К 90-летию со дня рождения Александра Тимофеевича Борисова (1927-2017)

 

Борисов Александр Тимофеевич
1927-2017

7 сентября исполняется 90 лет со дня рождения академика А.Т.Борисова, патриарха отечественного кинодекорационного искусства, Народного художника РСФСР, профессора, лауреата Государственной премии СССР. Он не дожил до нынешней знаменательной даты полгода. Это был светлый, интеллигентный, скромный, нежнейшей души человек.

Его глубокое профессиональное чутье, высокая изобразительная культура, поэтический темперамент, мудрая изысканная простота обогатили отечественное кинодекорационное искусство.

Александр Тимофеевич принадлежал к тем редким мастерам, для которых работа художника в кино – не просто профессия, а призвание.

Сразу после окончания ВГИКа в 1955 году он приходит работать художником-постановщиком на киностудию «Мосфильм». В первой же работе – кинофильме «Поэма о море» ему посчастливилось встретиться с великим и самобытным режиссером А.Довженко. Мир высокой поэтики, свойственный творчеству этого мастера, совпал с одухотворенным характером дарования художника. Затем А.Т.Борисов работал над фильмами режиссера Ю.Солнцевой «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна», поставленными по сценариям А.Довженко.

В последующие годы опыт и мастерство совершенствовались в кинокартинах «Путь к причалу» и «Тридцать три» Г.Данилия, «Анна Каренина» А.Зархи, «Чайковский» И.Таланкина, «Исполнение желаний» С.Дружининой, «Чисто английское убийство» С.Самсонова.

А.Т.Борисов не только определял общую изобразительную концепцию создаваемого фильма в замечательных живописных эскизах, но долго, с большой творческой отдачей трудился над осуществлением декорации в павильоне. Он с дотошностью и любовью обживал ее предметами быта, различными выразительными мелочами, основательно занимался поисками подходящих мест для натурных съемок и их «художественным освоением».

Начиная с 70-х годов прошлого века, А.Борисов работал в основном с двумя режиссерами – Э.Рязановым и С.Соловьевым.

С Э.Рязановым они сделали вместе кинофильмы «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», «Старые клячи», «Ключ от спальни» и другие.

С.Соловьев, необычайно тонко чувствующий пластическую выразительность кинематографа, нашел в лице А.Борисова полного единомышленника и идеального художественного соавтора. В кинокартинах «Егор Булычев», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Наследница по прямой» декорации удивительно красивы, романтичны, в них чувствуется художественная ясность и чистота, по выражению С.Соловьева, «освященность духовным миром художника». Последний их совместный фильм – «Анна Каренина» (2012), вторая творческая встреча А.Т.Борисова с романом Л.Толстого.

Акварельная тонкость живописных эскизов и станковых произведений А.Борисова всегда очень высоко ценилась коллегами-художниками, они занимали достойное место на многочисленных выставках. Экспонировались не только эскизы декораций Александра Тимофеевича, но и его станковая живопись и графика.

В 2012 году в залах Российской академии художеств состоялась выставка «А.Т.Борисов и выпускники его мастерской».

А.Т.Борисов был ответственным, трепетным, заботливым педагогом. Более сорока лет он возглавлял мастерскую художника-постановщика на художественном факультете ВГИКа. За это время мастер подготовил не один десяток художников кино. Многие его ученики стали сейчас ведущими художниками-постановщиками в отечественном кинематографе.

А.Т.Борисов - лауреат Премии Международного кинофестиваля в Венеции, премии «Ника», награжден Золотой медалью и Орденом «За служение искусству» Российской академии художеств.

Отделение театрально- и кинодекорационного искусства






версия для печати