Т.Кочемасова. "Образы памяти"К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

 


Искусство – один из действенных механизмов сохранения памяти человечества. Галерея образов памяти мирового искусства существует дольше, чем история, восстановленная в подробностях, именно по этим визуальным кодам мы стремимся понять героев прошлого и возможно разглядеть в них черты современников.
Память обитает в разных измерениях, прорастает корнями в образах искусства. В этом особая сверхзадача художника – прочувствовать, пережить, во вновь созданном, сохранить прошлое, соединить его с настоящим, направить в будущее.

70-летие празднования Победы в Великой Отечественной войне приходится сегодня на сложный период в истории России, да и человечества в целом. Мир вновь сотрясают войны, и саму память будто испытывают на прочность, объявляют и ей смертельный бой. Войны памяти – феномен, который в наши дни обретает особо острое звучание.
Выставочный проект «Образы памяти» - отклик молодого поколения творцов на масштабную тему Великой Отечественной войны. Нынешний, 2015 год, особенный, не только благодаря юбилею, но и потому что масштаб вызовов и испытаний дня сегодняшнего вновь проверяет нас на прочность. И вместе с военными действиями, развернувшимися сразу в нескольких частях планеты, атаки идут и на нашу память.

             

У народа, у которого нет прошлого, нет будущего - аксиома. Что же есть для нас наше прошлое, для современных людей, живущих в новом XXI веке?!
«Образы памяти» - художественный проект, результат творческого содружества плеяды молодых художников – Александра Новоселова, Фрола Иванова, Вадима Каджаева, Сергея Данчева, Рустама Яхиханова, Ильи Овчаренко, Александра Тыщенко. Их объединяет многое – это и академическая школа, и творческие и идейные убеждения. Все они – выпускники мастерской монументального искусства Академического института имени И.Е.Репина, выдающегося мастера, академика, народного художника СССР Андрея Андреевича Мыльникова. Не всех мастер успел довести до диплома, на смену ему пришли академики С.Н.Репин, А.К.Быстров, В.А.Мыльникова, которая возглавляет творческую мастерскую Российской академии художеств в Санкт-Петербурге.
Почерк молодых художников представляет новую страницу российской академической школы, санкт-петербургской школы, в основании которой, безусловно, и искусство Андрея Андреевича Мыльникова с его романтичной экспрессией, сложностью композиционных решений, благородной выразительностью цвета.

Академическая художественная школа в России – живой процесс, в который вовлечены талантливые художники и педагоги. Их произведения уже успели пройти оправдание временем и впоследствии составили лучшие коллекции музеев и галерей России и мира, яркие страницы истории изобразительного искусства. Вопреки периодически возникающей критике ее консервативной природы, жизнеспособность академической школы в XXI веке обусловлена несколькими факторами. Помимо основы, собственно профессиональных навыков, она состоит из преемственности авторских методик, мировоззренческих систем, многих примеров творческих школ, созданных знаменитыми художниками, академиками, соткана из личностных трактовок, смелых экспериментов с формой и цветом, рисковых решений. Конечно, не все приживается, но многое остается жить в монументальном пространстве академической школы, которая обращена в будущее и вовлекает в свой ареал новые поколения.

Современная академическая школа – это диалог культур. В нее привнесены мировые тенденции, художественные традиции разных народов, что позволяет развиваться, обретать новые силы.
Возвращаясь к молодым художникам хочется в первую очередь начать разговор с выбора темы – посвящения Великой Отечественной войне.
Уважение к своей истории, тоже одна из традиций, свойственных академической школе, однако, у каждого из авторов выставочного проекта свое понимание и проникновение в тему. Каждому память предков особенно дорога, она живет в сердце нового поколения творцов.
Серии монументальных полотен, посвященных Великой Отечественной войне – это и не творческое задание, и не масштабный заказ, а веление сердца, ощущение необходимости, невозможность не выразить свое отношение.

Выставка существует как единое пространство – посвящение победе. Каждая из работ – выразительная картина долгого и страшного пути, дорог войны, устремленных к мирной жизни.
Что такое победа, каковая ее цена, что ей предшествовало, сколькие положили за нее головы…

А началось все в «Лето 41-го» - такое название дал Илья Овчаренко своей работе, посвященной войне. В ней перед нашими глазами предстает граница – между жизнью и смертью, «живыми и мертвыми», и мы не знаем, чем закончится эта война для каждой семьи. Триптих Александра Новоселова становится размышлением над судьбами людей в Великую Отечественную – «Прощание», «Путеразрушитель», «Возвращение». В страшной машине – путеразрушителе, который разрывает в клочья железные дороги мы прочитываем образ войны, которая разрушает жизни. Отцы, мужья, братья покидают свои дома, семьи, прощаясь словно в последний раз. Никто не знает, суждено ли солдату вернутся и повезет ли женщине остаться в живых и дождаться.
«Ополченцы» - работа Рустама Яхиханова, в которой документальный сюжет становится символом для многонациональной страны. Все республики, все народы, все города отправляют сынов отечества на бой. Для кого-то он станет первым и последним, а кто-то дойдет до Берлина, но об этом пока никто не знает.

Молитва летит ввысь на всех языках, от всех верующих мира – христиан, мусульман. Вот и старая чеченская женщина «За молитвой» перебирает четки, устремив свои мольбы к небу.
«Дороги войны» Вадима Каджаева, это о войне, которая стерла границы между жизнью фронта и тыла, почти сравняв их по тяжести. Одни ковали победу в тылу, надрывались, собирали последние силы в кулак, чтобы прорваться сквозь голод, лишения, боль. Другие приближали ее на фронте в пучине страданий, кровавого месива войны. Две реки, два потока людских жизней, судеб в композиции Каджаева движутся в разных направлениях, но подчинены одной цели - победить.

