З.К.Церетели - кандидат в новый состав Общественной палаты Российской Федерации

 



Церетели Зураб Константинович



В  настоящее время проходят выборы  нового состава Общественной палаты РФ. Среди кандидатов по направлению "Культура и творчество" –
Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели.

Интернет-голосование продлится до 30 мая.
Подробнее с информацией о ходе голосования и возможностях участия можно ознакомиться на сайте www.oprf.ru









Исходя из своего личного профессионального опыта и остро переживая все сложности современных условий, в которые поставлен творец сегодня, я выделил для себя несколько основных направлений, которые, с моей точки зрения, необходимо будет продвигать, осуществлять поиск механизмов их решения с помощью института  Общественной палаты Российской Федерации:


Вопросы культурной политики как духовно-нравственной консолидирующей основы для современного общества

Здесь для самого себя я задаю вопрос, чем сегодня для людей может быть искусство – «развлечением»,  «просвещением», «терапией», «дипломатией»…. Чем может быть искусство полезно людям, что оно им адресует и зачем оно обществу? Творческие инициативы должны рассматриваться не только в контексте решения художественных задач, но и проблем связанных с возможностью преобразования современной жизни с помощью искусства, утверждения принципов взаимоуважения, взаимопонимания в отношениях между народами, представителями различных культур, разных религиозных конфессий. Здесь важен и процесс переосмысления значимости потенциала культуры в борьбе против негативных тенденций современного общества,  анализ историко-культурного опыта и современные пути решения.

Для меня также важной задачей является поддержка проектов и программ, связанных с  развитием  арт-терапии во всех регионах России. Я называю эту программу «Искусство-Наука-Медицина», потому что она объединяет самых разных специалистов в одном деле. Считаю необходимым не только привлекать внимание общества к этим программам, но и оказывать всяческое содействие, в том числе на законодательном уровне, продвигать научно-исследовательские и образовательные программы по этой проблематике.


Вопросы образования и науки в области культуры, проблемы сохранения и  развития отечественной художественной школы

Одним из главных вопросов для меня является сохранение отечественной художественной школы, уникальной по своим возможностям в деле воспитания многогранной личности.  Так, например, переход образовательных программ на новые стандарты, сокращение часов на уроки по специальностям (рисунок, живопись, скульптура, архитектура) может привести к разрушению академической школы, причем по всей России. Это лишь маленький пример, который говорит нам о том, что мы очень осторожно должны реформировать сферу художественного образования, принимая во внимание не только позитивный западный опыт, но и негативные его проявления.

Еще одну проблему я хочу обозначить как обучение основам изобразительного искусства в школе. Это касается не только уроков рисования, которые зачастую проводятся совершенно формально и не вызывают интереса у ребенка, но и курса истории России и мира в рамках которого совсем крохотное, ничтожное место занимает история мирового и отечественного искусства, художественной культуры. Активное привлечение художников, историков искусства в процесс формирования национальной образовательной программы, подготовки учебных пособий по истории искусства для средней школы  условии широкого общественного обсуждения, по моему убеждению,  станет важной ступенью в реформировании образования.

Последние годы я и мои коллеги в Российской академии художеств заняты разработкой программы воссоздания системы профессиональной подготовки мастеров-исполнителей высшей квалификации. В связи с этим мы выступили с инициативой создания Институтов исполнительских искусств с филиалами в регионах (учебно-производственных  центров по подготовке мастеров-исполнителей высшей квалификации), цель которых, воссоздание образовательной системы техникумов, училищ по направлению мастерства художественного исполнения произведений скульптуры, дизайна, декоративных искусств, театрально – и кинодекорационных решений, изучение новых материалов и технологий при создании произведений с учетом современных образовательных стандартов; программа поддержки и развития народных промыслом и ремесел  в целях сохранения национальных школ России.

Подобная программа не только даст возможность развивать художественное производство как часть творческого процесса создания произведений монументального искусства, но и, на мой  взгляд, может послужить основанием для развития предприятий малого бизнеса во всех регионах России в соответствии с особенностями конкретных областей и республик. Подобная программа может функционировать и в качестве непрерывного образования, что будет востребовано в условиях возникновения новых технических и технологических особенностей при создании произведений изобразительного искусства.


Программа воссоздания механизмов социальной поддержки художников, ученых, педагогов – деятелей культуры.

Воссоздание национальной программы социальной поддержки художников, ученых, педагогов, деятелей культуры разных направлений - одна из важных задач современности. Говорю об этом, не только как художник, член творческих союзов, но и как руководитель государственной организации, ежедневно сталкивающейся с обращениями художников с просьбой о поддержке, ходатайстве перед  различными государственными структурами по различным вопросам социальной поддержки. Утрата целой системы социальной поддержки, которая была сформирована, в том числе и на отчисления самих художников, а именно поликлиники, детские сады, творческие дома, пансионаты, производственные комбинаты сегодня усугубляет ситуацию. На мой взгляд, опыт прошлых лет подсказывает нам, что сегодня сами художники могли бы объединить усилия и создать новую общественную форму поддержки – фонд, который бы по принципу или иной общенациональной общественной структуры,  организацию, возможно, при частичном  участии государства.







версия для печати