Выставка «Неизвестный И. Л. Аскназий. Суета сует»
7 июля 2013 года в 15.00 в Голубом зале Научно-исследовательского музея Российской академии художеств открывается новая выставка из фондов «Неизвестный И. Л. Аскназий. Суета сует»».
На ней представлено четыре знаковых живописных произведения академика исторической живописи Исаака Львовича Аскназия (1856-1902). Самой ранней картиной, показываемой впервые после 1903 года и только что прошедшей реставрацию, является работа «Авраам изгоняет из дома Агарь» (1878 г.). Эта первая законченная композиция принесла молодому художнику малую золотую медаль. Монументальное произведение «Моисей в пустыне», написанное в Италии в период совершенствования в искусстве, характеризует зрелое творчество живописца. В 1885 г. оно было по достоинству оценено Императорской Академией художеств, удостоившей автора звания академика. Третье полотно, выполненное в конце жизни и давшее название выставке, – «Экклезиаст. Суета сует» (1899 г.), было предназначено специально для Русского павильона Всемирной выставки в Париже 1900 года. Художника вдохновила самая философская книга Библии – Книга Экклезиаста или Проповедника, оказавшая огромное влияние на умы людей.
В Голубом зале показан портрет Аскназия, написанный В.Е. Савинским во время совместного пребывания в Риме, а также ранняя картина самого Аскназия «Марранка. (В темнице)», на которой живописец изобразил свою будущую жену.
Выставка работает до 11 августа.
Неизвестный Аскназий (1856-1902)
Академик исторической живописи Исаак Львович (Ицык Лейбович) Аскназий родился 16 января 1856 г. в г. Дриссе Витебской губернии, в семье купца 2-ой гильдии. Семья была религиозной и, видимо, его отцу стоило долгих и тяжелых раздумий решение разрешить младшему сыну стать художником. 18 августа 1870 г. в Правление Императорской Академии художеств поступило прошение от полоцкого мещанина Лейбы Аскназия с просьбой проэкзаменовать его сына Исаака и принять в число вольноприходящих учеников. Выполненный в классах рисунок с гипсовой головы удовлетворил Совет Академии и юноша начал учиться, внося плату за посещение художественных классов в размере 12 рублей 50 копеек каждые полгода. Осенью 1874 г. Аскназий перешел в число учеников Академии и перестал платить за обучение. Статус действительного ученика, вернее наличие серебряной медали за учебную работу, принесло еще одну существенную льготу – он получил отсрочку от призыва на военную службу до 28 лет.
Существовавшая система помесячных дежурств педагогов дала ему возможность учиться у всех ведущих профессоров исторической живописи: А.Т. Маркова, П.М. Шамшина, В.П. Верещагина, К.Б. Венига, а также П.П. Чистякова. Аскназий проходил академический курс успешно: за выполненные в натурном классе рисунки и живописные этюды в 1874 и в 1875 г. он был удостоен двух малых серебряных медалей, а в 1877 – двух больших серебряных наград. В том же году он подал прошение о допущении к конкурсу на малую золотую медаль. Тогда же ему и Александру Попову была предоставлена мастерская, где молодые люди начали работать над своими первыми законченными картинами по теме, выбранной Советом Академии: «Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Измаилом». Аскназий хорошо справился с заданием, продемонстрировав умение построить композицию. Картине присуща условность, характерная для многих произведений академической школы, и несколько сухая манера исполнения. Но знаменательно, что уже в первой более или менее самостоятельной работе будущий художник проявил интерес к возможностям пленэрной живописи. Это ощущается в колористическом решении картины, сюжет которой позволил уделить довольно значительное место пейзажу. Программа, написанная в 1878 г., поступила в музей в 1971. Плохое состояние сохранности полотна не позволяло в течение нескольких десятилетий включать картину в состав выставок. Завершенная в 2013 г. реставрация дает возможность экспонировать произведение наряду с другими работами художника.