К победе идут все пути, но как тяжелы эти кровавые дороги войны, какие увечья получают люди, их раны уродуют тело и душу. Целая серия живописных полотен Александра Новоселова раскрывает нам мгновения этого пути. «Сестра», «Темная ночь», «Колючие травы» - в них художник создает особую атмосферу напряжения, подбирая драматические соотношения цвета, света. Поверхность буквально пульсирует от переходов черного, красного, ярких вспышек, составленных из оттенков желтого и белого словно светящихся изнутри. Дороги войны, скольких вернули к жизни некогда хрупкие девушки – они в одночасье встали наравне с мужчинами в строй и проявили невиданную силу. Сколько раненых благодаря их подвигу не осталось лежать на полях сражений в ожидании смерти.
Крепость духа, поиск спасения в вере, преодоление боли, все это о молитве – «Молитва», так называется триптих Фрола Иванова, составленный из нескольких образов: «Боль», «Земля» и «Надежда». Солдаты войны, кто из них не мечтал вернутся домой, увидеть семью, обнять родных, близких, любимых. И чем измерить боль, которую испытывает солдат, вернувшийся с войны и обретший там вместо дома пепелище. Земля, Родина, красота ее пейзажей неоспорима, но в трагический час она словно скорбит вместе с героями, чья душа и жизнь опустошена войной. Леденящий холод серебристого пейзажа объединяет все три композиции атмосферой скорбного молчания. А где-то в тишине все-таки теплится жизнь, ведь дыхание земли не остановилось, она продолжает согревать своим теплом новую зарождающуюся жизнь.


 


Что может укрепить человека, когда все силы на исходе, конечно надежда. «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди..» - в этих фронтовых строках Константина Симонова звучит гимн человеческой победе, торжеству силы духа над отчаянием. Надеждой живут не только в тылу, ей живут и солдаты, в сражениях среди боли, крови и бесконечных страданий вдруг обретая единственный смысл.
Иногда надежда торжествует: сын, муж, брат, отец возвращаются домой. Словно родившийся заново, как в «Омовении» Фрола Иванова, солдат вернулся, молитва услышана.
Военный пейзаж, увы, бывает и такое. Зима «На военной земле» Сергея Данчева не надолго прикрыла страшные раны, которые оставили ей бои. Вздыбленная от взрывов земля, поломанные ветви деревьев, сгоревшие дома, все укутал словно в саванн белый снег. Кажется, возвращаться сюда нет смысла, однако, чудом уцелевший храм взывает к вере, надежде и любви.
«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе..» - сквозь века доносится до нас вселенская боль молитвенных слов. «Не рыдай мене мати» - живописный реквием о погибших, песнь о героях, мучениках ХХ века, «несвятых святых». Такой момент встречи со смертью, предстояния, на пути в жизнь вечную выбирает для своей картины Фрол Иванов. Строгая, жесткая, графичная композиция как и острый нож в руках фашистского карателя, сообщает зрителю буквально физическое ощущение страха, холода, боли.


 


Кто измерит боль матери, потерявший сына?! В «Скорби» Сергея Данчева все говорит об одном – о смерти. И смерти солдата, и смерти матери, которая сердцем умерла вместе с ним. И белая зима здесь выступает страшной декорацией смерти – пустыней, которая символизирует ту самую скорбь.
«Память. Братья Газдановы» - рассказ Вадим Каджаев о том, может ли не рыдать мать о погибшем сыне, о том, что чувствует она, когда все семь сыновей ушли на фронт и не вернулись?! Сколько женщин не снимало черных одежд, оставшись до конца дней в трауре по погибшим. Скольким пришлось жить заново, сознавая, что смысл существования утерян навсегда! Братья Газдановы – вся многонациональная страна, Родина, потерявшая сыновей, кормильцев, пахарей, инженеров, поэтов. Семей, которые могли сложится и которых уже никогда не будет, детей, которые не родятся…Реальная история братьев Газдановых вступает в диалог с образом Александра Новоселова «Мать-Земля», притчей о том, как телами сыновей засеяны все поля матери-земли, где каждому колоску суждено прорастать сквозь чье-то сердце.

«Победа» - монументальное полотно Александра Новоселова, которое становится смысловым узлом экспозиции, посвященной знаменательной дате. В сложном композиционном решении находят свое воплощение, кажется все возможные чувства, и радость победы, и горечь утраты, и опустошенность. Множество лиц, характеров, судеб образуют лик победы. Здесь они все – и кто боролся, и кто ждал и надеялся, у серых стен рейхстага, на развалинах империи, которая присвоила право даровать людям возможность быть человеком или лишала его этого права по своему усмотрению.
Картина «Память» Александра Тыщенко возвращает нас в прошлое, в котором одни положили жизнь, чтобы жили другие. «Товарищи» - в лицах мужчин, горечь утраты. Скупая, молчаливая боль поселилась в их сердцах, а скорбь окрасила мрачные лица. «От героев былых времен, не осталось порой имен…», скольких родные не смогут оплакивать у могилы, потому что могилой им стала земля, родная или чужая...

Память жива, пока люди чтят ее, пока для них она не прошлое, а настоящее и будущее, часть их жизни. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» - эти священные слова на Могиле Неизвестного Солдата, великий памятник, над которым сияет Вечный огонь. Но горит он до тех пор, пока находит искру в сердце каждого из нас. И самая главная из задач, которая встает перед нами - не предать память, суметь отстоять ее всеми силами.

Татьяна Кочемасова





 






версия для печати