«Отражения». Выставка произведений Юлии Мерзликиной.

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


19 апреля 2016 года в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21 открывается выставка произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Юлии Мерзликиной «Отражения». 

Выставка знакомит с авторскими уникальными произведениями разных лет, что составляет весьма разнообразную и внушительную панораму творчества. Многие работы зритель увидит впервые.
Основным материалом творчества Ю.Мерзликиной стало художественное стекло. Устремлённость автора к решению пространственных задач объясняет её интерес к оптическому стеклу, работа с которым началась еще в студенческие годы. 
По окончании в 1992 году кафедры стекла Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское) художница активно включилась в современный художественный процесс. В 1999 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Оптическое стекло в декоративно-прикладном искусстве», в которой сформулировала творческое кредо в работе с этим материалом. «В центре внимания художника становится пластика иллюзорного пространства. Форма объекта не играет первостепенной роли. Она – лишь огранка для тех оптических эффектов, которые становятся основополагающими при создании скульптур из стекла». 
Пространство-иллюзия и его игровое восприятие – одна из актуальных тем в современном искусстве. Создав целый ряд разных по характеру оригинальных произведений, в том числе, витражные панно из оптического стекла для интерьеров, Мерзликина заявила о себе как яркая творческая личность со своим узнаваемым авторским стилем. Уже первые её работы обратили внимание необычностью образно-пластического строя и средств выразительности, они заметно выделялись на фоне общего художественного потока произведений (композиции "Черная дыра", "Вселенная", "Дыхание огня").
В общей эволюции художественного стекла от предмета к арт-объекту произведения Ю.Мерзликиной сыграли решающую роль. 
Инновационные поиски автора неразрывно связаны с экспериментом в сфере авторских технологий и технических приёмов. Мерзликина владеет широкой палитрой разных технических средств, используя те или иные из них в соответствии с замыслом произведения. Здесь и пластические формообразы из горячего гутного стекла, и объёмно-пространственные конструкции из листового и зеркального стекла. Её объекты всегда созвучны и органичны средовой ситуации, они рвутся в архитектурное пространство, на пленэр. С 2005 года она постоянный, активный участник, дипломант Международных выставок и конференций в рамках проекта «Open air».
Работа с плоским листовым стеклом стала программной задачей художников ввиду сокращения производственных возможностей и переноса акцента на работу в студии, в мастерской. Мерзликина одна из первых с присущей ей способностью к пространственному мышлению вдохнула в этот материал ощущение пластического трёхмерного объёма, света и воздуха (серия  «Облака»: "Дождь", "Гроза", "Снег", "Ветер"). 
Подлинной новацией в отечественном стеклоделии стала серия Мерликиной «Кубы», воспринимаемые теперь как «кодовые» знаки автора. Композиции из серии «Стихии» (2010-2012 гг.) из четырех крупных по размеру кубов с цветной металлизированной поверхностью из широких полос, преобразуют пространство, насыщая его излучением света и цвета, напряжением ритмов. Поставленные под углом к поверхности, укреплённые на одной точке опоры они создают кинетический эффект вращения вокруг своей оси. Вариативность их пространственного существования в интерьере или в открытой среде расширяет поле их эстетического воздействия. В них чувствуются отзвуки уроков русского конструктивизма, и вместе с тем они существуют как самозначимые объёмно-пространственные арт-объекты в контексте современного искусства.
Пространственные связи объекта и пространства особенно ярко раскрылись в жанре лэнд-арта. Мерзликина постоянно участвует в пленэрных выставках «Стекло и керамика на траве» на Елагином острове в Санкт-Петербурге, «Стекло на траве» в Музее-заповеднике «Царицыно» (2001-2007),  усадьбе «Архангельское», Российской академии художеств, является их соорганизатором, вдохновителем. Открытое пространство ведёт художников к транскрипциям и новому прочтению традиционного, известного, к свободному эксперименту с формой, материалом, техническими средствами. Чисто дизайнерский ход виден в решении объектов и инсталляций Ю.Мерзликиной с их, по сути, архитектурными формообразующими модулями, которые так органично живут в ландшафтной среде. 
На выставках в открытом пространстве с особой выразительностью прозвучали композиции-инсталляции из зеркального стекла, их пространственно-иллюзорный, оптический эффект (серия  «Отражения»: "Зеркальная дыра", "Отражения Солнца", "Отражения Царицыно" и др.). В композиции «Солнцеворот», показанной на выставке во дворике РАХ, Мерзликина остроумно использовала многократное отражение окружающей среды в поверхностях круглых и квадратных зеркальных пластин, поставленных на земле под углом друг к другу в определённом ритме. Словно в бегущих кадрах, в природной среде взгляду открывалось нечто новое, неожиданное, ранее незамеченное. Преобразовательное, игровое начало составляет эстетический смысл таких произведений.
Высокий профессионализм Ю.Мерзликиной ярко проявился при создании ряда архитектурно-художественных работ: серии витражей для интерьеров резиденции патриарха Алексия II в Переделкине, декоративно-световых композиций для интерьеров головного офиса Внешторгбанка России в Москве.
С 1998 года Мерзликина является постоянной участницей всех больших общественно-значимых всероссийских художественных и зарубежных выставок, а также крупных российских и международных симпозиумов по стеклу в Венгрии, Чехии, Словакии, на Украине, в России (Гусь-Хрустальный, Сочи, Никольск), триеннале художественного стекла во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Трудно переоценить роль и влияние на процесс развития искусства стекла Международного симпозиума в городе Никольске Пензенской области, ставшем центром российского стеклоделия. Ю.Мерзликина как его активный участник (инициатор и организатор - художник, член-корреспондент РАХ А. Фокин) играет исключительную роль. Её работа с мастерами – стеклодувами представляет собой мастер-класс для начинающих свой путь художников, а сами произведения, созданные в технике гутного стекла, являют собой образцы высокой пластической культуры (композиции "Движение", "Ниитаки-Мару", "Никольский хоровод", "Олимпийский огонь", "Перо синей птицы", "Песнь России" и др.).
Значительность творческой личности Юлии Мерзликиной выступает во всём многообразии форм её деятельности. С 1994 года она преподаёт, а с 2008 года возглавляет кафедру "Художественное стекло" Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова. За эти годы Мерзликина Ю.Н. воспитала целое поколение молодых художников, многие из них стали лауреатами и дипломантами московских и международных выставок. 
Произведения Мерзликиной вошли в собрания ведущих российских и европейских музеев декоративного и современного искусства, таких как Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Московский музей современного искусства, Музей стекла Елагиноостровского дворца-музея в Санкт-Петербурге, Музей стекла в Гусь-Хрустальном, Львовский музей стекла, а также галереи США, Финляндии, Швейцарии, Венгрии, Чехии.
Наиболее яркие авторские работы были отмечены специальными наградами. Цикл творческих работ «Облака» был удостоен диплома РАХ в 2005 году, объект «Ладья» из серии «Корабли»  отмечен Золотой медалью РАХ (2008).
Юлия Мерзликина – художник своего времени. Она чутко улавливает его эстетические ориентиры, его пространственно-временные измерения и как большой талантливый художник передаёт свои ощущения в «блестящем» искусстве стекла. Постоянство открытий стали непременным признаком творчества Мерзликиной.

Л.В.Казакова,
доктор искусствоведения
Выставка работает по 8 мая

СМИ о выставке: 





версия для печати