В 1879 г. Исаак Аскназий закончил полный курс обучения. Картина «Блудница перед Христом» (ГРМ) принесла ему большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования за счет казны, а также звание классного художника I степени с правом на чин X класса при поступлении на государственную службу. Все это давало прочное положение в обществе, гарантировало обеспеченность заказами.
В ожидании ассигнований для далекого путешествия, Аскназий просит Академию художеств предоставить мастерскую, в которой пишет картину «В темнице» (второе название «Марранка», 1880 г.). Как гласит семейная легенда, героиня написана с его будущей жены Софьи. Идея исторического портрета–картины заложена в самом названии произведения. Молодой живописец обратился к эпохе испанского средневековья: именно в этой стране марранами называли евреев, формально принявших католицизм, но втайне продолжавших исповедовать иудаизм, что и способствовало появлению инквизиции.
В конце октября 1880 г. Исаак Аскназий отправился в пенсионерскую поездку. Его путь пролегал через Германию. Проехав через Кенигсберг, он посетил Берлин и Дрезден, осматривая картинные галереи. Посещал мастерские известных художников – в частности, профессора Берлинской Академии художеств А.А. Вернера, живописцев Л. Кнауса и П. Меергейма. Весной 1881 г. с рекомендательным письмом к европейской знаменитости Х. Маккарту Аскназий из Праги отправился в Вену. Но конечной целью путешествия была Италия.
Задержавшись в очаровавшей его Венеции, художник посвящает все свое время изучению манеры Тициана, Тинторетто, Веронезе. Затем через Падую, Флоренцию и Болонью, в декабре 1881 г. он прибыл в Рим. Попав под влияние великих венецианских колористов, Аскназий начинает обращать пристальное внимание на цветовое решение этюдов и картин.
Получая положенное ему содержание в размере 463 рублей 50 копеек каждые полгода, художник мог позволить себе путешествовать. В 1884 г. вместе с В.Е. Савинским они посетили выставку в Турине, а затем и парижский Салон, побывали в мастерской М.М. Антокольского. Экспонируемый на выставке погрудный портрет в шубе был написан Савинским в начале 1885 г., перед возвращением Аскназия в Россию.
В сентябре 1885 г. Аскназий отчитывается перед Советом Императорской Академии художеств, вынеся на его суд две большие работы – "Палач с головой Иоанна Крестителя" и "Моисей в пустыне”. Совет нашел, что «… пенсионерское пребывание за границей во многом способствовало развитию его художественного таланта» и одобрил исполнение названных картин. «Моисей в пустыне», помещенный на академическую выставку 1885 г., понравился и президенту Императорской Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу, лично выразившему свое одобрение автору во время посещения экспозиции. В том же 1885г. художник получил звание академика.
Над картиной «Моисей в пустыне, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян» (1885 г.) живописец начал работать в Риме в марте 1882 г. Он выбрал сложный психологический момент, требовавший от Моисея концентрации воли и уверенности в правильности избранного им пути, необходимые перед его разговором с фараоном Египта. Умело построив композицию, художник продемонстрировал не только владение рисунком, но и свои достижения в области пленэрной живописи, результаты длительного совершенствования в колорите. Как и в картине на малую золотую медаль, Аскназий показал, что хорошо чувствует и умеет изображать пейзаж. В 1885 г. после долгих переговоров произведение было приобретено П.М. Третьяковым для его галереи. В собрание Научно-исследовательского музея Российской академии художеств картина была передана из Третьяковской галереи в 1950 г.
Образцом позднего творчества художника, отразившим черты искусства модерна с его стремлением к повышенной декоративности, является монументальное полотно «Экклезиаст. (Суета сует и всяческая суета)», 1899. Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи – все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие - это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако, картина, купленная в 1901 г. за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л. Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году.
Поводом показать часть хранящихся в собрании НИМ РАХ произведений И.Л. Аскназия послужило долгожданное завершение реставрации академической программы «Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом». Все три картины - за исключением портретов – выполнены на библейские сюжеты. Выставка дает возможность получить представление обо всех этапах творчества художника.
