О создании мозаик купола храма Святого Саввы в Белграде.

 

Уходящий 2017 год вписал немало ярких страниц в историю  Российской академии художеств, которая является крупнейшим центром отечественной культуры. Это, прежде всего, год  260-летия её основания. Этому знаменательному событию был посвящен целый комплекс торжественных мероприятий, отражающих её многогранную научную, выставочную, творческую и образовательную деятельность. За свою почти трехсотлетнюю историю Академия обогатила отечественную культуру многими выдающимися достижениями русского искусства, создала и сохранила свою художественную школу, она и поныне оберегает и приумножает  культурное наследие  нашей  страны.

Другим важным событием этого года стало завершение уникальной работы по созданию мозаик купола храма Святого Саввы в Белграде.

Российская академия художеств играет важную роль в возрождении и развитии современного церковного искусства как в нашей стране, так и далеко за её пределами. Её значение в возрождении религиозного искусства во второй половине XX–XXI вв. трудно переоценить.

Центральным событием в России на рубеже веков стало  возрождение Храма Христа Спасителя. В ходе колоссальных работ по реконструкции и воссозданию художественного убранства храма под руководством президента Российской академии художеств З.К.Церетели были сформированы авторские коллективы профессиональных художников, которые и сегодня продолжают работать над восстановлением разрушенных, строительством и   художественным оформлением новых православных храмов.  В академических институтах  открыты кафедры церковного искусства, которые выпускают профессиональных художников-монументалистов, иконописцев.
     
Практика приглашения иностранных  художников  для создания монументальных росписей в храмах  России ушла в прошлое. В настоящее время ситуация изменилась, и в православные храмы во многих странах мира – в США, Мексике, Японии, Хорватии, Италии, Израиле,  на Мальте и других – приглашают русских живописцев. Их работы создаются с учетом «экологии культуры», одновременно оказывая влияние и на развитие местной иконографии, и в целом - на эволюцию образно-выразительного языка церковного искусства.

Своеобразие росписей академиков РАХ определяется не только выбором сюжетов, тем и стилей. Художники используют опыт живописцев,  учитывают  особенности архитектуры. Потому каждая созданная ими композиция уникальна и органична именно для данного храма, со спецификой его строения,  и среды, в которой ей предстоит находиться.

Работы,  выполненные  в Греции, Сербии и Хорватии, стали важным звеном в развитии исторических связей византийского и русского искусства в 21 веке и  мощным подготовительным этапом для работы над грандиозным проектом – созданием мозаичного убранства Храма Святого Саввы в Белграде.

В апреле 1999 года  Святейший Патриарх Московский Алексий II во время своего визита в Союзную Республику Югославию совершил с Патриархом Сербским Павлом литургию в соборе и на площади перед ним,  молитвенно пожелав,  чтобы « величественный храм святителя Саввы Сербского стал символом возрождения сербского народа. Поэтому мы тоже своим малым участием хотим внести лепту в это святое дело – завершение строительства храма Святителя Саввы».

Этот храм, символизирующий возрождение и укрепление духовной жизни сербского народа и Православия, является одним из самых грандиозных  в мире (его размеры- 91х81 м., площадь - 7.570 кв.м., диаметр купола – 30,16 м., высота – 65 м.) Он построен на месте сожжения оттоманскими властями в 1594 г. мощей величайшего святого, первого сербского архиепископа, национального героя Святителя Саввы. Хотя решение о воздвижении храма было принято  ещё в 1894 году, его строительство велось медленными темпами, неоднократно прерываясь военными действиями, которые проходили в разное время на этой земле. В 1989 году было завершено возведение купола Храма Святого Саввы.

С 2008 года в Российской академии художеств началась  подготовительная работа над проектом создания мозаик для Храма Святого Саввы в Белграде. Со временем была разработана уникальная концепция мозаичного убранства и создана мастерская для выполнения этих масштабных работ, способствующих тому, чтобы храм  стал выдающимся памятником современной христианской культуры.

В 2014 году в Российской академии художеств был проведён Всероссийский конкурс на право исполнения внутреннего убранства храма Святого Саввы в Белграде в соответствии с поручением руководства страны и достигнутой договоренностью с  Министерством иностранных дел Республики Сербия. Целью конкурса  было выявление творческого потенциала российских художников – мозаичистов, которые в дальнейшем могли бы принять участие в создании художественного убранства одного из самых масштабных православных храмов в мире. Конкурсное задание, сформированное экспертами Российской академии художеств и представителями Сербской стороны,   было объявлено летом того же года. В начале июля состоялась рабочая командировка экспертов РАХ в Белград, где они смогли познакомиться детально с архитектурой храма Святого Саввы, техническим заданием Сербской стороны, с пожеланиями   Его Святейшества Патриарха Сербского Иринея о предполагаемой стилистике мозаичного убранства.   По результатам этой рабочей поездки  в рамках договорённости с Сербской стороной  и было окончательно сформировано  конкурсное задание для участников – разработать и представить на планшетах и в материале: купол, подкупольное пространство, алтарное пространство и большие подпружные арки с учетом исторической справки о Храме Святого Саввы и  предоставленных рабочих чертежей.

