Выставка И. Пчельникова «Работы разных лет: живопись, графика, пространственные композиции»

 

14 мая 2015 года в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России открылась персональная выставка народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Игоря Пчельникова (род. 1931), одного из крупнейших современных мастеров живописи и монументального искусства. На открытии выставки присутствовали члены РАХ: М. Ш. Брусиловский, В. М. Волович, М.В. Красильникова.

Игорь Пчельников в 1956 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище      им. В.И.Мухиной. Одна из первых работ И. Пчельникова - росписи, рельефы, мозаики во Дворце пионеров на Ленинских горах, которые он выполнил в составе творческой группы художников - «шестидесятников»: Е. Аблиным, Г. Дервизом, И. Лавровой, А. Губаревым. В 1970-1980-е годы в соавторстве с И.Лавровой выполнил цветные рельефы в Посольстве СССР во Франции, в интерьерах санатория «Южный Форос» в Крыму, объемно-пространственные композиции в ресторане гостиницы «Москва» и др., а также совместно с Б. Тальбергом Игорь Пчельников создал ряд монументальных произведений в общественных зданиях Свердловской области.

Изобретательная фантазия, элементы игры, свобода творческой мысли, раскованность и красота преображали  интерьеры общественных зданий, которые становились волшебными и неузнаваемыми. Одна из последних работ И. Пчельникова в  монументальном искусстве - фонтан на площади у Рижского вокзала в Москве (в соавторстве с М.Красильниковой), 2007г., а также художественное оформление концертно-зрелищного Центра в г.Ярославле, 2010г. Его художественные произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее (г.Москва), Русском музее (г.Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже (г.Санкт-Петербург) и других государственных и частных собраниях нашей страны.

В станковом творчестве художник поражает глубиной и силой создаваемых образов, искренностью, обостренным чувством цвета и пространства. Значительной становится для И. Пчельникова евангельская  тема. Картины «Несение креста», «Снятие с креста», «Лестница», «Моисей»,  исполненные драматизма и трепетного  сопереживания, передают накал страстей современного мира, художник трактует их в философском контексте, видит в них возможность поднять темы человеческого бытия, переживает значительные или только ему заметные события, «дающие толчки для пластических рассуждений», в которых он выходит за рамки сугубо личных взаимоотношений с действительностью, и его работы обретают  метафорическое звучание…  Напряженный нерв живописно-пластических и пространственных взаимодействий, конфликт противоположных начал задевает зрителя за живое.  «Меня привлекают, прежде всего, идущие от холста пластические импульсы -  излучение вовне. Поэтому важно, чтобы выступы рельефа в совокупности с изобразительными элементами образовывали единое пространство, где все детали композиции подчинены друг другу. Наверное, это связано с моими прежними занятиями монументальным искусством, а оно как раз и построено на трёхмерном отображении. Большой объём формирует вокруг себя пространство, - говорит художник».  Большое место в творчестве Пчельникова в последние годы занимают пространственные композиции – деревянные конструкции, включенные в общую игру формы и цвета.
 
«Мне интересна именно пластическая борьба геометрии с органикой: на холсте ли, в объёме… Попытка пластическими средствами выразить напряжённость жизни, её трагизм или обыденность – так бы я мог охарактеризовать суть своих творческих исканий,  -  утверждает художник.

Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ, житель Екатеринбурга  Виталий Волович, который давно знает И. Пчельникова, так отзывается о творчестве своего друга:  «В творчестве каждого крупного художника есть некое внутреннее противостояние. Внешней среде. Обстоятельствам. Себе самому, наконец. Это придает творчеству характер постоянного конфликта, порой драматического. Он не всегда осознается самим художником и по-разному выражается в разные периоды творчества. Игорь Пчельников - художник давно и прочно утвердившийся. Кажется, полностью выразивший себя. Много лет  работая вместе с И. Лавровой, они сформировали свое понимание архитектурной среды как композиционного пространства. Они артистически преображали эту среду. 1990 год. Начинается новый период в творчестве Игоря Пчельникова. Возникает резкий перелом мироощущения, образов, стиля. Разрыв с собственной устоявшейся манерой. Архитектура сменяется живописью. Стена - холстом. Логика  - стихией. Он проживает свою жизнь заново. Отталкивает прошлое ранее неизведанного. Выявляет в себе новые силы и возможности. Осознает и формулирует их. Он обращается к «вечным» сюжетам:  «Снятие с креста», «Моление о чаше», «Бичевание» … Его холсты наполняются новыми образами. Не традиционными. Своими. Авторскими. Принципы монументальной живописи, в определенной степени подчиняющие себе индивидуальность, сменяются глубоко личным переживанием. Интенсивностью и даже неистовством нового художественного языка. Художник обращается к интонациям маньеристской живописи, беря от нее мощное красочное звучание, динамику формы, стремительность движения… Ее внешние элементы  он претворяет в глубоко драматические образы. Сохраняя зрелищность маньеризма, он наполняет их ощущением внутренней борьбы, почти непосильного напряжения. Бурная живопись, динамичная и мощная, сделанная как будто в порыве неистового волнения, оказывается вполне и абсолютно законченной. Завершенной по силе и полноте высказывания. По ощущению страсти, отданной до абсолютного опустошения.  Эти работы - вступление в новый творческий период. Результат серьезной внутренней работы, интенсивных размышлений. Было бы интересно понять эти глубоко личные процессы, так изменившие его творчество. Что на самом деле происходит в душе художника, какую цену он платит, что испытывает?.. Что мы знаем об этом? Но творчество и есть повод для предположений, интерпретаций и догадок…»
Выставка И. Пчельникова «Работы разных лет: живопись, графика, пространственные композиции» продлится до 14 июня.






версия для печати