На ней представлено четыре знаковых живописных произведения академика исторической живописи Исаака Львовича Аскназия (1856-1902). Самой ранней картиной, показываемой впервые после 1903 года и только что прошедшей реставрацию, является работа «Авраам изгоняет из дома Агарь» (1878 г.). Эта первая законченная композиция принесла молодому художнику малую золотую медаль. Монументальное произведение «Моисей в пустыне», написанное в Италии в период совершенствования в искусстве, характеризует зрелое творчество живописца. В 1885 г. оно было по достоинству оценено Императорской Академией художеств, удостоившей автора звания академика. Третье полотно, выполненное в конце жизни и давшее название выставке, – «Экклезиаст. Суета сует» (1899 г.), было предназначено специально для Русского павильона Всемирной выставки в Париже 1900 года. Художника вдохновила самая философская книга Библии – Книга Экклезиаста или Проповедника, оказавшая огромное влияние на умы людей.
В Голубом зале показан портрет Аскназия, написанный В.Е. Савинским во время совместного пребывания в Риме, а также ранняя картина самого Аскназия «Марранка. (В темнице)», на которой живописец изобразил свою будущую жену.
Выставка работает до 11 августа.
Неизвестный Аскназий (1856-1902)
Академик исторической живописи Исаак Львович (Ицык Лейбович) Аскназий родился 16 января 1856 г. в г. Дриссе Витебской губернии, в семье купца 2-ой гильдии. Семья была религиозной и, видимо, его отцу стоило долгих и тяжелых раздумий решение разрешить младшему сыну стать художником. 18 августа 1870 г. в Правление Императорской Академии художеств поступило прошение от полоцкого мещанина Лейбы Аскназия с просьбой проэкзаменовать его сына Исаака и принять в число вольноприходящих учеников. Выполненный в классах рисунок с гипсовой головы удовлетворил Совет Академии и юноша начал учиться, внося плату за посещение художественных классов в размере 12 рублей 50 копеек каждые полгода. Осенью 1874 г. Аскназий перешел в число учеников Академии и перестал платить за обучение. Статус действительного ученика, вернее наличие серебряной медали за учебную работу, принесло еще одну существенную льготу – он получил отсрочку от призыва на военную службу до 28 лет.
Существовавшая система помесячных дежурств педагогов дала ему возможность учиться у всех ведущих профессоров исторической живописи: А.Т. Маркова, П.М. Шамшина, В.П. Верещагина, К.Б. Венига, а также П.П. Чистякова. Аскназий проходил академический курс успешно: за выполненные в натурном классе рисунки и живописные этюды в 1874 и в 1875 г. он был удостоен двух малых серебряных медалей, а в 1877 – двух больших серебряных наград. В том же году он подал прошение о допущении к конкурсу на малую золотую медаль. Тогда же ему и Александру Попову была предоставлена мастерская, где молодые люди начали работать над своими первыми законченными картинами по теме, выбранной Советом Академии: «Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Измаилом». Аскназий хорошо справился с заданием, продемонстрировав умение построить композицию. Картине присуща условность, характерная для многих произведений академической школы, и несколько сухая манера исполнения. Но знаменательно, что уже в первой более или менее самостоятельной работе будущий художник проявил интерес к возможностям пленэрной живописи. Это ощущается в колористическом решении картины, сюжет которой позволил уделить довольно значительное место пейзажу. Программа, написанная в 1878 г., поступила в музей в 1971. Плохое состояние сохранности полотна не позволяло в течение нескольких десятилетий включать картину в состав выставок. Завершенная в 2013 г. реставрация дает возможность экспонировать произведение наряду с другими работами художника.