В условиях творческого состязания  были отобраны лучшие проекты, выполненные на высоком профессиональном уровне. Участниками конкурса стали профессиональные художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Ярославля. В экспозиции отчётной выставки,  прошедшей в залах Российской академии художеств  осенью 2014 года, были  представлены более 50 работ – проекты, фотографии,  мозаичные иконы и фрагменты в материале.

Торжественное открытие выставки прошло на высоком уровне: с официальными приветствиями   выступили  Посол Республики Сербия в РФ доктор Славенко Терзич, настоятель подворья  Сербской Православной Церкви  Иринея, его Преосвященство архиепископ  Антоний, сотрудники  Посольства РФ в Республике Сербия, Министерства культуры РФ,    доктора искусствоведения А.В. Рындина и И.Л. Бусева-Давыдова и др. В приветственных выступлениях была подчёркнута масштабность этого проекта, призванного стать одним из важных этапов развития двусторонних отношений между Россией и Сербией, в развитии культуры Православия, служить укреплению братских связей между Православными Церквями.

По результатам заседания Жюри конкурса с участием министра иностранных дел Республики Сербия  Ивица Дачича, митрополита Амфилохия, президента Российской академии художеств З.К.Церетели, председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополита Волоколамского Илариона и других официальных лиц был назван победитель. Им стал проект  Московского Международного фонда содействия ЮНЕСКО, автором которого является народный художник РФ, академик РАХ Н.А. Мухин. На протяжении всей своей почти сорокалетней творческой деятельности  Мухин работает над созданием росписей в православных храмах в нашей стране и за рубежом. В связи с этим он углублённо занимается изучением традиций, техник и технологий  древнерусской и византийской  живописи. На заседании жюри было отмечено, что художник предложил в разработку уникальную иконографию, которая берет свои истоки в византийском и сербском искусстве, и в то же самое время воплощается в композициях, которые свидетельствуют о новом осмыслении храмового пространства современной архитектуры.

По замыслу  Н.А. Мухина  в куполе  Храма Святого Саввы  должна находиться традиционная для XI–XIII вв. композиция «Вознесение Господне» со Спасителем в Его небесной славе и предстоящими Ему фигурами Богоматери, Архангелов и Святых Апостолов. Круглую «славу» Христа поддерживают четыре ангела в белых одеждах, композиционно образующие крест.  В ореоле композиции Вознесения расположен праздничный тропарь.  Всего в композиции 20 фигур и 5 праздничных тропарей. Надо отметить, что никогда и нигде перед современными художниками не стояла столь грандиозная задача декорирования сюжетной мозаикой огромной поверхности купола площадью 1230 кв.м.

Основной   задачей автора проекта стало  соединение  идейного замысла со всеми архитектурными частями храма и  нахождение единого пластического решения. Купол при всей его важности является  лишь частью общей пластической  идеи всего храма, а  смысловым центром   является алтарь. Мозаики создаются в пространстве нового уникального по своей архитектуре храма, они имеют свои иконографические и композиционные особенности, которые диктует   именно архитектура храма.

Как отметила И.Л. Бусева–Давыдова: «Утонченная стилизация в композиции «Вознесение Господне» – не самоцель, а способ передачи глубокого духовного содержания, которое присуще лучшим образцам византийского искусства… подобный прием роднит мозаику с современными художественными исканиями. Н. Мухину удалось создать на основе изучения византийских, древнерусских и балканских средневековых традиций новое решение сюжета «Вознесение Господне», которое по оригинальности композиции не имеет аналогов в православном церковном искусстве».

В завершении выездного заседания Президиума РАХ, проходившего в мозаичной мастерской Фонда ЮНЕСКО, З.К.Церетели отметил высокую культурную ценность этого проекта и подчеркнул  его особую значимость не только для христианского мира, но и для мирового искусства в целом. Он выразил надежду, что масштабный труд  авторов и художников-мозаичистов будет оценен по достоинству, а дальнейшее художественное оформление Храма Святого Саввы послужит эталоном для современников и будущих поколений.

Особого внимания заслуживает сам процесс создания мозаики и организация мозаичной мастерской. Высокое профессиональное  мастерство, академическое образование художников-мозаичистов  (около 70 специалистов) под руководством академиков Н.А. Мухина,   Е.Н. Максимова,   З.К.Церетели и М.В.Поповой, - кураторов каждого этапа создания мозаики, позволили реализовывать этот уникальный проект. Многие из художников являются стажерами и выпускниками творческих мастерских монументальной живописи РАХ.

Каждый этап работ принимала специально созданная приемочная комиссия, в которую входили церковные иерархи Русской и Сербской Православных церквей, члены Президиума РАХ, представители Министерства культуры РФ, Федерального агентства Россотрудничества, специалисты, художники, ученые, представители ПАО «Газпромнефть», которым было поручено финансовое обеспечение этого этапа создания мозаик купола в рамках программы поддержки гуманитарных проектов в области культуры и сохранения исторического наследия Сербии.  Договор пожертвования на реализацию этого проекта был подписан в августе 2016 года. Со стороны исполнителя проекта подпись поставила вице-президент «Московского Международного фонда содействия ЮНЕСКО» М.В.Попова. Члены комиссии  неоднократно по результатам  просмотров отмечали высочайший художественный и профессиональный уровень выполнения мозаик.

