«Открытая реальность». Выставка произведений Важи Окиташвили.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения:  11 мая – 22 мая 2016 года
Место проведения: Выставочный зал Московского Союза художников, Кузнецкий мост, 20

11 мая 2016 года в 17.00 состоится открытие выставки произведений российского художника, академика Российской академии художеств, члена Творческого союза художников РФ Важи Шотаевича Окиташвили «Открытая реальность»

Мышление В.Окиташвили с первого же взгляда захватывающе нестандартно. Его художественный мир - это мир взглядов, точек зрения и эмоций. Он создает своеобразный коллаж из всего этого, непостижимым образом рождая эстетическую целостность своего творчества. И не случайно коллаж возникает и как жанр в его творчестве, и как способ мышления и построения живописной действительности на холсте.
Главным соединяющим началом его работ служит цвет. Цвет играет пространством, диктует пространство, выстраивает пространство. С  его помощью художник может говорить со зрителем на разных языках.
На языке детства он формулирует фантастическое поле сказки и вымысла (серия «Сказки», 2010 г).
На языке осени он слагает вирши о том, как прекрасна жизнь в своей предзакатной поре («Осень», «Осеннее настроение», «Золотая осень»). Язык его «Цветов» - это сочетание сложных настроений, то гулко, то звонко отзывающихся сложной полифонией цветовой палитры. Язык же черно-белой графики - особый, он тяготеет к намеку в ощущениях и силуэту в восприятии (серия «Городские зарисовки», серия «Сказки, 2009 г).
Стиль В.Окиташвили близок тому, что называют «наивное искусство», уходящего своими корнями в творчество его незаурядного соотечественника Нико Пиросмани. Но так же, как и у Пиросмани, эта так называемая «наивность» очень мудра, оттого она и становится искусством. В его работах, и графических, и живописных, скрыта философия двуединства. С одной стороны, все очень зыбко - «живущие своей жизнью» домики, вступающие в диалог то друг с другом, то с редкими прохожими, то с природой и природными явлениями. Оттого предметная фактура ведет себя, как хочет, потому что она общается - живет Того гляди, сейчас все это соскользнет с разновеликих плоскостей и исчезнет И останутся только небо да бесконечные холмы. Но, в то же время, эта зыбкость и создает ощущение некой надмирности всего, что чувствует и видит художник.
В зыбкости и непрочности, в непостоянстве связей, в порочном желании человека присвоить себе мгновения вечности и состоит смысл нашего земного бытия. И с этими вечными категориями столь искренне и непосредственно общается на языке художества Важа Окиташвили.
В качестве последнего дом выступает наиболее артистично в работе «Голова». Это целое поселение. И сразу- многоуровневая игра смыслами: и «дом - всему голова», и «все заботы о доме», и «воспоминания о Родине», да еще много чего. Это чистое ассоциативное искусство, где каждый видит свое. Дом может быть основным героем, а может создавать в своем многообразии живописный фон. Но он всегда есть, он, словно, какая-то внутренняя ось, которая держит художника в этом непростом для него мире.
Пройдя через все основные составляющие творчества Важи Окиташвили, мы снова возвращаемся к тому, с чего начали - к самобытности. Самобытность - это ведь не просто обретение своего собственного стиля. Это, прежде всего, само-бытие. Быть самому, быть самим собой, просто - Быть.
Для этого необходимо творческое мужество, во все времена выражающееся через отказ от конъюнктурности и изысков моды. Важа Окиташвили творчески смел. В этом его самость и в этом его бытие.

Ирина Седова, искусствовед






версия для печати