К 90-летию со дня рождения Александра Тимофеевича Борисова (1927-2017)
Борисов Александр Тимофеевич
1927-2017
Его глубокое профессиональное чутье, высокая изобразительная культура, поэтический темперамент, мудрая изысканная простота обогатили отечественное кинодекорационное искусство.
Александр Тимофеевич принадлежал к тем редким мастерам, для которых работа художника в кино – не просто профессия, а призвание.
Сразу после окончания ВГИКа в 1955 году он приходит работать художником-постановщиком на киностудию «Мосфильм». В первой же работе – кинофильме «Поэма о море» ему посчастливилось встретиться с великим и самобытным режиссером А.Довженко. Мир высокой поэтики, свойственный творчеству этого мастера, совпал с одухотворенным характером дарования художника. Затем А.Т.Борисов работал над фильмами режиссера Ю.Солнцевой «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна», поставленными по сценариям А.Довженко.
В последующие годы опыт и мастерство совершенствовались в кинокартинах «Путь к причалу» и «Тридцать три» Г.Данилия, «Анна Каренина» А.Зархи, «Чайковский» И.Таланкина, «Исполнение желаний» С.Дружининой, «Чисто английское убийство» С.Самсонова.
А.Т.Борисов не только определял общую изобразительную концепцию создаваемого фильма в замечательных живописных эскизах, но долго, с большой творческой отдачей трудился над осуществлением декорации в павильоне. Он с дотошностью и любовью обживал ее предметами быта, различными выразительными мелочами, основательно занимался поисками подходящих мест для натурных съемок и их «художественным освоением».
Начиная с 70-х годов прошлого века, А.Борисов работал в основном с двумя режиссерами – Э.Рязановым и С.Соловьевым.
С Э.Рязановым они сделали вместе кинофильмы «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», «Старые клячи», «Ключ от спальни» и другие.
С.Соловьев, необычайно тонко чувствующий пластическую выразительность кинематографа, нашел в лице А.Борисова полного единомышленника и идеального художественного соавтора. В кинокартинах «Егор Булычев», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Наследница по прямой» декорации удивительно красивы, романтичны, в них чувствуется художественная ясность и чистота, по выражению С.Соловьева, «освященность духовным миром художника». Последний их совместный фильм – «Анна Каренина» (2012), вторая творческая встреча А.Т.Борисова с романом Л.Толстого.
Акварельная тонкость живописных эскизов и станковых произведений А.Борисова всегда очень высоко ценилась коллегами-художниками, они занимали достойное место на многочисленных выставках. Экспонировались не только эскизы декораций Александра Тимофеевича, но и его станковая живопись и графика.
В 2012 году в залах Российской академии художеств состоялась выставка «А.Т.Борисов и выпускники его мастерской».
А.Т.Борисов был ответственным, трепетным, заботливым педагогом. Более сорока лет он возглавлял мастерскую художника-постановщика на художественном факультете ВГИКа. За это время мастер подготовил не один десяток художников кино. Многие его ученики стали сейчас ведущими художниками-постановщиками в отечественном кинематографе.
А.Т.Борисов - лауреат Премии Международного кинофестиваля в Венеции, премии «Ника», награжден Золотой медалью и Орденом «За служение искусству» Российской академии художеств.
Отделение театрально- и кинодекорационного искусства