В 1879 г. Исаак Аскназий закончил полный курс обучения. Картина «Блудница перед Христом» (ГРМ) принесла ему большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования за счет казны, а также звание классного художника I степени с правом на чин X класса при поступлении на государственную службу. Все это давало прочное положение в обществе, гарантировало обеспеченность заказами.
В ожидании ассигнований для далекого путешествия, Аскназий просит Академию художеств предоставить мастерскую, в которой пишет картину «В темнице» (второе название «Марранка», 1880 г.). Как гласит семейная легенда, героиня написана с его будущей жены Софьи. Идея исторического портрета–картины заложена в самом названии произведения. Молодой живописец обратился к эпохе испанского средневековья: именно в этой стране марранами называли евреев, формально принявших католицизм, но втайне продолжавших исповедовать иудаизм, что и способствовало появлению инквизиции.
В конце октября 1880 г. Исаак Аскназий отправился в пенсионерскую поездку. Его путь пролегал через Германию. Проехав через Кенигсберг, он посетил Берлин и Дрезден, осматривая картинные галереи. Посещал мастерские известных художников – в частности, профессора Берлинской Академии художеств А.А. Вернера, живописцев Л. Кнауса и П. Меергейма. Весной 1881 г. с рекомендательным письмом к европейской знаменитости Х. Маккарту Аскназий из Праги отправился в Вену. Но конечной целью путешествия была Италия.
Задержавшись в очаровавшей его Венеции, художник посвящает все свое время изучению манеры Тициана, Тинторетто, Веронезе. Затем через Падую, Флоренцию и Болонью, в декабре 1881 г. он прибыл в Рим. Попав под влияние великих венецианских колористов, Аскназий начинает обращать пристальное внимание на цветовое решение этюдов и картин.
Получая положенное ему содержание в размере 463 рублей 50 копеек каждые полгода, художник мог позволить себе путешествовать. В 1884 г. вместе с В.Е. Савинским они посетили выставку в Турине, а затем и парижский Салон, побывали в мастерской М.М. Антокольского. Экспонируемый на выставке погрудный портрет в шубе был написан Савинским в начале 1885 г., перед возвращением Аскназия в Россию.
В сентябре 1885 г. Аскназий отчитывается перед Советом Императорской Академии художеств, вынеся на его суд две большие работы – "Палач с головой Иоанна Крестителя" и "Моисей в пустыне”. Совет нашел, что «… пенсионерское пребывание за границей во многом способствовало развитию его художественного таланта» и одобрил исполнение названных картин. «Моисей в пустыне», помещенный на академическую выставку 1885 г., понравился и президенту Императорской Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу, лично выразившему свое одобрение автору во время посещения экспозиции. В том же 1885г. художник получил звание академика.
Над картиной «Моисей в пустыне, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян» (1885 г.) живописец начал работать в Риме в марте 1882 г. Он выбрал сложный психологический момент, требовавший от Моисея концентрации воли и уверенности в правильности избранного им пути, необходимые перед его разговором с фараоном Египта. Умело построив композицию, художник продемонстрировал не только владение рисунком, но и свои достижения в области пленэрной живописи, результаты длительного совершенствования в колорите. Как и в картине на малую золотую медаль, Аскназий показал, что хорошо чувствует и умеет изображать пейзаж. В 1885 г. после долгих переговоров произведение было приобретено П.М. Третьяковым для его галереи. В собрание Научно-исследовательского музея Российской академии художеств картина была передана из Третьяковской галереи в 1950 г.
Образцом позднего творчества художника, отразившим черты искусства модерна с его стремлением к повышенной декоративности, является монументальное полотно «Экклезиаст. (Суета сует и всяческая суета)», 1899. Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи – все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие - это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако, картина, купленная в 1901 г. за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л. Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году.
Поводом показать часть хранящихся в собрании НИМ РАХ произведений И.Л. Аскназия послужило долгожданное завершение реставрации академической программы «Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом». Все три картины - за исключением портретов – выполнены на библейские сюжеты. Выставка дает возможность получить представление обо всех этапах творчества художника.