«Камерная скульптура». Выставка произведений членов Российской академии художеств в Манеже.

 

30.12.2016

Другие выставочные залы


Дата проведения: 30 декабря 2016 года -  8 января 2017 года
Место проведения: Центральный Манеж, Манежная площадь, 1

Камерная скульптура на протяжении столетий является одним из самых популярных видов скульптуры и самым приближенным к человеку. Успех заключается в многообразии используемых мотивов, сюжетов, форм и даже размеров. Скульптура всегда остается сомасштабной человеку. Она одушевляет пространство, позволяет устроить свой личный театр скульптур. Она рассчитана на длительное созерцание, на разглядывание, на физическое касание, на индивидуальное тактильное ощущение, на внутренний диалог с изображенным героем или на обдумывание символического смысла какой-нибудь «вечной темы». Исторические и религиозные фигуры воспринимаются как покровители и олицетворяют силу их свершений, абстрактные и символические композиции пробуждают высокие мысли и подсказывают новые идеи. 
Малые формы позволяют художнику большую свободу и творческое вдохновение, передают рукотворную, авторскую, живую пластику. Материал данной выставки закрепляет каждой скульптурой ощущение нашей эпохи в традициях отечественной школы, для которой свойственно творчески осмыслять мировой художественный опыт.
Искусствовед и куратор Петр Баранов

Академик РАХ, заслуженный художник РФ Андрей Балашов придерживается линии «высокого» реализма. И тогда не важно, будет это портрет близкого знакомого или великого певца прошедшей эпохи на центральной городской площади, захочется ли ему предпринять работу по созданию большой обнаженной женской фигуры или энергичного лесного обитателя – всё будет сделано крепко и выразительно. По-новому жестко, как будто в противовес всем экспериментам по трансформации натуры, скульптор заявляет о своем желании лепить формы, как они созданы природой, и лишь по законам художественного творчества опускать умаляющее ее достоинство, невнятное, неточное. Балашов лепит легко и быстро, с его образами соглашаешься, доверяешь. Он знает хорошо лучшие образцы русской реалистической традиции в скульптуре и добавляет к ним портреты выдающихся людей и памятники, которые сохраняют ценности прямого высказывания и добротного исполнения.
Индивидуальный творческий метод академика РАХ, заслуженного художника РФЛеонида Баранова с элементами сюрреализма позволил ему создать, кроме станковых скульптур и скульптур для города, фантастический мир бронзовых скульптур-предметов. Все вылеплено с большой тщательностью и вниманием к говорящим деталям. Фигуры русских царей, святых, писателей и ученых. Они отмечены живой достоверностью образов даже в небольшом размере. Здесь для кабинетного общения предлагается русская история в самых известных лицах, история, осмысленная ее большим любителем сегодня и дарящая многочисленные ассоциации с документальными событиями, узнаваемыми характерами и элементами стилей времени. Скульптор мастерски умеет сообщить своим произведениям ощущение возвышенного и волшебного мира истории искусства.
Член-корреспондент РАХ, заслуженный художник РФ Сергей Мильченко своим творчеством подтверждает тезис, что современность это, прежде всего, способ диалога. Он вошел в художественную ситуацию московской скульптуры своими смелыми философичными композициями, в которых известные евангельские сюжеты оказываются неподдельно прочувствованными и выстраданными, несут очень точную эмоцию. Его композиции выразительны по силуэту, но и в их внутреннем пространстве возникает своя притягательная природная сила. Он умеет быть и плоскостным, и объемным, в зависимости от исполняемого сюжета. За внешним простодушием таится неоднозначность авторского толкования. Исторические фигуры всегда увидены им с интересом первооткрывателя, а обнаженное женское тело – извечная тема искусства – обретает притягательный поворот и энергичное движение.
Концепция творчества академика РАХ, народного художника РФ Александра Рукавишникова строится на сложной системе метаморфоз, неожиданных превращений и ассоциаций как в произведениях станковой и монументальной пластики, так и в живописи, графике. Довольно поздно обратившись к живописи, в своих монументальных опусах, которые сродни фресковым циклам, он развивает идею самодовлеющей̆ ценности  удожественного произведения, в создании гуманистической антитезы мифологическим, виртуальным ценностям технократической цивилизации ХХI века, новой реальности, противостоящей обезличиванию унификации и глобализации культуры, среды нашего обитания. В этом уникальность таланта Александра Рукавишникова, подлинная жизнеспособность и будущность его искусства.
Александр Цигаль родился 21.06. 1948 г. в Москве. Живет и работает в Москве. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) (1971), кафедра монументально-декоративной скульптуры. Член Союза художников СССР, России (1976). Академик Российской академии художеств (Отделение скульптуры, 2007), член Президиума (с 2012), академик-секретарь Отделения скульптуры (с 2012) Российской академии художеств, народный художник РФ (2014), лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, лауреат конкурсов московских, всероссийских и международных по монументальному искусству.

на основе пресс-релиза



Возврат к списку

версия для печати