент РАХ;
Г.И. Зверева, д.и.н., декан факультета культурологии РГГУ.
Контакты Председателя Оргкомитета: olgalavr@mail.ru






версия для печати