Вечер памяти выдающегося скульптора-монументалиста, народного художника Армении Ара Арутюняна. К 85-летию со дня рождения
26 ноября 2013 года в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка 21) состоялся творческий вечер памяти выдающегося скульптора-монументалиста, народного художника Армении, члена-корреспондента Академии художеств СССР, РФ, профессора Ара Арутюняна, посвященный 85-летию со дня рождения мастера. Вечер пройдет на фоне выставки его скульптурных и графических произведений.
Значение и масштаб творческого наследия мастера трудно переоценить. Он является автором более 40 памятников, монументов и скульптурно-архитектурных ансамблей, которые украшают улицы, площади, парки городов Армении, Франции, Италии, Украины и других стран мира. В своих произведениях Арутюнян воплотил эстетические и гражданские идеалы своего времени. Монумент «Мать – Армения» стал символом Армении. Его доминантную и градообразующую роль в архитектурном ансамбле Еревана отмечал известный исследователь искусства А. Каменский. Памятник великому поэту и композитору Саят – Нове в Ереване – самый любимый и узнаваемый горожанами памятник – родник. Интересна символическая направленность в решении памятника композитору Комитасу, который был установлен в парке Ереванской государственной консерватории. Образ декоративной скульптуры «Львица» в Гегарде стал в настоящее время изображением торговой марки всемирно известного армянского коньяка «Great Valley». Поэтичны и декоративны композиции его памятников - родников, один из которых «Дружба Еревана и Каррары» установлен в Италии. А.Арутюнян - автор памятника герою французского антифашистского движения Сопротивления Мисаку Манушяну в пригороде Парижа , памятника воинам 89-й Армянской Таманской дивизии в Севастополе, павшим в Великой Отечественной войне в боях за освобождение города . В 1982 скульптор воплощает, по словам Вл. Цельтнера, «самый притягательный для себя героический образ» - монумент «Слава труду», в котором олицетворением силы человеческого духа стала мощная и стремительная в своем движении вперед фигура Рабочего.
Выдающийся мастер – монументалист А.А. Арутюнян является родоначальником и основоположником архитектурно-скульптурных ансамблей в Армении. В их числе - самый масштабный комплекс, посвященный Сардарапатской битве, выразительный архитектурно – скульптурный ансамбль, в котором увековечены герои Муса Лер.
Идя по пути синтеза искусств он создал скульптурное оформление фасада музея «Эребуни» и скульптурный ансамбль Армянского академического драматического театра имени Г. Сундукяна.
Колоссальный творческий путь пройден ярким художником и удивительным человеком А.А. Арутюняном. Не случайно своим девизом он считал слова великого поэта Александра Блока:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Арутюняну удалось реализовать множество творческих идей. Очень обширно и многогранно наследие станковой скульптуры художника. Он посвящал работы людям труда - «Виноградарь», «Победитель», «Строитель», создавал обобщающие символические образы - «Юность», «Страна Наири», «Гибель Ани», «Гетера», являлся большим мастером скульптурного портрета - «Портрет народного артиста Армянской ССР Ф. Мкртчяна», «Портрет дочери», портрет Героя Советского Союза летчика-испытателя Р. Каприеляна, портрет первой в истории Филиппин и стран Азии женщины - президента Корасон Акино, преподнесенный ей в дар. За создание яркого, глубокого портретного образа президента Филиппин Корасон Акино, скульптор был награжден орденом «Дружба народов».
А.А. Арутюнян был блестящим мастером рисунка. В Москве, Ереване, многих других городах с большим успехом проходили его персональные выставки, в экспозициях которых наряду со скульптурой всегда показывалась графика. Выставки, как правило, проходили в лучших залах страны. Показанные в залах Российской академии художеств (1995) и в Центральном Доме художника (1983)в В Москве экспозиции его произведений получили высокую оценку широкого зрителя, художников, искусствоведов. Наверное, трудно найти другого армянского скульптора, творившего столь плодотворно и высоко оцененного своим народом и профессиональными критиками. Об А. Арутюняне много писали ведущие искусствоведы тех лет- А. Каменский, В. Цельтнер, Г. Кнабе, Р. Аболина, Н. Воронов, И. Иванова, А. Стригалев, С. Капланова, Б. Зурабов, М. Айвазян и многие другие.
Работы Арутюняна представлены в собраниях многих художественных музеев мира: Государственной Третьяковской галерее (Москва) и Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее искусства народов Востока (Москва) и Государственной картинной галерее (Москва), Государственной картинной галерее Армении и Музее изобразительного искусства Кировакана, ряде других.
А. Арутюнян многие годы успешно работал в Ереванском государственном художественно-театральном институте. Талантливый педагог, он передал секреты мастерства многим поколениям молодых скульпторов, получивших призвание в Армении и далеко за ее пределами. Уже при жизни его называли «Варпет» (мастер), вокруг него всегда были люди, для которых общение с ним становилось незабываемым событием. Философский взгляд на мир и дар предвидения, глубина в рассуждениях на темы искусства и места человека в жизни, талант рассказчика, артистизм и обаяние его личности, наконец, брызжущий темперамент и солнечная энергетика, исходившая от него, конечно же, аккумулировали вокруг него многих людей. Арутюнян говорил: «Главный источник моего творчества – это фантазия. Это мир образов символов, ассоциаций, связанных с природой. В обращении к природе лежит постижение художником формы…».
Когда-то А.А. Арутюнян написал замечательные слова о своем друге - художнике, которые в равной степени можно отнести и к его жизни: «Он был певцом страны солнца и камня – этот человек, сделавший так много для нашего народа, родившийся не для того, чтобы пользоваться дарами жизни, а чтобы созидать, чтобы отдать всю свою энергию, весь творческий талант людям …».
С.А. Арутюнян, кандидат исторических наук, востоковед