Оснащением мастерской для проведения всех необходимых работ, не имеющей аналогов в мировой практике,   занимались  специалисты Московского Международного фонда содействия ЮНЕСКО.  Она была организована безупречно с учётом  всех потребностей художников  - помещение огромного размера со всем необходимым оборудованием для изготовления мозаичных фигур размером минимально 8,5 метров,   металлические стенды для крепления композиций,  строительные  многоуровневые леса, оборудование для обработки смальты и др.    Смальта для работы изготавливалась в художественных мастерских Санкт – Петербурга и в Москве. Качество стекла оставляет позади даже итальянских производителей. Как  и прежде, руководят этими мастерскими художники - выпускники Академии,  знающие тончайшие нюансы мозаичного искусства и смальтоварения. Для реализации  проекта в Храме Святого Саввы была создана специальная цветовая палитра, включающая в себя огромное количество оттенков. Так специально варилось 53 оттенка только синего цвета.

В мае этого года мозаики, выполненные в Москве, были доставлены в Белград, где были торжественно встречены сербским народом во главе с высшим духовенством и представителями власти. В настоящее время  группа художников – мозаичистов во главе с академиками РАХ Н.А. Мухиным, Е.Н. Максимовым, З.К.Церетели и М.В.Поповой завершили монтаж мозаики купола непосредственно в самом  Храме Святого Саввы.

В одном из своих выступлений Председатель ОВЦО РПЦ митрополит Волоколамский Иларион отметил: «Переживаемый нами сегодня момент имеет историческое значение, на наших глазах этот величественный Собор обретает свой неповторимый облик, который на многие века станет религиозным и художественным символом Белграда. Этот проект будет запечатлен в молитвенной памяти многих поколений духовенства и верующих. И, конечно, это уникальный проект во взаимоотношениях России и Сербии».

Масштабные работы, проведенные в Храме Святого Саввы,  не имеют аналога в современной художественной практике  и свидетельствуют о той огромной роли, которую играет сегодня Российская академия художеств в развитии церковного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом.
 

Историческая справка:
Храм Сербской Православной Церкви в Белграде на Врачаре возводился на протяжении всего XX века как храм-памятник на месте сожжения оттоманскими властями в 1594 году мощей великого святого, первого сербского архиепископа, Святителя Саввы и символизирует не только возрождение и укрепление духовной жизни сербского народа, но и Православия во всем мире.
В 1894 году в ходе подготовки к празднованию 300-летия со дня сожжения мощей Святого Саввы было принято решение о воздвижении великолепного Храма, который должен был стать символом всеобщей признательности сербского народа своему просветителю и защитнику – Святому Савве. Уже через год было построено временное здание  этой Церкви  и  создано Общество по возведению Храма Святого Саввы.  В 1905 году  был объявлен конкурс на  проект Храма с  обязательной ориентацией на сербско-византийский стиль, а размеры храма должны составлять 2000 — 2500 кв. м. На конкурс представили пять проектов, которые направили   в Россию для рассмотрения Комиссией Императорской академии художеств, но  ни один из них не был принят. Война на Балканах, а затем Первая мировая война приостановили поиск новых решений по строительству храма.

В 1926 году был объявлен новый Всеюгославский конкурс, на который было представлено 22 проекта.  Наиболее удачным сочли проект профессора архитектуры Богдана Несторовича, который получил вторую премию. В 1930 году Комитет по строительству храма во главе с Патриархом Сербским  Варнавой поручил возведение храма  архитекторам Богдану Несторовичу и Александру Дерока, которое удалось начать только в 1935 году. После бомбардировки Белграда весной 1941 года все строительные работы были приостановлены.       Строительство возобновилось только при Патриархе Германе, возглавившем Сербскую Православную Церковь в 1958 году.
     
Почти полвека спустя,  только в 1985 году среди стен храма, был возведен  алтарный помост, на котором Патриарх Герман  отслужил торжественную литургию по случаю продолжения строительства. В 1989 году   было завершено  возведение купола Храма Святого Саввы. В 2004 году состоялось официальное открытие всё ещё не полностью законченного храма.

В своём проекте для Собора Святого Саввы архитекторы Александр Дероко и Богдан Несторович  опирались на композицию Храма Святой Софии как символа византийской культуры и репрезентативности, но  по своей планировке Храм всё же отличается от константинопольского образца.  При размерах 91 м х 81 м и занимая площадь 7570 м², Храм Святого Саввы примерно соответствовал масштабам Софийского собора, но имел больший диаметр купола (30.16 м), а также большую высоту (65 м). Интерьеры храма должны быть украшены мозаикой. В качестве стилистического ориентира взяты византийские мозаичные декорации XII века. Именно тогда византийское искусство достигло своего идеала, объединив высочайшую духовность и совершенную пластику материальных форм.
 
Материал подготовлен
на основе статьи  академика РАХ Н.Н.Мухиной






версия для печати